СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении письма у младших школьников .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, нуждающихся в логопедической помощи. И для повышения эффективности коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход, т. е. привлечение к решению проблемы родителей ребёнка, учителя, психолога.

    Взаимодействие в работе  логопеда и учителя начальных классов происходит практически во всех видах учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении письма у младших школьников .»

  Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении письма у младших школьников .

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении письма у младших школьников .

Актуальность   Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, нуждающихся в логопедической помощи. И для повышения эффективности коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход, т. е. привлечение к решению проблемы родителей ребёнка, учителя, психолога.   Взаимодействие в работе логопеда и учителя начальных классов происходит практически во всех видах учебной деятельности.

Актуальность

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, нуждающихся в логопедической помощи. И для повышения эффективности коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход, т. е. привлечение к решению проблемы родителей ребёнка, учителя, психолога.

Взаимодействие в работе логопеда и учителя начальных классов происходит практически во всех видах учебной деятельности.

   Данное упражнение может помочь при пропуске букв на письме, не дописывание слов , можно давать на уроке или посоветовать родителям упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, букву О обвести.   н а и с а к в с н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е и е н а   к х е к н а и в к в к х е х и с н а и х к а х е н а и е н и к в к е и с н а и   е н а и с н   к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с н а в х с в к а х с н а   и с н к е к н с в а и с в а е х с х в а и с н а е к х е к а и в н а в е к в е   е н к а и с х х а и с н х и с в к в с е к х в е к и с н а и с н а и в к в е с в   с к а и к в к к и в х с к в н а и е н и с н а и х а в к н в е х в а н к и е х   с х е в н а и с к а и а н а к х а в к е в е к в и х и с к а и с н в х а в х в   а и с н х с х в к и с н а и е х е к х и а и с н в е х в е и с н х в к х к в н

Данное упражнение может помочь при пропуске букв на письме, не дописывание слов , можно давать на уроке или посоветовать родителям упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, букву О обвести.

н а и с а к в с н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е и е н а

к х е к н а и в к в к х е х и с н а и х к а х е н а и е н и к в к е и с н а и

е н а и с н

к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с н а в х с в к а х с н а

и с н к е к н с в а и с в а е х с х в а и с н а е к х е к а и в н а в е к в е

е н к а и с х х а и с н х и с в к в с е к х в е к и с н а и с н а и в к в е с в

с к а и к в к к и в х с к в н а и е н и с н а и х а в к н в е х в а н к и е х

с х е в н а и с к а и а н а к х а в к е в е к в и х и с к а и с н в х а в х в

а и с н х с х в к и с н а и е х е к х и а и с н в е х в е и с н х в к х к в н

 Можно давать упражнения на парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш. Через 2-3- месяца таких упражнений ( но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.    Задание: посмотри, что у Жени в кармашке? Запиши в два столбика, выдели Ж—Ш.     Ж          Ш  _______________    ______________________  _______________    ______________________  _______________    ______________________  _______________    ______________________  _______________    ______________________  _______________    ______________________  _______________    ______________________           

Можно давать упражнения на парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш. Через 2-3- месяца таких упражнений ( но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.

Задание: посмотри, что у Жени в кармашке? Запиши в два столбика, выдели Ж—Ш.

 

Ж Ш

_______________ ______________________

_______________ ______________________

_______________ ______________________

_______________ ______________________

_______________ ______________________

_______________ ______________________

_______________ ______________________

 

 

 

 

Упражнение можно использовать при замене букв, по причине артикуляционо – акустической дисграфии.

Упражнение можно использовать при замене букв, по причине артикуляционо – акустической дисграфии.

  Упражнение можно использовать при замене букв, по причине оптической дисграфии. Ребенку предлагается рассмотреть таблицы букв (таблицы вывешиваются на доске) и найти сходные по начертанию буквы. Записать их парами.

Упражнение можно использовать при замене букв, по причине оптической дисграфии. Ребенку предлагается рассмотреть таблицы букв (таблицы вывешиваются на доске) и найти сходные по начертанию буквы. Записать их парами.

  Как пишем диктант с детьми имеющих стойкие нарушения в письменной речи.  Диктанты надо писать! Только по-особому.   1. Чрезвычайно медленно!   2. Текст прочитывается целиком .Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать знакомые орфограммы, количество запятых в тексте, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова, возможно после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения.   3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания   4. На протяжении всех специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Ребенку действительно тяжело дается процесс овладения письмом и чтением. Ребенок должен чувствовать свой успех.

Как пишем диктант с детьми имеющих стойкие нарушения в письменной речи.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

1. Чрезвычайно медленно!

2. Текст прочитывается целиком .Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать знакомые орфограммы, количество запятых в тексте, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова, возможно после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения. 3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания

4. На протяжении всех специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Ребенку действительно тяжело дается процесс овладения письмом и чтением. Ребенок должен чувствовать свой успех.

Рекомендации:

1. Учителю желательно, хотя бы на время, отказаться от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках. Во-вторых, красный фон тетрадей таких учеников служит дополнительным фактором стресса для них.

2.Можно позволить ребенку писать карандашом. Учитель не исправляет ошибки, а ставит на полях пометки. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

3. Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст для работы на части. Продолжительность работы ребенка не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, размяться, и только потом можно снова продолжать работу, но общая продолжительность ее все равно не должна быть больше 40-50 минут.

4. Детям, которые имеют сложности в овладении письмом, категорически запрещены многочасовые переписывание домашних заданий, выполнение их сначала на черновике, а потом на чистовике. Чем больше такой ребенок пишет, тем хуже результат. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться ребенком при их написании, фиксируются в памяти ребёнка

5. В устной работе, проводить упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа слова.

 Чего нельзя делать?   Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.  НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

Список рекомендуемого материала:

1. О.В. Чистякова. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии – 1 класс.

2. О.В. Чистякова. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии – 2 класс.

3. О.В. Чистякова. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии – 2 класс.

4. О.Н. Митропольская. Правильно называем предлоги.

5. В.А. Крутецкая.90 Эффективных упражнений для исправления дисграфии.

6. Л.Н. Зуев, О.П.Солошенко. 400 Необходимых заданий по обучению грамоте для подготовки к школе.

7. А.К Аксенова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 класс вспомогательной школы.

8. Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова,Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.

9. Н.Н. Нянковская. Пишем, штрихуем, читаем, считаем, решаем. Большая тетрадь прописей.

10.Л.М. Козырева. Секреты прилагательных и тайны глаголов.

11.Л.М. Козырева. Тайна твердых и мягких согласных.

12.Л.М. Козырева. Как образуются слова.

13.Л.М. Козырева. Путешествие в страну падежей.

14.Л.М. Козырева. Загадки звуков, букв, слогов.

15. Е.В. Мазанова . Учусь работать с текстом. Альбом по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 16. Е.В. Мазанова . Учусь работать со словом. Альбом по коррекции аграмматической дисграфии. 17. Е.В. Мазанова. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Коррекция оптической дисграфии. 18. Е.В. Мазанова. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Коррекция оптической дисграфии. 19. Т.А. Ткаченко. Звуковой анализ и синтез.

15. Е.В. Мазанова . Учусь работать с текстом. Альбом по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

16. Е.В. Мазанова . Учусь работать со словом. Альбом по коррекции аграмматической дисграфии.

17. Е.В. Мазанова. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Коррекция оптической дисграфии.

18. Е.В. Мазанова. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Коррекция оптической дисграфии.

19. Т.А. Ткаченко. Звуковой анализ и синтез.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!