СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование вычислительных навыков - доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математики на этом этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

Просмотр содержимого документа
«совершенствование вычислительных навыков - доклад»

МБОУ «СОШ№1 им. Героя Советского Союза

П. В. Масленникова ст. Архонская»


Доклад


/на МО/

«Совершенствование устных вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС»




Учитель начальных классов:

Чернуцкая Нина Алексеев


Совершенствование устных вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС.


В пояснительной записке в примерной программе по математике, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в требованиях к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу, в разделе, что должны знать/понимать и уметь ученики в результате изучения математики указано выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

В настоящее время — время компьютерных технологий — так называемый «устный счет» не особенно популярен на уроках математики в старших классах. Действительно, во все компьютеры, мобильные телефоны и многие другие электронные устройства встроены калькуляторы. Стоит только нажать на кнопочки в правильном порядке и вот вам: дважды два — четыре, пятью пять — двадцать пять. И, к сожалению, часто школьники и студенты забывают правила умножения «столбиком», деления «уголком», не говоря уже о возведении в квадрат или извлечении квадратного корня без использования калькулятора. Многие даже к доске выходят с мобильными телефонами, используя их для выполнения простейших арифметических действий. И все же потребность в проведении рациональных вычислений возникает у тех выпускников, которые стремятся получить высокий балл на итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, так как они не предполагают применение калькулятора.

Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математики на этом этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов.   Поэтому учителю начальных классов надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят в первый класс.   Умело поставленный и систематически проводимый устный счет развивает у учащихся способность быстро и безошибочно производить разнообразные устные вычисления.

Устный счет на уроках математики   представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический  диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое).  В него входит алгебраический и геометрический  материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию на уроке.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

  1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

  2.  Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

  3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

  4. Повышение познавательного интереса.

При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  • Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

  • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

  • Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

  • К устному счету должны привлекаться все ученики.

  • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

  • Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.

  • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.

  • Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)

  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это, прежде всего простейшие уравнения .Уравнение можно предлагать в разных формах:

  • из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?

  • Николай задумал число, прибавил 5 и получил 25. Какое число  задумал Николай?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

Формы восприятия устного счета

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.


Организация занятий по устному счету

При подготовке к уроку учитель должен четко определить (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, также можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме. Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе должны готовиться и учитель, и учащиеся. Учащиеся, с консультацией учителя, могут проводить устный счет сами на каждом уроке.

Ученикам нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому  по желанию даю задание самостоятельно подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Ребята очень ответственно и старательно готовят и проводят устную работу на уроках. При выполнении этого задания они прикладывают не мало усилий, так как нужно придумать такие задания, чтобы классу было интересно, чтобы задания соответствовали теме урока.

Согласно статье «Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка» педагога Зайцевой О. П. значимость и необходимость устных вычислений весьма очевидна. Значение упражнений велико как в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, так и в развитии личностных качеств ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!