КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО С РОДИТЕЛЯМИ ЗАНЯТИЯ
«Развиваюсь, играя вместе с мамой»
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «КОЛОБОК»
Тема занятия: «Космическое путешествие»
Занятие реализуется посредством интеграции метода сказкотерапии и метода песочной терапии, путем совместного (мама и ребенок) проигрывания сказки в песочном поле, создание комфортного психологического климата, способствует улучшению коммуникации между мамой и ребенком, маме помогает лучше понять своего ребенка, а ребенку доставляет огромную радость, развивает мелкую моторику рук, координацию, речь, воображение. Для специалиста такое занятие является диагностическим, помогает увидеть стили родительского воспитания, принятые в семье, способы взаимодействия родителя и ребенка, способы решения поставленных задач и разрешения конфликтов.
Цель:
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей и родителей, формировать навыки общения.
Задачи:
совершенствование коммуникации в тандеме «мама + ребенок»;
создание положительного комфортного психологического климата;
снятие эмоционального напряжения;
развитие речи;
развитие мелкой моторики рук, координации;
развитие саморегуляции и самоуправления;
самовыражение через действия и слова фигурки;
развитие гибкости поведения мамы и ребенка.
Оборудование: маленькие песочницы с голубым дном для песочной терапии, наполненные песком, набор разнообразных фигурок животных, людей, сказочных персонажей, растений, птиц и пр., стеклянные разноцветные шарики и кубики, бусины, ракушки, природный материал. Продолжительность: 15 минут.
1. Приветствие. Игра «Собираем команду в космос».
Психолог: «Здравствуйте! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. Сегодня мы отправимся вместе в космическое путешествие. Для этого нам необходимо собрать команду космонавтов. Начнем мы вот с чего. Пусть каждый из вас возьмет в руки мяч и назовет себя по имени, после этого передаст мяч соседу справа. Теперь он становится космонавтом и готов к путешествию. Итак, я называю свое имя и передаю мяч направо. И становлюсь первым космонавтом. Продолжает тот, кто сидит справа от меня» и т.д. Отлично! Вот наша команда собралась и мы стали на время настоящими космонавтами.
Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»
Раз, два, три, четыре, пять - | По одному загибают пальчики на обеих руках. |
В космос полетел отряд. | Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх. |
Командир в бинокль глядит, | Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль». |
Что он видит впереди? |
Солнце, планеты, звезды, кометы, | Загибают пальчики обеих рук |
И большую круглую луну. | Показать пальчиками круг. |
3. Рисование на песке. Движение вверх-вниз. Фигура «круг».
Участникам раздаются маленькие песочницы.
А как же взлетает ракета? Вверх или вниз? Правильно, конечно вверх. Давайте нарисуем дорогу нашей ракете для взлета одним пальчиком. Ой, какая-то слишком узкая дорога получилась… А нарисуем ка мы дорогу двумя пальчиками. Шире, но все равно нашей ракете не поместиться. Нарисуем четырьмя пальчиками. А спускается ракета вверх или вниз? Правильно, вниз. Давайте нарисуем дорогу ракете на Землю, чтобы она могла вернуться из путешествия. И снова нарисуем дорогу вверх, чтобы наша ракета смогла взлететь.
Ракета взлетела и увидела Солнце. А вы знаете, что в космосе есть солнце? Конечно, знаете. А Солнце какое? Правильно круглое. А еще какое? Горячее, жаркое. Давайте нарисуем солнце. Сначала круг, а потом и лучики.
А еще в космосе есть Луна, знаете? А Луна какая? Тоже круглая. Молодцы. А еще какая? Холодная. Там очень холодно. Давайте нарисуем Луну, но уже другой рукой, левой.
А вокруг в космосе очень много звезд. Больших и маленьких, разных. Давайте нарисуем пальчиками обеих рук много-много звезд. Молодцы!
4.Путешествие на волшебную планету.
Летела наша ракета долго-долго, наконец, прилетела она на волшебную планету. Давайте каждый из вас в своей песочнице изобразит, на какую планету он приземлился. Кто населяет эту планету, кто на ней живет? Для этого можно взять фигурки, камушки, ракушки и все-все, что лежит перед вами.
Родители с детьми вместе изображают планету. После того, как все планеты будут построены, каждая пара участников рассказывает о своей планете. Как она называется? (отвечает родитель) Какая она? Опишите. (отвечает ребенок, а родитель помогает) Кто живет на вашей планете? Какие эти жители? Добрые или злые? Дружные или ссорятся? Чем они обычно занимаются?
Когда каждая пара описала свои планеты, команда собирается в ракету и возвращается на Землю.
5. Заключительный этап. Обратная связь.
Психолог просит детей рассказать, понравилось ли им путешествие? После того, как каждый ребёнок и родитель высказался, участники переходят к ритуалу выхода из сказки.
6. Ритуал выхода из сказки.
Психолог: «Ребята, сегодня мы были космонавтами и путешествовали на разные планеты. Но пришло время возвращаться обратно. Для этого нам надо три раза хлопнуть в ладоши. Теперь мы снова на Земле, вы становитесь снова мальчиками и девочками. А прощаюсь с вами, до новых встреч!