СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная работа психолога и учителя в период адаптации первоклассника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно в период адаптации к школе первоклассникам необходима помощь психолога. Совместная работа учителя, психолога и родителей способна предотвратить школьную дезадаптацию и ускорить адаптацию ребенка к новой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Совместная работа психолога и учителя в период адаптации первоклассника»

Совместная работа психолога и учителя начальных классов в период адаптации первоклассников



     Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

    Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый  ряд задач, связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

      Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

     В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? По какой программе обучать ребёнка: по традиционной или по системе Н.Ф. Виноградовой, а может быть по системе Л.В. Занкова? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и учителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счёте,  благополучие в его школьной и взрослой жизни.

    Чтобы разъяснить все эти вопросы,  ещё до поступления детей в школу психолог, совместно с учителями первых классов,  проводит первое собрание для родителей будущих  первоклассников.

    А потом наступает первое сентября,  и за школьные парты садятся вчерашние малыши. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение (“Я уже школьник!”). Всё это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определённое время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.

    Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздраженность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость.

    Это закономерные реакции организма ребёнка – изменение привычного образа жизни, которое постепенно проходит по мере привыкания к новым условиям.

    Длительность и острота протекания адаптации к школе зависит от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребёнок к школе, тем труднее он привыкает к школьной жизни, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

     Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учёбе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению.

     Именно в этот период на помощь маленькому ученику приходит школьный психолог. В расписании уроков первоклассников стоят занятия с психологом. Основная форма их проведения – это игра. Подобранные и проводимые в определённой логике, игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, развить навыки познавательной и эмоционально–волевой сферы, навыки адекватного социального поведения школьников.

В задачи адаптационных занятий входит:

   1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищённости у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

   2. Создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

   3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

   4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

   5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

   6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

   7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

   8. Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

    Параллельно с адаптационными занятиями, с момента поступления ребёнка в школу, ведётся мониторинг умственного развития учащихся, используются психолого–диагностические методики, направленные на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии. Наибольший упор делается именно на первый класс, так как именно здесь закладываются все необходимые для успешного обучения предпосылки и формируются базовые навыки чтения, письма и счета.

     В течение первого года обучения диагностика проводится трижды: в конце сентября–январе–мае. В первые два обследования диагностируется сформированность компонентов учебной деятельности. В сентябре используется методика “Графический диктант”, разработанная Д.Б. Элькониным. Эта методика позволяет определить, насколько внимательно и точно ребёнок может выполнять указания взрослого и способен ли он самостоятельно работать по заданному алгоритму. В январе добавляется методика “Образец и правило”, разработанная А.Л. Венгером.

     В конце первого класса определяется уровень развития вербального (словесно–логического) мышления по “Методике определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7–9 лет)”. Методика разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе некоторых методик теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

    Методика состоит из четырёх субтестов по десять заданий в каждом. Она включает в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов. Методика позволяет наблюдать динамику умственного развития каждого ребёнка и проводить сравнительный анализ.

    Кроме сформированности предпосылок учебной деятельности и уровня развития интеллекта огромное значение для успешности обучения имеет наличие или отсутствие учебной мотивации. С этой целью психолог  проводит анкетирование детей с помощью “Анкеты для определения школьной мотивации”, разработанной Н.Г. Лускановой и рисуночных тестов: “Нарисуй школу”, “Что мне нравится в классе”.

     Диагностика,  с помощью такого комплекса методик , даёт возможность сделать достаточно точное заключение об уровне умственного развития каждого ребёнка, пришедшего обучаться в школу, о его готовности к обучению, наличии или отсутствии у него учебной мотивации. Эти знания помогают давать рекомендации педагогу в применении индивидуального подхода к каждому ученику, в адекватном применении всего арсенала педагогических подходов и приёмов.

    К середине первого класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади: теперь они могут использовать имеющийся в их распоряжении запас интеллектуальных сил, эмоциональные ресурсы, способности для овладения различными видами деятельности. Учебная деятельность обладает большой привлекательностью в жизни первоклассников: они любопытны, ориентированы на “взрослые занятия”. Им интересно и, если так можно выразиться, “психически комфортно” заниматься познанием.

     Но к этому времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации. Какие–то аспекты новой социальной ситуации оказались чуждыми или недоступными для усвоения. Для многих “камнем преткновения” становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учебе,  иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность может перейти в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, погрузил в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не дались отношения – со сверстниками, педагогом. Хроническая неуспеваемость в общении привела к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других, нападать первому. Кому–то удаётся справляться с учебой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы и температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные “привычки”: тики, заикание, покусывание ногтей.

     Эти дети – дезадаптированные школьники. Во втором полугодии первого класса ведётся работа по выявлению группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи.

     Деятельность педагогов и психолога разворачивается в этот период в следующих направлениях:

1.     Психолого–диагностическая работа уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.

2.     Проведение психолого–педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии сопровождение каждого ребёнка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.

3.     Проведение просветительской и консультативной работы с родителями.

4.     Организация педагогической и социально–психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.

     Такая работа может носить чрезвычайно разнообразный характер и по своему содержанию и по своим формам. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

      Совместные усилия учителей, родителей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения, а также повысить интерес к учебной деятельности и к школе в целом.

Литература:

1.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998.

2.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001.

3.Рабочая книга школьного психолога ./Под редакцией Дубровиной И.В. – М.: Сфера, 1998.

4.Здравствуй школа./Под редакцией Пилипко Н.В.: УЦ Перспектива, 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!