СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советско-германский пакт от 23 августа 1939 года. Причины начала Второй мировой войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок. Практикум. Советско-германский пакт от 23 августа 1939 года. Причины начала Второй мировой войны

Просмотр содержимого документа
«Советско-германский пакт от 23 августа 1939 года. Причины начала Второй мировой войны»

Конспект открытого урока истории

Автор - Огиенко Яна Викторовна

ГОУ Семейкинская СОШ – ДС № 31

[email protected]

11 класс. Всемирная история


Тема: Советско-германский пакт от 23 августа 1939 года. Причины начала Второй мировой войны

Цель урока: дать возможность учащимся сравнить статьи договора о ненападении и пункты тайного протокола к нему;

- подвести их к пониманию позиции сталинского руководства СССР, как таковой, которая превратила страну в соучастника преступных действий нацистской Германии;

- продемонстрировать важность работы с различными источниками информации, в первую очередь, - документальными материалами для преодоления устаревших штампов исторической науки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практикум с использованием интерактивных методов обучения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    После урока ученики смогут:

• объяснять понятие пакт Риббентроп-Молотов, тайный протокол, линия разграничения, разделение сфер влияния, причины Второй мировой войны;

• формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события и источники; аргументировано доказывать свою точку зрения;

• усовершенствуют умение самостоятельно работать с различными источниками информации, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, историческая карта «Начало Второй мировой войны», Политическая карта мира, Энциклопедия по всемирной истории.

Основные понятия: пакт Риббентроп-Молотов, тайный протокол, линия разграничения, разделение сфер влияния, причины Второй мировой войны.


                                      ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.  

  2. Настройка учащихся на работу.

Вступительное слово учителя: обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация – подчеркивается необходимость изучения темы для анализа причин Второй мировой войны.

Фотофакт. Давайте проанализируем несколько цитат великих людей

«Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, — или слеп, или не в своём уме».

(Уильям Голдинг. Цит. из книги: Голдинг (Golding), Уильям // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия)

«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было».

(Лев Толстой. Война и мир)

«- А бога нет? - Нет, друг. Конечно, нет. Если б он был, разве он допустил бы то, что я видел своими глазами?».

(Эрнест Хэмингуэй. По ком звонит колокол)

«Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения».

(Ги Де Мопассан. Полное собрание сочинений)

«Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это освященный долг, когда защищают родину».

(Ги Де Мопассан. Полное собрание сочинений)

Учитель: запишите одно из них, как эпиграф к нашему уроку.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

  1. Какие страны в 30-е годы XX века создавали агрессивные блаки?

  2. Приведите примеры роста агрессии со стороны стран оси «Рим – Берлин – Токио».

  3. Почему ведущие страны мира (Великобритания, США, Франция) избрали тактику умиротворения агрессора?

  4. Какой была судьба Чехословакии?

  5. Кто из политических лидеров принимал Участие в Мюнхенском сговоре?

  6. Какой повод использована нацистская Германия для захвата Австрии и отчленения Судетской области?

  7. Какой была позиция СССР на международной арене?

  8. Почему англо-франко-советские переговоры оказались безрезультативными?

Учитель: давайте сделаем вывод. Каким образом развивались события в мире и существовала ли угроза новой мировой войны?

Выводы:

— Версальский мир не просто подвел черту под Первой мировой войной, в которой Германия потерпела поражение, но его условия Германию унизили и разорили. Политическая нестабильность, опасность победы левых сил в политической борьбе, экономические трудности способствовали приходу к власти в Германии ультранационалистической Нацинал-Социалистической партии во главе с Гитлером, чьи националистические, демагогические, популисткие лозунги пришлись по душе немецкому народу

«Один рейх, один народ, один фюрер»; «Кровь и почва»; «Германия проснись!»; «Мы хотим показать германскому Народу, что нет жизни без Справедливости, а Справедливости без Власти, Власти без Силы, а вся Сила находится внутри нашего Народа», «Свобода и хлеб», «Смерть лжи»; «Покончить с коррупцией!»

— После Первой мировой войны Западную Европу охватили пацифистские настроения. Народы не при каких условиях не хотели воевать, ни за что. С этими чувствами избирателей вынуждены были считаться политики, которые никак или очень вяло, уступая во всем, реагировали на реваншистские, агрессивные действия и устремления Гитлера


* начало 1934 года — Планы мобилизации 240 тысяч предприятий на производство военной продукции были одобрены Рабочим комитетом совета обороны рейха

* 1 октября 1934 — Гитлер отдал приказ увеличить рейхсвер со 100 тысяч до 300 тысяч солдат

* 10 марта 1935 — Геринг объявил о том, что Германия имеет военно-воздушные силы

* 16 марта 1935 — Гитлер объявил о восстановлении системы всеобщего набора в армию и о создании в мирное время армии из тридцати шести дивизий (это около полумиллиона человек)

* 7 марта 1936 года германские войска вступили на территорию Рейнской демилитаризованной зоны, нарушив все прошлые договоры

* 12 марта 1938 — Присоединение к Германии Австрии

* 28-30 сентября 1938 — передача Германии Судетской области Чехословакии

* 24 октября 1938 — требование Германии к Польше разрешить присоединение к рейху вольного города Данцига и строительство экстерриториальных железной и автомобильной дорог на польской территории до Восточной Пруссии

* 2 ноября 1938 — Германия заставила Чехословакию передать Венгрии южные районы Словакии и Закарпатской Украины

* 15 марта 1939 — оккупация Германией Чехии и включение её в состав Рейха

— В 20-30-е годы, перед Второй мировой войной Запад с большой опаской наблюдал за действиями и политикой Советского Союза, продолжавшего вещать о мировой революции, что Европой воспринималось стремлением к мировому господству. Лидерам Франции и Англии Сталин и Гитлер представлялись одного поля ягоды и они надеялись направить агрессию Германии на Восток, хитроумными дипломатическими ходами столкнув Германию и СССР, а самим остаться в стороне.

В результате разобщенности и противоречивости действий мирового сообщества Германия обрела силы и уверенность в возможности своей гегемонии в мире.

IѴ. Объяснение нового материала.


Учитель: Почему Сталин на втором плане?

Учитель. Итак, задача первая – выяснить причины Второй мировой войны. Давайте их сформулируем и запишем в тетрадь.

Страшная война с масштабными человеческими потерями началась не в 1939 году, а намного раньше. По итогам Первой Мировой войны 1918 года почти все европейские страны приобрели новые границы. Большинство были лишены части своей исторической территории, что приводила к небольшим войнам на разговорах и в умах.

В новом поколении воспитывалась ненависть к врагам и обида об утраченных городах. Появлялись поводы для возобновления войны. Однако корме психологических причин, существовали и важные исторические предпосылки. Вторая мировая война, кратко говоря, вовлекла в боевые действия весь земной шар.

Причины войны


Ученые выделяют несколько основных причин:

• Территориальные споры. Победители войны 1918 года Англия и Франция разделила Европу со своими союзниками на своё усмотрение. Распады Российской империи и Австро-Венгерской империи привели к возникновению 9-ти новых государств. Отсутствие четких границ порождали большие споры. Побежденные страны хотели вернуть свои границы, а победители не желали расставаться с присоединенными территориями. Все территориальные вопросы в Европе всегда решались с помощью оружия. Избежать начала новой войны было невозможно.

• Колониальные споры. Побежденные страны были лишены своих колоний, которые были постоянным источником пополнения казны. В самих колониях местное население поднимали освободительные восстания с вооруженными стычками.

• Соперничество между государствами. Германия после поражения хотела реванша. Она все время была ведущей державой Европы, а после войны была во многом ограничена.

• Диктатура. Значительно усилился диктаторский режим во многих странах. Диктаторы Европы вначале развивали свою армию для подавления внутренних восстаний, а потом для захвата новых территорий.

• Возникновение СССР. Новая держава не уступала могуществу Российской империи. Он был достойным конкурентом США и ведущим европейским странам. Начали возникать опасения появления коммунистических движений в них.

Ѵ. Восприятие и осознание учебного материала


Класс разделен на три группы.


Первая группа защищает тезис «Вторая мировая война была неизбежной», останавливаясь на следующих аспектах.


Версальская система была несовершенна.

Политика немецких нацистов, пришедших к власти в 1933 году, была агрессивной и захватнической. Статьи Версальского договора нарушались:

было создано сухопутную армию, военно-морские силы, военную авиацию;

введено всеобщей воинской обязанности;

провозглашена политика объединения немцев в единой государств, а это предполагало присоединения Австрии, населенных немцами районов Франции, Чехословакии, Польши, Литвы,

в марте 1938 немецкие войска оккупировали Австрию, а в сентябре 1938 было подписано Мюнхенское соглашение об оккупации Германией части Чехословакии; в марте следующего 1939 Чехословакия была оккупирована.

СССР была тоталитарным государством, стремилась к распространению социализма во всем мире.

Политика США как одной из крупнейших стран мира заключалась в невмешательстве в европейские конфликты и противоречия. В 1935 году был принят закон о нейтралитете.

5. Великобритания и Франция проводили политику умиротворения - старались не применять в отношении Гитлера силовых методов, которые дали бы ему повод начать войну, к которой западные государства были не готовы, а шли на уступки диктатору.

6. Япония и Италия вели агрессивную политику и стремились к расширению своих территорий. 1935 - 1936 гг. - Италия ведет войну в Эфиопии. 1937 год - Япония начинает войну против Китая.

В 30-е годы сформировалась ось агрессивных государств Токио - Рим - Берлин.


Германия и Япония в 1936 году подписали Антикоминтерновский пакт. У1937 году к нему присоединилась Италия, а в 1939 Германия и Италия подписала «стальной» пакт.


Бесспорно, такая политика государств мира привела к началу Второй мировой войны.


Вторая группа обосновывает тезис «Второй мировой войне можно было предотвратить».


Для того чтобы предотвратить войну, государствам нужно было объединиться и подписать договор о коллективной безопасности.


С инициативой такого договора выступил Советский Союз. Первый шаг был сделан, когда 2 мая 1935 между Советским Союзом и Францией был подписан договор о взаимной помощи. 16 мая 1935 такой договор подписан с Чехословакией.


В 1939 году Англия и Франция вели переговоры с Советским Союзом. Но в то время эти страны не были готовы к серьезные «решений, таких как заключение англо-франко-советского договора. Поэтому Советский Союз вынужден был подписать договор с Германией от 23 августа 1939 года.


Работа над текстом договора и тайным протоколом к ​​нему (см.стр_______).


Вопросы ученикам


Какие последствия советско-германского договора и тайного протокола к нему?


Дискуссия:


Первая группа


1. Договор Молотова - Риббентропа дал «зеленый свет» Второй мировой войне. Позволил Гитлеру разбить всех врагов в одиночку и сосредоточить все силы для подготовки и нанесения удара п0 главной цели - СССР.


3. Поход на Польшу - это совместный удар немецких и советских войск по независимому государству.


4. СССР и Германия делили дота Европы. Захватнические планы сторон подтвердил сентябрьский (от 28 сентября) 1939 «договор о дружбе и границе».


5. В СССР отошли независимые страны Прибалтики, Бессарабия, Буковина (которая даже в царские времена не относилась России).

Работа с исторической картой


Вторая группа


1. «Зеленый свет» войне дал «Мюнхенский сговор». Антисоветская политика и гегемонизм в мировой политике западных государств привели человечество к Второй мировой войне. У. Черчилль во время Крымской конференции сказал: «Не было бы Мюнхена - не было бы и пакта».


2. Даже если бы не было договора, Германия все равно напала бы на Польшу.


Приказ об оккупации был подписан 3 апреля 1939. Договор был единственным выходом для СССР, чтобы оттянуть начало войны.


3. Введение войск в Польшу было продиктовано целесообразностью.


4. СССР подписал договор, руководствуясь жизненно важными интересами безопасности страны.


Он позволил лучше подготовиться к войне и оттодвинул границы на 200-300 км на запад.


В СССР отошли польские нефтяные районы Борислав и Дрогобыч, которые укрепили промышленный потенциал страны.


ѴІ. Обобщение и систематизация учебного материала


Третья группа подводит итоги.


1. Советско-немецкий пакт о ненападении продолжает быть Предметом споров и дискуссий. Но фактом является то, что за Тайным протоколом к ​​этому пакту предполагалось разграничение сфер интересов двух государств. Таким образом, ответственность за развязывание Второй мировой войны наряду с другими странами, безусловно, несет и сталинское руководство.


2. Договор изолировал СССР от внешнего мира, подорвал международный авторитет Советского Союза.


3. Нанес удар по коммунистическому движению.


На протяжении многих лет коммунисты вели работу по сплочению антифашистских сил, создание единого рабочего и широкого народного фронта. В один день по приказу Коминтерна они должны были изменить курс и встать на защиту советско-германского пакта о ненападении.


4. Пакт позволил Германии подготовиться к войне с СССР, укрепив свое могущество, поскольку на немецкую армию работал потенциал всей Европы.


Договор был подписан накануне Второй мировой войны.


1 сентября 1939 Германия напала на Польшу. Началось большое кровопролитие, которое продолжалось до сентября 1945.

VIІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ОЦЕНИЕВАНИЕ


VIІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитать параграф, заучить определения терминов, анализировать исторические источники



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!