Вороновский отдел образования, спорта и туризма
ГУО «УПК Заболотские ясли-сад-средняя школа»
Совершенствование контрольно-оценочной деятельности на уроках через развитие навыков педагогической рефлексии, самооценивания, применения элементов технологии активной оценки.
А.А. Суркант,
учитель немецкого языка
2017
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен
большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной
деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы
остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые
регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые
каждый учитель обязан знать, и умело применять знания на практике.
Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной
деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего
среднего и профессионально-технического образования, которая была
введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной
деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного
материала.
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.
Требования к организации контроля на уроке иностранного языка
Целенаправленность контроля означает, что контроль должен распространяться на определенные навыки и умения и носит дифференцированный характер.
Объективность контроля означает соответствие полученных результатов обучения некоему эталону, содержащемуся в перечне требований к уровню овладения языком для разных этапов и профилей обучения.
Регулярность контроля свидетельствует о том, что контроль носит систематический характер на всех этапах обучения.
Ясность и четкость формулировки часто определяет успех проведения контроля.
Репрезентативность означает, что контролем должен быть охвачен весь усвоенный языковой материал, который должен быть проверен.
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
Формы контроля
Принято разделять следующие формы контроля – индивидуальный, фронтальный, групповой. Кроме того, каждая из перечисленных форм контроля может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от проверяемого речевого умения и от вида контроля.
Выделяют следующие основные методы проверки результатов обучения:
Устный контроль – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщения об опыте и пр
Письменный контроль обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика
Самоконтроль (учащиеся самостоятельно ищут ошибки, анализируют причины неправильного решения поставленной задачи, устраняют обнаруженные пробелы).
Наблюдение – систематическое изучение учащихся в процессе обучения.
Тест – это набор стандартизированных заданий, выполнение которых позволяет установить уровень и наличие определенных навыков, умений, способностей умственного развития и других характеристик личности с помощью специальной шкалы результатов.
Одним из методов формирования мотивационной сферы обучающихся является самооценка и взаимооценка.
Самооценка как один из компонентов деятельности более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего - с баллом.
Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.
Включение ученика в оценивающую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, поможет ему составить верное представление об уровне своих возможностей, более точно соотнести оценку со стороны и самооценку. Все это и позволит исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися.
После решения любой учебной задачи я предлагают ученику на полях в небольшой табличке отметить символом в соответствующей графе его мнение о качестве выполненного задания и его оформлении.
После проверки такую же работу и я. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу красным кружком его отметку, если же не согласна - ставлю свою (ниже или выше по шкале). В случае больших разногласий возникает необходимость обсудить правильность отметок, выставленных школьником, и найти варианты согласования.
Самооценка применяется на разных этапах обучения.
Так, на первых уроках немецкого языка, когда дети изучили всего несколько новых слов, которые надо было запомнить и научиться правильно произносить, я сделала следующее. В заключение урока я последовательно написала эти слова на доске. Далее, указывая на слово указкой, предлагала школьникам произнести его вполголоса так, как они запомнили. После чего четко и громко произносила его сама, задавая этим самым эталон для сравнения. Дети производили сравнение и, если ошибок не находили, отмечали это как достигнутый успех. В итоге учащиеся сами смогли выделить слова, которые уже усвоили, и слова, над которыми надо поработать дома. Самооценка - это не самопроверка. Ученик сможет наилучшим образом определить, что уже умеет, а что для него создает проблему.
Ученые педагоги, в частности белорусский педагог Н. И. Запрудский, все больше склоняются к идее активной оценки, т.к. именно она дает надежду на правильное направление изменений. Исследования свидетельствуют о том, что активная оценка представляет собой весьма действенный метод улучшения ученических результатов.
Активная оценка не требует отказаться от выставления баллов. Она не относится к контрольным, тестовым, проверочным работам. Это оценка процесса учения и развития. Но именно она мощный стимул для получения знаний. Баллы - это информация о том, насколько достаточно ученики усвоили определенный материал. Активная оценка - это такая оценка, которая помогает ученикам учиться.
Например:
Можно учащимся предложить вместе определить схему оценивания выполненной работы (определённые операции для конкретного изделия).
1 задание –4 балла, 2 задание –3 балла, 3 задание –3балла. Ученики выполняют работу, затем меняются в парах своими изделиями и проверяют друг друга.
Есть трудности в применении активной оценки. Наиболее значимое, на мой взгляд, - это традиции, профессиональные, психологические и возрастные стереотипы, которые сложились у учителей, например: решение о том, чему и как учить учеников принимает учитель, он же единственный оценщик на уроке. Второе ограничение: планирование педагогом уроков, предполагающих АО, связано с большими, чем обычно, трудозатратами. Еще одно ограничение – на применение АО необходимо учебное время, которого всегда не хватает. Не так просто ввести в практику стратегию АО и совместить эту стратегию с требованиями большой «накопляемости» оценок. Препятствием могут оказаться представления о сущности и субъектах контрольно-оценочной деятельности, которые, зачастую, имеются у проверяющих.
Выставляя оценку, хочется, чтобы главным было не мнение коллег и администрации. Желательно задуматься: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.
Учитель лишь до тех пор способен воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием.
Приложение:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценка ученика | | | | | |
Оценка учителя | | | | | |
Итоговый вывод | | | | | |
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 10 баллов) | Оценка ученика | Оценка группы | Комментарий для учителя |
Я пытался внести максимальный вклад в работу группы. | | | |
Я умею выслушивать чужие аргументы. Принимать другую точку зрения | | | |
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждения. | | | |
Я отстаиваю своё мнение корректно | | | |
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения. | | | |
Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно. | | | |
Я умею формулировать проблему и разбивать её на отдельные задачи. | | | |
Я умею работать в команде: иногда брать на себя ответственность, иногда подчиняться | | | |
Утверждение | Комментарий учителя |
Наша группа работала как единая команда. | |
Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе. | |
Мы обсуждали решения и принимали решения вместе | |
Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу | |
В нашей группе уважается мнение каждого | |
В наше группе ценятся таланты и способности каждого. | |