СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы родителям. Как помочь ребёнку научиться читать без ошибок.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация родителей. Советы учителя-логопеда. Если вы решили самостоятельно научить своего ребенка читать до того, как он пойдет в школу, или если ваш ребенок уже стал учеником первого класса, хотелось бы обратить ваше внимание на вопрос формирования навыка чтения и дать несколько советов и рекомендаций, чтобы избежать последствий неграмотного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Советы родителям. Как помочь ребёнку научиться читать без ошибок.»

Советы родителям. Как помочь ребёнку научиться читать без ошибок.


Если вы решили самостоятельно научить своего ребенка читать до того, как он пойдет в школу, или если ваш ребенок уже стал учеником первого класса, хотелось бы обратить ваше внимание на вопрос формирования навыка чтения и дать несколько советов и рекомендаций, чтобы избежать последствий неграмотного обучения.

Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности, и, естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов. Вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать тексты. До этого момента ребенку придется преодолеть несколько сложных этапов:

- выучить и запомнить буквы;

- научиться объединять буквы в слоги, а потом слоги разной степени трудности в слова, слова в предложения (техника чтения);

- затем читать и воспринимать прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста (то есть осмысление (понимание) прочитанного).

Каждый из этих этапов самостоятелен, значим, но и тесно связан друг с другом. Сначала надо проверить и, при необходимости, поработать над техникой чтения. Постепенная авто­матизация навыка чтения позволяет ребенку перейти на но­вую ступеньку — понимание прочитанного. Самостоятельное чтение возможно только тогда, когда ребенок проявит интерес к этому процессу.

Итак, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим советам.

Совет первый: приступать к обучению чтению нужно только в том случае, если устная речь вашего ребенка достаточно развита. Ребёнок должен правильно, чётко произносить звуки всех фонетических групп, уметь слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка (то есть должна быть сформирована фонетико-фонематическая сторона устной речи), должен безошибочно определять количество звуков в слове и порядок их следования друг за другом, например, уметь выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. (готовность ребенка к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи). Желательно, чтобы ваш ребенок умел пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблял слова с уменьшительно-ласкательным значением, умел образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, меховой); умел образовывать прилагательные от существительных (например, шляпа из соломы – соломенная, если идет дождь – дождливая погода, у лисы лапа – лисья). А также умел правильно строить предложения, видеть связь слов в предложениях, составлять предложения по опорным словам и картинкам, пересказывать сказку или небольшой рассказ, сохраняя смысл и содержание.

Если же в речи дошкольника имеются дефекты звукопроизношения, нарушения звуко-слоговой структуры сложных слов, наблюдаются неправильные формы словообразования, то в первую очередь следует заняться исправлением нарушений устной речи (желательно проконсультироваться у логопеда и обязательно посещать логопедические занятия).

Совет второй: начинайте обучение чтению не раньше четырех лет. Состояние психологической готовности к усвоению грамоты и литературного языка происходит в 5-6 лет. Проконсультируйтесь у специалиста (логопеда, учителя) о методике обучения чтению. Лучше обучение чтению доверить специалисту. Если же вы сами решили обучать читать дошкольника, продолжайте учитывать следующие советы.

Совет третий: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Если занимаетесь по Букварю (например, по учебному пособию «Букварь», разработанному Н,С. Жуковой), следуйте предложенному в пособии порядку изучения букв. Прежде чем начать заниматься с ребенком, изучите рекомендации автора и внимательно ознакомьтесь с заданиями на изучаемой странице Букваря.

Совет четвертый: в основе обучения чтению – не БУКВА, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например С, следует научить его слышать звук [С] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит звук. Возьмем, к примеру, звук [С]. Мы произносим его отрывисто: С! И букву С необходимо называть также: С! Ни в коем случае не ЭС или СЭ. Говоря ЭС или СЭ, мы произносим два звука – [Э] и [С]; [С] и [Э]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей. Уважаемые родители, не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать. ЗВУКИ мы слышим и произносим, а БУКВЫ мы видим, пишем и читаем.

Совет пятый: правильное чтение — это чтение слогами (конечно на начальном этапе). И пусть ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога! Грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала механически называет буквы слога К и А, и только после этого читает слог: КА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Совет шестой: усложнять материал рекомендуется лишь тогда, когда ребёнок легко прочитывает предыдущие задания: гласные и их слияния (Ау, иоэ), открытые слоги (ма, му), закрытые слоги (аб, оп, бам, пап), простые слова (сок, мама), слоги со стечением согласных (пла, кло, акл), слова со стечением согласных (плот, слон, торт), более сложные слова из 2-3 слогов и т.д.

Совет седьмой: шрифт букв, слогов, слов, предлагаемых ребёнку, должен быть крупным, как в Букваре, на белом фоне. Читаемый материал должен быть: понятен ребёнку по смыслу; доступен по объёму; интересен по содержанию (выбирать надо книгу, исходя из увлечений ребенка животными, техникой, сказочными героями).

Совет восьмой: необходимо следить за дыханием ребёнка при чтении, оно должно быть спокойным, размеренным. Читать на выдохе: выдох экономный, длительный (не более 3 - 5 слов проговаривать на одном выдохе).

Совет девятый: когда ребенок перешел к чтению простых предложений, важно обратить внимание на следующее:

- делает ли ребёнок паузы на знаках препинания;

- правильно ли произносит слова;

- не пропускает ли буквы, слоги, слова в процессе чтения;

- четко ли прочитывает окончания слов;

- не допускает ли повтора слов, слогов;

- правильно ли ставит ударение в словах;

- произносит ли с большей силой и длительностью главное слово во фразе /логическое ударение/ — это показатель понимания ребёнком смысла текста.

Совет десятый: полезно попросить ребёнка пересказать прочитанное, ответить на вопросы по тексту. Это способствует формированию осознанности навыка чтения.

Чтобы ребёнку было легче запомнить и различать буквы, рекомендую использовать следующие приемы:

1. Взрослый пишет букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует (или это делает взрослый, ребенок опять же раскрашивает) предметы, в названиях эта буква первая.

2. Лепка ребёнком буквы из пластилина.

3. Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

4. Написание широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе - и ребёнок мгновенно вспомнит её).

5. Конструирование букв из счетных палочек (по образцу, по словесной инструкции, по памяти).

6. Реконструирование букв: а) добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В), б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К), в) изменяя пространственное расположение элементов (сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т букву Г).

7. Складывание буквы из геометрических фигур.

8. Узнавание букв, перечёркнутых дополнительными линиями.

9. Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Такие сравнения может придумывать сам ребёнок. А также изображение буквы (Ф - встать, руки на пояс, Т - встать, руки в стороны, голову наклонить вперед).

10. Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

11. Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.

12. Письмо буквы по опорным точкам.


Самое главное — читать обязательно вслух и ежедневно, но не переутомлять ребёнка. Необходимо поощрять ребёнка за чтение. Не ругать за неудачи. В случае возникнове­ния трудностей в обучении, необходимо обратиться за консультацией к специалисту: логопеду, учителю, дефектологу.

Главная задача родителей – вызвать любовь и интерес к чтению.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!