СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование контрольно-оценочной деятельности на уроках через развитие навыков педагогической рефлексии, самооценивания, применения элементов технологии активной оценки.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы учителя немецкого языка 1 категории Заболотского УПК  Анны Аркадьевны Суркант по теме "Совершенствование контрольно-оценочной деятельности на уроках через развитие навыков педагогической рефлексии, самооценивания, применения элементов технологии активной оценки".

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование контрольно-оценочной деятельности на уроках через развитие навыков педагогической рефлексии, самооценивания, применения элементов технологии активной оценки.»

Вороновский отдел образования, спорта и туризма

ГУО «УПК Заболотские ясли-сад-средняя школа»













Совершенствование контрольно-оценочной деятельности на уроках через развитие навыков педагогической рефлексии, самооценивания, применения элементов технологии активной оценки.











А.А. Суркант,

учитель немецкого языка







2017


В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен

большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной

деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы

остаются сложнейшими педагогическими проблемами.

Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые

регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые

каждый учитель обязан знать, и умело применять знания на практике.

Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной

деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего

среднего и профессионально-технического образования, которая была

введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной

деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного

материала.

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.

Требования к организации контроля на уроке иностранного языка

Целенаправленность контроля означает, что контроль должен распространяться на определенные навыки и умения и носит дифференцированный характер.

Объективность контроля означает соответствие полученных результатов обучения некоему эталону, содержащемуся в перечне требований к уровню овладения языком для разных этапов и профилей обучения.

Регулярность контроля свидетельствует о том, что контроль носит систематический характер на всех этапах обучения.

Ясность и четкость формулировки часто определяет успех проведения контроля.

Репрезентативность означает, что контролем должен быть охвачен весь усвоенный языковой материал, который должен быть проверен.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Формы контроля

Принято разделять следующие формы контроля – индивидуальный, фронтальный, групповой. Кроме того, каждая из перечисленных форм контроля может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от проверяемого речевого умения и от вида контроля.

Выделяют следующие основные методы проверки результатов обучения:

Устный контроль – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщения об опыте и пр

Письменный контроль обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика

Самоконтроль (учащиеся самостоятельно ищут ошибки, анализируют причины неправильного решения поставленной задачи, устраняют обнаруженные пробелы).

Наблюдение – систематическое изучение учащихся в процессе обучения.

Тест – это набор стандартизированных заданий, выполнение которых позволяет установить уровень и наличие определенных навыков, умений, способностей умственного развития и других характеристик личности с помощью специальной шкалы результатов.

Одним из методов формирования мотивационной сферы обучающихся является самооценка и взаимооценка.

Самооценка как один из компонентов деятельности более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего - с баллом.

Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

Включение ученика в оценивающую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, поможет ему составить верное представление об уровне своих возможностей, более точно соотнести оценку со стороны и самооценку. Все это и позволит исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися.

После решения любой учебной задачи я предлагают ученику на полях в небольшой табличке отметить символом в соответствующей графе его мнение о качестве выполненного задания и его оформлении.

После проверки такую же работу и я. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу красным кружком его отметку, если же не согласна - ставлю свою (ниже или выше по шкале). В случае больших разногласий возникает необходимость обсудить правильность отметок, выставленных школьником, и найти варианты согласования.

Самооценка применяется на разных этапах обучения.

Так, на первых уроках немецкого языка, когда дети изучили всего несколько новых слов, которые надо было запомнить и научиться правильно произносить, я сделала следующее. В заключение урока я последовательно написала эти слова на доске. Далее, указывая на слово указкой, предлагала школьникам произнести его вполголоса так, как они запомнили. После чего четко и громко произносила его сама, задавая этим самым эталон для сравнения. Дети производили сравнение и, если ошибок не находили, отмечали это как достигнутый успех. В итоге учащиеся сами смогли выделить слова, которые уже усвоили, и слова, над которыми надо поработать дома. Самооценка - это не самопроверка. Ученик сможет наилучшим образом определить, что уже умеет, а что для него создает проблему.

Ученые педагоги, в частности белорусский педагог Н. И. Запрудский, все больше склоняются к идее активной оценки, т.к. именно она дает надежду на правильное направление изменений. Исследования свидетельствуют о том, что активная оценка представляет собой весьма действенный метод улучшения ученических результатов.

Активная оценка не требует отказаться от выставления баллов. Она не относится к контрольным, тестовым, проверочным работам. Это оценка процесса учения и развития. Но именно она мощный стимул для получения знаний. Баллы - это информация о том, насколько достаточно ученики усвоили определенный материал. Активная оценка - это такая оценка, которая помогает ученикам учиться.

Например:

Можно учащимся предложить вместе определить схему оценивания выполненной работы (определённые операции для конкретного изделия).

1 задание –4 балла, 2 задание –3 балла, 3 задание –3балла. Ученики выполняют работу, затем меняются в парах своими изделиями и проверяют друг друга.

Есть трудности в применении активной оценки. Наиболее значимое, на мой взгляд, - это традиции, профессиональные, психологические и возрастные стереотипы, которые сложились у учителей, например: решение о том, чему и как учить учеников принимает учитель, он же единственный оценщик на уроке. Второе ограничение: планирование педагогом уроков, предполагающих АО, связано с большими, чем обычно, трудозатратами. Еще одно ограничение – на применение АО необходимо учебное время, которого всегда не хватает. Не так просто ввести в практику стратегию АО и совместить эту стратегию с требованиями большой «накопляемости» оценок. Препятствием могут оказаться представления о сущности и субъектах контрольно-оценочной деятельности, которые, зачастую, имеются у проверяющих.

Выставляя оценку, хочется, чтобы главным было не мнение коллег и администрации. Желательно задуматься: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

Учитель лишь до тех пор способен воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием.

Приложение:





задания

1

2

3

4

5

Оценка ученика






Оценка учителя






Итоговый вывод
















Критерий (за каждый критерий – от 0 до 10 баллов)

Оценка ученика

Оценка

группы

Комментарий для учителя

Я пытался внести максимальный вклад в работу группы.




Я умею выслушивать чужие аргументы. Принимать другую точку зрения




Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждения.




Я отстаиваю своё мнение корректно




Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения.




Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.




Я умею формулировать проблему и разбивать её на отдельные задачи.




Я умею работать в команде: иногда брать на себя ответственность, иногда подчиняться














Утверждение

Комментарий учителя

Наша группа работала как единая команда.


Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе.


Мы обсуждали решения и принимали решения вместе


Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу


В нашей группе уважается мнение каждого


В наше группе ценятся таланты и способности каждого.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!