Совместная работа воспитателей, родителей и детей по теме « Ознакомление дошкольников с животными жарких стран».
Ознакомление дошкольников с животными жарких стран – эта тема знакома всем воспитателям, которые хоть раз работали в группах старшего дошкольного возраста. Как мы обычно знакомим детей: развешиваем иллюстрации, рассматриваем внешний вид, рассказываем о животном. Во время деятельности по художественному творчеству рисуем животных, лепим, создаем аппликации. Все как всегда. В прошлом учебном году я решила придумать что-то новое. Не знаю, назовете ли Вы этот метод педагогической идеей, но на вооружение его взять можно.
Этот метод заинтересовал не только детей, но и родителей. Они проявили такой интерес, что получилась целая серия интересной познавательной деятельности.
Мы познакомились с многими животными жарких стран. узнали много нового и интересного о жизни зверей, растений и сделали поделки из ладошек.
В первый день мы прочитали сказку «Подарок для самого слабого». Детям больше всех понравился лев, добрый, сильный, справедливый. И лев стал первым животным, которого мы решили делать из ладошек.
В часы утреннего приёма детей, мы обрисовали и вырезали бумажные ладошки всех ребят, затем сформировали и получился вот такой забавный львёнок. Ребята назвали его Грозверь.
Познакомились со стихотворением С. Я. Маршака из серии «Наш Зоопарк» «Львята».
Вы разве не знаете папы –
Большого рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосём молоко.
А ещё узнали, что морда льва, подобна отпечаткам пальцев у человека. Нет двух львов с одинаковыми мордами, даже с одинаковыми усами. Льва называют царём зверей за то, что он может смотреть на солнце и не моргать. У львов очень хорошее зрение. Оказалось,что африканские львы спят больше всех остальных животных, до 20 часов в сутки, остальное время лежат в засаде и охотятся. Стая львов называется прайдом.
Настя с мамой Светланой Александровной принесли ребятам угощение – бананы. И Настя рассказала, что банан – это многолетняя трава и то, что мы называем стеблем или стволом, - это листья обёрнутые один вокруг другого. Мы узнали, что это гигантское травянистое растение. Бананы растут гроздьями, сначала плод прямой, но каждый банан старается повернуться к солнцу и при этом выгибается и становится похожим на полумесяц. Банан очень полезный фрукт, он является хорошим источником энергии, поэтому их рекомендуют кушать спортсменам. Даже есть бананы со вкусом яблока. Их так и называют – яблочные бананы.
Гость из Африки приехал,
Ему морозы не помеха,
Пожелтел слегка в дороге,
Чтоб понравиться здесь многим.
Шлёт привет от обезьян
Снятый с пальмы фрукт – (банан)
Вика принесла в группу энциклопедию о животных. В ней мы нашли информацию об интересных птицах - павлинах. Крылья у павлина короткие, летать на далёкие расстояния он не умеет, но может взлетать на деревья, где ночует, спрятавшись в ветках. Зато бегает очень быстро на своих высоких ногах.
Питаются эти птицы травой и зёрнами, ловят и поедают змей. За красивые пёрышки на голове, похожие на корону или венец, этих птиц называют венценосными, то есть носящими венец.
Знаменитый хвост павлиний:
На хвосте «глаза» горят.
- Сколько красок! Сколько линий! –
Все с восторгом говорят.
В старину путешественники, возвращаясь из дальних стран, рассказывали про красоту этих птиц удивительные истории. Так возникли сказки о жар птице. Распустит павлин свой хвост веером, и засверкают синие, зелёные, жёлтые краски. На перьях хвоста – яркие оранжевые пятна, напоминающие глаза.
Затем мы узнали о звере, который имеет сходство с ёжиком – дикобразе. Они похожи иголками. Только у дикобраза они гораздо больше, до 40 сантиметров. Эти иглы служат ему защитой, ведь в Африке, где живет этот зверь, так много хищных зверей!
Дикобраз - очень интересное животное! Оказывается, он является грызуном. Наши домашние хомячки и крысы являются его родственниками. Правда, в отличии от них, дикобраз совсем не маленький, а может достигать до одного метра в длину.
Обороняясь от хищников, он поворачивается к ним спиной, поднимает свои острые иглы, машет хвостом, топает ногами и даже может завизжать как поросенок.
Извлечь иглы дикобраза из морды и лап хищникам удается не всегда.
Питается дикобраз растительной пищей: поедает зелёные части растений, корни, луковицы и клубни, ест арбузы, дыни, огурцы, тыквы, виноград, люцерну, ест много древесной коры, обгрызая нижние части деревьев. Изредка, видимо, чтобы восполнить нехватку соли в организме, он поедает насекомых. Наземный дикобраз зверь и некрасивый, и страшный. Оттого и зовется дикобраз.
А еще дикобраз редкое животное и он занесен в Красную книгу.
Я на ёжика похож,
У меня иголки, всё ж,
Но я больше и смелее
И защита посильнее.
И в клубок я не свернусь,
Потому что не боюсь.
Есть ошибочное мненье,
Что стрелять на пораженье,
Я умею, - это ложь,
Я ленив и толстокож,
Я и мышки не обижу,
Потому что плохо вижу.
Мне бы пару острых глаз.
Кто же это? -. (Дикобраз)
Лиза Дмитрина летом ездила с бабушкой на Черное море и была на экскурсии на ферме «Долина страусов». Она принесла в группу и показала ребятам сувениры, календарики, фотографии, перья страуса и рассказала, что когда они приехали, их встретила хозяйка фермы.
Перед экскурсией она предложила взять в руки пустое страусиное яйцо и загадать желание. Хозяйка Марина рассказала, что такую толстую скорлупку страусёнок пробивает коготком, а дальше ей самой приходиться расколупывать яйцо и доставать страусёнка, отрезать пуповину, обрабатывать йодом, надевать на них подгузники и пелёнки. На третий день Марина даёт страусятам три галечки, камушки и кормит малышей йогуртом «Актимэль». За то, что хозяйка ухаживает за страусятами, кормит их, малыши считают её своей мамой. Всех маленьких страусят зовут Катями. Когда Марина заходит в вольер и говорит: - «Катеньки, да какие вы у меня хорошие! » они начинают кружиться, веселиться, радоваться. Страусята живут отдельно от больших страусов.
Страусы самые крупные птицы в мире. У страуса длинная шея, покрытая пухом, и маленькая голова, красивое чёрное или серое оперение, а крылья и хвост белоснежные. Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади.
Страусы – птицы сильные и задиристые. У них отличное зрение. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги лошади.
Днём страусы гуляют в вольерах, а на ночь уходят в домики. У каждого страуса есть имя: Фотомодель, Мэйсон, Клинтон, Малышка.
А еще мы узнали, что финики растут на пальме. В них содержится огромное количество полезных веществ. Финики добавляют в различные блюда: фруктовые салаты, хлебобулочные изделия, домашнее печенье. Из фиников делают финиковый мёд, сахар, который гораздо полезнее для организма, чем какой – либо другой. Из фиников варят компот и кисель. В плодах содержится целый «букет» витаминов.
Посмотрев, по телевидению на канале ЗОО ТВ передачу про крокодилов, Семен с мамой подготовили доклад о том, что крокодилы живут в теплых странах. Они не любят солёной морской воды и водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём крокодил содержит в чистоте: убирает со дна ил и грязь, выбрасывая их на берег. Свою добычу: рыб, птиц, животных, пришедших на водопой, крокодил подстерегает в воде. На берегу крокодил любит нежиться на солнце и дремать. Живут крокодилы 60-80 лет, у них длинное тело – 5-7 метров, а во рту много острых зубов, которые постоянно обновляются – на месте выпавших вырастают новые.
Крокодилы могут изменять свой цвет. Утром, когда крокодил вылезает на солнышко погреться, он коричневого, почти чёрного цвета, когда согревается, становится грязно-зелёным, а если ему очень жарко, цвет кожи крокодила становится светло-песочным. Крокодилы глотают камни для того, чтобы нырять глубже. Крокодилы ведут ночной образ жизни.
По реке плывёт бревно,
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит крокодил.
Вместе с ребятами прочитали рассказ Х. А. Лаиглесия «Крокодиловы слёзы».
Ева рассказала, что у неё дома живут волнистые попугайчики Кеша и Стеша – маленькие весёлые птички с разноцветным оперением. Любимая еда попугайчиков – готовый корм, злёные ростки, просо и орешки . Дети узнали, что попугаи – жители тропических лесов. У них яркое оперение, большой крючковатый клюв, которым они разгрызают даже самые твёрдые орехи. На лапах по четыре пальца: два спереди и два сзади, - которыми они обхватывают ветки деревьев. Попугаи отличаются друг от друга. Самые большие попугаи – ара, перья у них такие красивые, что местные жители – индейцы – украшают себя этими перьями. У попугая какаду на голове есть хохолок. А ещё есть попугаи неразлучники. Так их прозвали за то, что они очень дружные и не расстаются друг с другом. Попугаи – способные и сообразительные птицы.
Там, где лес подобен раю,
Там, где круглый год цветы,
Проживают попугаи –
Птицы дивной красоты.
Блещут всем созвездьем красок,
Каждым пёрышком цветут.
Сколько знают птицы сказок!
Сколько песен берегут!
Если грустно вам бывает,
Если не с кем вам дружить,
Заведите попугая –
Будет с кем поговорить. (Л. Новикова.)
Ещё мы с детьми прочитали рассказ С. Воронина «Воинственный Жако»
Каждое утро, приходя из дома, дети задавали тему для занятий с ладошкой, инициатива шла не от взрослых, не от воспитателей, а от детей. К увлечению детей присоединились и родители. Дети приходили в детский сад не просто с инициативой, а с желанием сделать птицу или животного: страуса, попугая, крокодила, дикобраза, павлина. И не просто с желанием, но и ещё с какой – то информацией, загадкой, стихотворением о том или другом животном или растении, делились информацией с другими детьми и вместе делали поделку.
Вот что из этого получилось.
Как Вы поняли, за время проведения этого цикла образовательной деятельности, было решено много познавательных задач. Это и грамматический строй речи, обогащение словаря, количественный счет, развитие художественного вкуса и мелкой моторики. Думаю, что с помощью этого метода можно решать и другие познавательные задачи. Всем спасибо.