СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная образовательная технология педагогического сотрудничества: теория, практика, опыт и вызовы

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная образовательная технология педагогического сотрудничества: теория, практика, опыт и вызовы

Просмотр содержимого документа
«Современная образовательная технология педагогического сотрудничества: теория, практика, опыт и вызовы»

Всероссийские конференции «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» и «АПК – МОЛОДЁЖЬ, НАУКА, ИННОВАЦИИ» 14 – 16 марта 2023 г., Москва, Конгресс-центр ГК «КОСМОС»
  • Всероссийские конференции «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» и «АПК – МОЛОДЁЖЬ, НАУКА, ИННОВАЦИИ» 14 – 16 марта 2023 г., Москва, Конгресс-центр ГК «КОСМОС»
Всероссийские конференции «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» и «АПК – МОЛОДЁЖЬ, НАУКА, ИННОВАЦИИ» 14 – 16 марта 2023 г., Москва, Конгресс-центр ГК «КОСМОС» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ – НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Современные образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы»
  • Всероссийские конференции «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» и «АПК – МОЛОДЁЖЬ, НАУКА, ИННОВАЦИИ» 14 – 16 марта 2023 г., Москва, Конгресс-центр ГК «КОСМОС» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ – НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Современные образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы»
Мастер - класс на тему: «Современная образовательная технология педагогического сотрудничества: теория, практика, опыт и вызовы»  Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России (2009 год) , лауреат ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» (2016 год), учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории (2002 год)

Мастер - класс на тему: «Современная образовательная технология педагогического сотрудничества: теория, практика, опыт и вызовы»

Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России (2009 год) , лауреат ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» (2016 год), учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории (2002 год)

https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile   https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile

https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile

  • https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile
  • https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile
  • https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile

План лекции Введение 1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию и структура педагогического общения Заключение Время: 30-45 минут.
  • План лекции
  • Введение
  • 1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
  • 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию и структура педагогического общения
  • Заключение
  • Время: 30-45 минут.
Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал
  • Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.
  • Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
  • Межпредметные связи: общая психология, социальная психология, педагогика, педагогическая психология, юридическая психология, оперативно – розыскная психология, обществознание
Основная и дополнительная литература Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».  Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474

Основная и дополнительная литература

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  • Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
  • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования«
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Актуальность работы  заключается в том, что  педагогические работники не имеют базового психологического образования . Одной из основных задач инновационного развития является  создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности: - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому; - способность к критическому мышлению; - способность и готовность работать самостоятельно.
  • Актуальность работы заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования . Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
  • - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому;
  • - способность к критическому мышлению;
  • - способность и готовность работать самостоятельно.
Актуальность работы заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования. Научная новизна заключается в том, что разработана технология педагогического общения для педагогических работников с участниками образовательных отношений.
  • Актуальность работы заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования.
  • Научная новизна заключается в том, что разработана технология педагогического общения для педагогических работников с участниками образовательных отношений.

Введение. Актуальность лекции . В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474
  • Введение. Актуальность лекции .
  • В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
  • 1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
2. Возможности для самореализации и развития талантов.  Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников. 3. Комфортная и безопасная среда для жизни. 4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство. 5. Цифровая трансформация.
  • 2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
  • 3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
  • 4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
  • 5. Цифровая трансформация.
В рамках второй национальной цели
  • В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
  • 1.Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
  • 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. 4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов. 6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года.  Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников коммуникативных компетенций.
  • 3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
  • 4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
  • 5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
  • 6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников коммуникативных компетенций.
Во введении лектор обозначает место лекции в курсе
  • Во введении лектор обозначает место лекции в курсе "Педагогическая психология", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.
Основная часть лекции. 1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
  • Основная часть лекции.
  • 1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
- правила общения — это первый этап развития науки ( Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей . - Нью-Йорк, 1936 г. ); - психотехники общения — это второй этап развития науки ( Панасюк  А.Ю. Управленческое общение: практические советы . - М., 1990 г. ); - технологии общения — это третий этап развития науки ( Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения . - М., 1996 г. ), например, технология педагогического сотрудничества. Этапы развития науки:
  • - правила общения — это первый этап развития науки ( Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей . - Нью-Йорк, 1936 г. );
  • - психотехники общения — это второй этап развития науки ( Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы . - М., 1990 г. );
  • - технологии общения — это третий этап развития науки ( Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения . - М., 1996 г. ), например, технология педагогического сотрудничества.

Этапы развития науки:

 6 способов понравиться людям   Правило 1: Проявляйте искренний интерес к людям.  Правило 2: Улыбайтесь.  Правило 3: Помните, что в любом языке нет для человека звука значительнее и приятнее, чем звук собственного имени.  Правило 4: Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других на разговор о них самих.  Правило 5: Говорите о вещах, интересующих вашего собеседника.  Правило 6: Давайте людям почувствовать их собственную значимость, и делайте это искренне.

6 способов понравиться людям

  • Правило 1: Проявляйте искренний интерес к людям. Правило 2: Улыбайтесь. Правило 3: Помните, что в любом языке нет для человека звука значительнее и приятнее, чем звук собственного имени. Правило 4: Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других на разговор о них самих. Правило 5: Говорите о вещах, интересующих вашего собеседника. Правило 6: Давайте людям почувствовать их собственную значимость, и делайте это искренне.
Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций: - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок ); - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения ); - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения ); - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).

Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:

  • - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок );
  • - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения );
  • - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения );
  • - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).
Уровни знаний: - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Уровни знаний:

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Человек в среднем запоминает:  10%  прочитанного 20%  услышанного 30% увиденного 90% при непосредственном участии в деятельности, в постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировании выводов и прогнозов 80% при самостоятельном обнаружении и  формулировании проблем 50-70%  при участии в групповых дискуссиях 26

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  • Человек в среднем запоминает:

10%

прочитанного

20%

услышанного

30%

увиденного

90%

при непосредственном участии в деятельности, в постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировании выводов и прогнозов

80%

при самостоятельном

обнаружении и

формулировании

проблем

50-70%

при участии

в групповых

дискуссиях

26

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции: интеллектуальную; влияния друг на друга; информационную; облегчающую.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции:
  • интеллектуальную;
  • влияния друг на друга;
  • информационную;
  • облегчающую.
Механизмы межличностного взаимовосприятия: - эмпатия; - рефлексия; - саморефлексия; - идентификация; - стереотипизация; - обратная связь; - аттракция

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

  • - эмпатия;
  • - рефлексия;
  • - саморефлексия;
  • - идентификация;
  • - стереотипизация;
  • - обратная связь;
  • - аттракция
Факторы, влияющие на успешность выполнения социального заказа государства: - уровня профессионализма педагогических работников; - исходного уровня знаний у участников образовательных отношений; - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых педагогические работники передают систему новых научных знаний детям, родителям, педагогическим работникам; - содержания материала и времени , которое необходимо участникам образовательных отношений для усвоения нового материала по конкретной теме по выполнению социального заказа государства.
  • Факторы, влияющие на успешность выполнения социального заказа государства:
  • - уровня профессионализма педагогических работников;
  • - исходного уровня знаний у участников образовательных отношений;
  • - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых педагогические работники передают систему новых научных знаний детям, родителям, педагогическим работникам;
  • - содержания материала и времени , которое необходимо участникам образовательных отношений для усвоения нового материала по конкретной теме по выполнению социального заказа государства.
Три способа самоподачи: Разработаны три способа самоподачи для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений: - самоподача превосходства; - самоподача привлекательности; - самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.

Три способа самоподачи:

  • Разработаны три способа самоподачи для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений:
  • - самоподача превосходства;
  • - самоподача привлекательности;
  • - самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.
Выводы по 1 учебному вопросу Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.

Выводы по 1 учебному вопросу

  • Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.
Автором произведения науки, монографии, научной статьи, научного проекта , литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
  • Автором произведения науки, монографии, научной статьи, научного проекта , литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
Д. п. н., профессор Сергей Евгеньевич Вогулкин Т – труд В – воображение О – образование Р – речь Ч – честность Е – естественность С – сотрудничество Т – твердость убеждений В – вера О - оригинальность

Д. п. н., профессор Сергей Евгеньевич Вогулкин

  • Т – труд
  • В – воображение
  • О – образование
  • Р – речь
  • Ч – честность
  • Е – естественность
  • С – сотрудничество
  • Т – твердость убеждений
  • В – вера
  • О - оригинальность
  : Автору принадлежат следующие права 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства ; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения ; 6) право на вознаграждение .

:

  • Автору принадлежат следующие права
  • 1) исключительное право на произведение;
  • 2) право авторства ;
  • 3) право автора на имя;
  • 4) право на неприкосновенность произведения;
  • 5) право на обнародование произведения ;
  • 6) право на вознаграждение .
 Ч асть 1 статьи 44 Конституции РФ  Каждому гарантируется свобода  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Ч асть 1 статьи 44 Конституции РФ

  • Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Реализация технологии педагогического сотрудничества позволяет развивать у обучающихся новые компетенции: способность и готовность к творческому мышлению; способность и готовность к рефлексивному мышлению; способность и готовность к критическому мышлению;
  • Реализация технологии педагогического сотрудничества позволяет развивать у обучающихся новые компетенции:
  • способность и готовность к творческому мышлению;
  • способность и готовность к рефлексивному мышлению;
  • способность и готовность к критическому мышлению;
способность и готовность к непрерывному самообразованию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, к новому; способность и готовность к самостоятельной творческой разработке одной темы всю жизнь; способность и готовность к управлению командой и социальной группой; способность и готовность к непрерывному развитию своих конфликтологических компетенций;
  • способность и готовность к непрерывному самообразованию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, к новому;
  • способность и готовность к самостоятельной творческой разработке одной темы всю жизнь;
  • способность и готовность к управлению командой и социальной группой;
  • способность и готовность к непрерывному развитию своих конфликтологических компетенций;
способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций; способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан; способность и готовность нейтрализовать коммуникативные барьеры;
  • способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;
  • способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;
  • способность и готовность нейтрализовать коммуникативные барьеры;
способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию; способность и готовность самостоятельно добывать систему новых научных знаний по данной проблематике и переводить эту систему новых научных знаний в систему действий.
  • способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию;
  • способность и готовность самостоятельно добывать систему новых научных знаний по данной проблематике и переводить эту систему новых научных знаний в систему действий.
2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию и структура педагогического общения
  • 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию и структура педагогического общения
Барьеры коммуникативные Барьеры коммуникативные — психологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний школьникам, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.

Барьеры коммуникативные

  • Барьеры коммуникативныепсихологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний школьникам, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.
Барьеры коммуникативные - мотивационный барьер ; . - интеллектуальный барьер ; - эмоциональный барьер ; - волевой психологический барьер; - ошибки по типу мужчина – женщина; - барьер имя;

Барьеры коммуникативные

  • - мотивационный барьер ; .
  • - интеллектуальный барьер ;
  • - эмоциональный барьер ;
  • - волевой психологический барьер;
  • - ошибки по типу мужчина – женщина;
  • - барьер имя;
Барьер расстояния между участником образовательных отношений и педагогическим работником доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м); неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м); формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м); публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более);

Барьер расстояния между участником образовательных отношений и педагогическим работником

  • доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м);
  • неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м);
  • формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м);
  • публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более);
Слово - это оружие педагогического работника, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений  к  педагогическому работнику, к его учебной дисциплине, к педагогическому общению: а) антипатию; б) симпатию.
  • Слово - это оружие педагогического работника, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений к педагогическому работнику, к его учебной дисциплине, к педагогическому общению:
  • а) антипатию;
  • б) симпатию.
Педагогическое общение — это не механическая передача системы новых научных знаний, а взаимодействие между педагогическим работником с участниками образовательных отношений.
  • Педагогическое общение — это не механическая передача системы новых научных знаний, а взаимодействие между педагогическим работником с участниками образовательных отношений.
 1. Постановка целей педагогического общения 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию. 3. Планирование взаимодействия 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия. 5. Нейтрализация психологических барьеров 6. Организация и управление педагогическим процессом 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт 8. Достижение педагогических целей 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия. 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений

  • 1. Постановка целей педагогического общения
  • 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
  • 3. Планирование взаимодействия
  • 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия.
  • 5. Нейтрализация психологических барьеров
  • 6. Организация и управление педагогическим процессом
  • 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт
  • 8. Достижение педагогических целей
  • 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.
  • 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей
  • 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений
Вывод по  2-му учебному вопросу. Новая технология взаимодействия педагогического работника — использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий педагогическим работником в образовательном процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества, поведения и деятельности участника образовательных отношений в педагогическом общении в соответствии с социальным заказом государства.
  • Вывод по 2-му учебному вопросу.
  • Новая технология взаимодействия педагогического работника — использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий педагогическим работником в образовательном процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества, поведения и деятельности участника образовательных отношений в педагогическом общении в соответствии с социальным заказом государства.
Выводы Авторитарная педагогическая деятельность  и  технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.

Выводы

  • Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
Выводы Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества . Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Выводы

  • Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества . Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
Психологический контакт  - это ситуативные психические состояния  взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров .
  • Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров .
Педагогическое общение - ситуативные или устойчивые состояния  взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии преподавателя с обучающимися в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии и т.п. при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача системы новых профессионально-психологических знаний, оказание влияния в целях формирования желания у обучающихся самостоятельно добывать новые знания, формировать новые навыки и умения .

Педагогическое общение -

  • ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии преподавателя с обучающимися в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии и т.п. при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача системы новых профессионально-психологических знаний, оказание влияния в целях формирования желания у обучающихся самостоятельно добывать новые знания, формировать новые навыки и умения .
Выводы Технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий .

Выводы

  • Технология педагогического сотрудничестваситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий .
Первичная проверка понимания Первичное закрепление новых знаний:

Первичная проверка понимания

  • Первичное закрепление новых знаний:
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 1. Какие Вы знаете этапы развития науки по данной проблематике? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 1. Какие Вы знаете этапы развития науки по данной проблематике?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________

Ответ - правила общения; - психотехники общения;  - технологии общения

Ответ

  • - правила общения;
  • - психотехники общения;
  • - технологии общения
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 2. Какие Вы знаете этапы самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4. ________________________________________________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 2. Какие Вы знаете этапы самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________
  • 4. ________________________________________________________

Ответ - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки, умения и компетенции формируются методом проб и ошибок ); - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения ); - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения ); - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).

Ответ

  • - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки, умения и компетенции формируются методом проб и ошибок );
  • - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения );
  • - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения );
  • - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 3. Какие Вы знаете уровни знаний у педагогических работников образовательных организаций по данной проблематике? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4. ________________________________________________________ 5. ________________________________________________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 3. Какие Вы знаете уровни знаний у педагогических работников образовательных организаций по данной проблематике?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________
  • 4. ________________________________________________________
  • 5. ________________________________________________________

Ответ - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Ответ

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 4. Какие Вы знаете ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4. ________________________________________________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 4. Какие Вы знаете ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________
  • 4. ________________________________________________________

Ответ интеллектуальную; влияния друг на друга; информационную; облегчающую.

Ответ

  • интеллектуальную;
  • влияния друг на друга;
  • информационную;
  • облегчающую.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 5. Какие Вы знаете три способа самопрезентации для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 5. Какие Вы знаете три способа самопрезентации для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________

Ответ - самоподача превосходства ; - самоподача привлекательности ; - самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.

Ответ

  • - самоподача превосходства ;
  • - самоподача привлекательности ;
  • - самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 6. Какие Вы знаете механизмы межличностного взаимовосприятия? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4. ________________________________________________________ 5 . ________________________________________________________ 6. _________________________________ 7.  ____________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 6. Какие Вы знаете механизмы межличностного взаимовосприятия?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________
  • 4. ________________________________________________________
  • 5 . ________________________________________________________
  • 6. _________________________________
  • 7. ____________________
Ответ  - эмпатия; - рефлексия; - саморефлексия; - идентификация; - стереотипизация; - обратная связь; - аттракция

Ответ

  • - эмпатия;
  • - рефлексия;
  • - саморефлексия;
  • - идентификация;
  • - стереотипизация;
  • - обратная связь;
  • - аттракция
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 7. Какие Вы знаете основные факторы, влияющих на успешность усвоения программного материала? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4. ________________________________________________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 7. Какие Вы знаете основные факторы, влияющих на успешность усвоения программного материала?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________
  • 4. ________________________________________________________
Ответ - уровня профессионализма профессорско-педагогического состава; - исходного уровня знаний обучаемых; - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых профессорско-преподавательский состав передает систему новых научных знаний; - содержания программного материала и времени, которое необходимо обучаемым для усвоения нового учебного материала.

Ответ

  • - уровня профессионализма профессорско-педагогического состава;
  • - исходного уровня знаний обучаемых;
  • - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых профессорско-преподавательский состав передает систему новых научных знаний;
  • - содержания программного материала и времени, которое необходимо обучаемым для усвоения нового учебного материала.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 8. Какие Вы знаете зоны общения между собеседниками? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4. ________________________________________________________ 5. ________________________________________________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 8. Какие Вы знаете зоны общения между собеседниками?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________
  • 4. ________________________________________________________
  • 5. ________________________________________________________
Ответ доверительную зону общения (от 0,5 м до 1,2 м); неформальную зону общения (от 1,2 м до 1,5 м); публичную зону общения (расстояние от 3,5 м и более); формальную (деловую) зону общения (от 1,5 м до 3,5 м).

Ответ

  • доверительную зону общения (от 0,5 м до 1,2 м);
  • неформальную зону общения (от 1,2 м до 1,5 м);
  • публичную зону общения (расстояние от 3,5 м и более);
  • формальную (деловую) зону общения (от 1,5 м до 3,5 м).
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 9. Какие Вы знаете факторы, влияющие на успешность взаимодействия с участниками образовательных отношений? 1.________________________________________________________ 2.________________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4. ________________________________________________________

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 9. Какие Вы знаете факторы, влияющие на успешность взаимодействия с участниками образовательных отношений?
  • 1.________________________________________________________
  • 2.________________________________________________________
  • 3.________________________________________________________
  • 4. ________________________________________________________
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 10. Какие Вы знаете барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания)?

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 10. Какие Вы знаете барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания)?
Ответ - мотивациониый барьер; - интеллектуальный барьер; - эмоциональный барьер; волевой психологический барьер и др.

Ответ

  • - мотивациониый барьер;
  • - интеллектуальный барьер;
  • - эмоциональный барьер;
  • волевой психологический барьер и др.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 11. Какую Вы знаете структуру педагогического общения?

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 11. Какую Вы знаете структуру педагогического общения?
 1. Постановка целей педагогического общения 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию. 3. Планирование взаимодействия 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия. 5. Нейтрализация психологических барьеров 6. Организация и управление педагогическим процессом 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт 8. Достижение педагогических целей 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия. 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений

  • 1. Постановка целей педагогического общения
  • 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
  • 3. Планирование взаимодействия
  • 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия.
  • 5. Нейтрализация психологических барьеров
  • 6. Организация и управление педагогическим процессом
  • 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт
  • 8. Достижение педагогических целей
  • 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.
  • 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей
  • 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 12. Какие мы принимаем позиции в процессе педагогического общения?

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 12. Какие мы принимаем позиции в процессе педагогического общения?
Трансактный анализ общения Э. Берна    Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций , которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя.  В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д.  Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют

Трансактный анализ общения Э. Берна

  • Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций , которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя. В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д. Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 13. Какие Вы знаете критерии отнесения к одной из позиций, которые мы принимаем в процессе педагогического общения?

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 13. Какие Вы знаете критерии отнесения к одной из позиций, которые мы принимаем в процессе педагогического общения?
Ответ Родитель - требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует. Взрослый - рассудительность, работа с информацией. Дитя - проявления чувств, беспомощности, подчинения.

Ответ

  • Родитель - требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
  • Взрослый - рассудительность, работа с информацией.
  • Дитя - проявления чувств, беспомощности, подчинения.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 14. Какие мы занимаем

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 14. Какие мы занимаем "пристройки" в процессе педагогического общения?
Ответ Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу - подчинения, пристройка рядом - равного партнерства. К примеру, начальник - подчиненный, старший - младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых - пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека - это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть - пристройка снизу .

Ответ

  • Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу - подчинения, пристройка рядом - равного партнерства. К примеру, начальник - подчиненный, старший - младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых - пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека - это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть - пристройка снизу .
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 15. Какие мы знаем три рода имен участника образовательных отношений?

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 15. Какие мы знаем три рода имен участника образовательных отношений?
Ответ а) реальное имя; б) имя то, на которое он претендует; в) имя, которое он не любит

Ответ

  • а) реальное имя;
  • б) имя то, на которое он претендует;
  • в) имя, которое он не любит
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 16. Каких психологических установок мы должны придерживаться при взаимодействии с участниками образовательных отношений?

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 16. Каких психологических установок мы должны придерживаться при взаимодействии с участниками образовательных отношений?
Ответ

Ответ

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 17. Какие мы знаем психологические приемы, формирующие симпатию у участников образовательных отношений?

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 17. Какие мы знаем психологические приемы, формирующие симпатию у участников образовательных отношений?
Ответ

Ответ

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы: 18. Какую мы знаем литературу по данной проблематике?

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

  • 18. Какую мы знаем литературу по данной проблематике?
Ответ 1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988. 2.Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978 2. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987. 3. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997. 4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990. 5. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996. 6. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

Ответ

  • 1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.
  • 2.Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978
  • 2. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
  • 3. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.
  • 4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
  • 5. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
  • 6. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.
Технология педагогического сотрудничества: теория
  • Технология педагогического сотрудничества: теория
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (1-4 кл.)
  • Часть 1 ст. 40. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования («портрет выпускника начальной школы»):
  • 1) личностным, включающим:
  • формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
  • ценностные установки и социально значимые качества личности;
  • активное участие в социально значимой деятельности

 Часть 1 ст. 42.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;

  • Часть 1 ст. 42.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
  • 1) общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
Часть 2 ст. 42.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • Часть 2 ст. 42.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
  • 2) совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Часть 1 ст.41 Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287
  • Часть 1 ст.41 Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования » (5-9 кл.)
  • Часть 1 ст.41. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:
  • 1) личностным, включающим («портрет выпускника основной школы»):

осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом
  • осознание российской гражданской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • ценность самостоятельности и инициативы;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом
Часть 1 ст. 43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • Часть 1 ст. 43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
  • 1) общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
Часть2 ст.43.2 совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • Часть2 ст.43.2 совместная деятельность:
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
  • Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Часть 3 ст.43.3 - эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
  • Часть 3 ст.43.3 - эмоциональный интеллект:
  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;
Часть 4 ст.43.3 - принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
  • Часть 4 ст.43.3 - принятие себя и других:
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.
  • Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования "
5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (
  • 5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий , активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству , способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (
  • 5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: 2) метапредметным, включающим: способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности; организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • 6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
  • 2) метапредметным, включающим:
  • способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности; организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
7.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: ценности научного познания: совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
  • 7.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
  • ценности научного познания:
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 8.2. Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
  • 8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
  • 8.2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
  • а) общение:
  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • владеть различными способами общения и взаимодействия;
  • аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
  • развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
  • б) совместная деятельность:
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
  • выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
б) совместная деятельность: оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
  • б) совместная деятельность:
  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • 8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
  • а) самоорганизация:
  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями: б) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
  • 8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
  • б) самоконтроль:
  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
  • использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями: в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
  • 8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
  • в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
  • самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
  • 8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
  • г) принятие себя и других людей:
  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
  • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
  • признавать свое право и право других людей на ошибки;
  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования должна быть направлена на: формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками , построения индивидуального образовательного маршрута; возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля
  • 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования должна быть направлена на:
  • формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками , построения индивидуального образовательного маршрута;
  • возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование»
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!