СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совместная проектная исследовательская деятельность учителя и ученика как условие повышения качества образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю по методической теме «Совместная проектная исследовательская деятельность учителя и ученика как условие повышения качества образования» . И сегодня я перед вами представлю промежуточные результаты своей работы по данной теме.

Просмотр содержимого документа
««Совместная проектная исследовательская деятельность учителя и ученика как условие повышения качества образования»»

1 слайд

Вступление.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я работаю по методической теме «Совместная проектная исследовательская деятельность учителя и ученика как условие повышения качества образования» . И сегодня я перед вами представлю промежуточные результаты своей работы по данной теме.

2 слайд

- Своё выступление я хотела бы начать с высказывания Василия Александровича Сухомлинского

«К школьнику относится
нужно не как к сосуду,
который предстоит
наполнить информацией,
а как к факелу, который
необходимо зажечь.»
В. А. Сухомлинский


В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов.


3 слайд


Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

В связи с этим возникает необходимость  подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
       В настоящее время  широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

4 слайд
         Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается  в систематической направляющей, стимулирующей  и корректирующей роли учителя.

5 слайд


Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.          
6 слайд

  
          Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - наличие у них потребности узнавать новое.

                          Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем.

7 слайд


Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.


8 слайд


Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

9 слайд


     В связи с этим значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей.

Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

10 слайд


    Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.

11 слайд
 
              Решив заняться исследовательской деятельностью, я определяю цели и задачи.
    Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
12 слайд

 
    Задачи работы: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.


    Исследовательская работа для ученика –  средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его цель и результат.

13 слайд


    Исследовательская работа  - работа, связанная с решением  творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка  исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

14 слайд


     Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
       Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

15 слайд


Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

16 слайд


         Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.



17 слайд


      В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.
        В проектной деятельности:

  • Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»

  • Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.

  • Оценочные умения.

Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером , деловое общение.


18 слайд



  • Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.

  • Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

  • Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

1 9 слайд


В исследовательской деятельности:

  • Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)

  • Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)

  • Задавать вопросы.  ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)

  • Давать определение понятиям.

  • 20 слайд


  • Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)

  • Делать выводы и умозаключения.

  • Классифицировать материалы.

  • Работа с текстом.

  • Доказывать и защищать свои идеи.


21 слайд


Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям.
 
    Первое направление – индивидуальная работа.

Она предусматривает работу в двух аспектах:
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы;
 
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.
    Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
   Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.

22 слайд
     Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.
 
     Этапы индивидуальной и групповой работы:
   1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.
     Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение морской свинки потому, что в его доме появилась целая семейка животных. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то неизвестное, непонятное ребенку.  Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

23 слайд


     2.На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования.
     А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар.
     Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы.

24 слайд


   3.Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования.


    4.Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители.
    Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

25 слайд


   5.Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст  выступления.  
   6.На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией.

26 слайд


 7.Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, защита проектов «Учитель+ученик», которые ежегодно проводятся в нашей школе       

    Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно.

27 слайд



 
             Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.
     В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить.   

      Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.

28 слайд


       В 2016 году я со своим учеником Батыревым Степаном участвовали в школьном конкурсе проектов «Учитель+ ученик» в номинации «Исследовательский проект, где заняли 1 место и были награждены  дипломом.   

29 слайд



В том же году, в апреле месяце с этим же проектом участвовали в муниципальном конкурсе проектов «учитель+ ученик», где снова стали победителями и были награждены грамотой за 1 место.

30 слайд

На общероссийском конкурсе творческих работ детей и взрослых

«Природа без границ» мы занимаем призовое 3 место

- Сегодня Степан выступит перед вами, уважаемые коллеги, с исследовательским проектом «Полезный запрет».


31 слайд

          Заключение. 
   

     Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

-А я свою работу планирую продолжать дальше. Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!