СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная русская литература (литература конца 20 века – начала 21века)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная русская литература

Просмотр содержимого документа
«Современная русская литература (литература конца 20 века – начала 21века)»

Современная русская литература (литература конца 20 века – начала 21века)

1.Постмодернизм 

(начало 1970х – начало 21 века)

1.Это философско-культурологическое течение, особое умонастроение. Возник во Франции в 1960-ые годы атмосфере сопротивления интеллектуалов тотальному наступлению  массовой культуры на сознание человека. В России, когда рухнул марксизм как идеология, обеспечивающая разумный подход к жизни, ушло рациональное объяснение и наступило осознание иррациональности. Постмодернизм сосредоточил внимание на феномене раздробленности, расколотости сознания индивида. Постмодернизм не дает советов, а описывает состояние сознания. Искусство постмодернизма иронично, саркастично, гротескно (по И.П. Ильину)

2. По словам критика Парамонова Б.М., «постмодернизм – это ирония искушенного человека, который не отрицает высокого, но понял необходимость низкого»

Его «опознавательные знаки»:

1. Отказ от какой-либо иерархии. Стерты границы между высоким и низким, важным и второстепенным, реальным и вымышленным, авторским и неавторским. Сняты все стилевые и жанровые различия, все табу, в том числе и на ненормативную лексику. Отсутствует почтение к каким бы то ни было авторитетам, святыням. Отсутствует стремление к какому-либо положительному идеалу. Важнейшие приемы: гротеск; ирония, доходящая до цинизма; оксюморон.

2.Интертекстуальность (цитатность).  Поскольку границы между действительностью и литературой упразднены, весь мир воспринимается как текст. Постмодернист уверен, что одна из его задач-интерпретация наследия классиков. При этом сюжет произведения чаще всего не имеет самостоятельного значения, а главным для автора становится  игра с читателем, которому предполагается опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции (заимствования из классических произведений, рассчитанные на читательскую память) в тексте.

3. Расширение читательской аудитории за счет привлечения массовых жанров: детективы, мелодрамы, фантастика.

Произведениями, положившими начало современной русской постмодернистской

прозе,  традиционно считаются «Пушкинский Дом» Андрея Битова и «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. (хотя роман и повесть  были написаны в конце 1960-ых годов, фактами литературной жизни они стали лишь в конце 1980-ых годов, после публикации.

2.Неореализм

(1980-ые-1990-ые годы)

Границы очень подвижны.Это творческий метод, который опирается на традиции и в то же время может использовать достижения других творческих методов, сочетая  в  себе реальность и фантасмагорию.

  «Жизнеподобие» перестает быть главной характеристикой реалистического письма; легенды, миф, откровение, утопия органично соединяются с принципами реалистического познания действительности.

   Документальная «правда жизни» вытесняется в тематически ограниченные сферы литературы, воссоздающей жизнь того или иного «локального социума», будь то «армейские хроники» О.Ермакова, О. Хандуся, А. Терехова или новые «деревенские» истории А.Варламова («Домик в деревне»). Однако наиболее отчетливо тяготение к буквально понятой реалистической традиции проявляется в массовом криминальном чтиве – в детективах и «милицейских» романах А.Марининой, Ф. Незнанского, Ч. Абдуллаева и других.

Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»;

Людмила Улицкая «Медея и ее дети»;

Алексей Слаповский «Я-не я»

(первые шаги сделаны в конце 1970ых в «прозе сорокалетних», к которой относится творчество В.Маканина, А.Кима, Р.Киреева, А.Курчаткина и некоторых других писателей.

3.Неонатурализм

Истоки его – в «натуральной школе» русского реализма 19 века, с ее установкой на воссоздание любых сторон жизни и отсутствием тематических ограничений.

  Основные объекты изображения: а) маргинальные сферы реальности (тюремный быт, ночная жизнь улиц, «будни» мусорной свалки); б) маргинальные герои, «выпавшие» из привычной социальной иерархии (бомжи, воры, проститутки, убийцы). Наблюдается «физиологический» спектр литературной тематики: алкоголизм, сексуальное вожделение, насилие, болезнь и смерть). Показательно, что жизнь «дна» интерпретируется не как «другая» жизнь, а как обнаженная в своей абсурдности и жестокости обыденность: зона, армия или городская помойка – это социум в «миниатюре», в ней действуют те же законы, что и в «нормальном» мире. Впрочем, граница между мирами условна и проницаема, и «нормальная» повседневность часто выглядит внешне «облагороженной» версией «свалки»

Сергей Каледин «Смиренное кладбище» (1987), «Стройбат» (1989);

Олег Павлов «Казенная сказка» (1994) и «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней» (2001);

Роман Сенчин «Минус» (2001) и «Афинские ночи»

4.Неосентиментализм

Это литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов.

  Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма, она миновала фазу иронии и сомнения. В сплошь фиктивном мире на подлинность могут претендовать лишь чувства и телесные ощущения.

Так называемая женская проза: М.Палей «Кабирия с обводного канала»,

М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана», Л.Улицкая «Казус Кукоцкого», произведения   Галины Щербаковой

5.Постреализм

С начала 1990-ых годов.

Это литературное направление, попытка восстановить целостность, приобщить вещь к смыслу, идею - к реальности; поик истины, подлинных ценностей, обращение к вечным темам или вечным прообразам современных тем, насыщение архетипами: любовь, смерть, слово, свет, земля, ветер, ночь. Материалом служат история, природа, высокая культура. (по М.Эпштейну)

  «Рождается новая «парадигма художественности». В ее основе лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему»,- пишут о постреализме М. Липовецкий и Н.Лейдерман.

  Проза постреализма внимательно исследует «сложные философские коллизии, разворачивающиеся в ежедневной борьбе «маленького человека» с безличным, отчужденным житейским хаосом.

   Частная жизнь осмысляется как уникальная «ячейка» всеобщей истории, созданная индивидуальными усилиями человека, проникнутая персональными смыслами, «прошитая» нитями самых разнообразных связей с биографиями и судьбами других людей.

Авторская песня как литературный факт

Прижизненная форма существования поэзии Владимира Семеновича Высоцкого – авторская песня, поэтому нельзя не учитывать ее синтетический характер, как в античную эпоху, когда поэзия была неразрывно связана с музыкой, лирой, исполнялась под аккомпанемент лиры, в случае с Высоцким и другими создателями авторской песни стихотворение звучало под аккомпанемент гитары. Музыка многократно усиливала звучание поэтического слова, подчеркивала, выявляла порой неожиданные его смыслы, создавала особый ритм, в каждом случае тесно связанный с содержанием текста.

Сам жанр авторской песни – антиофициозной, раскрепощенной, неподцензурной – уже во многом определял характер лирического героя Высоцкого, его позицию, его место в мире. Поэтому полезно вспомнить о том, что же такое авторская песня.

Авторская песня как литературное явление и явление общественной жизни сложилась во второй половине 1950-х годов (в период хрущевской оттепели с ее неясными надеждами на перемены). Создателями жанра стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Александр Городницкий, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин и многие другие. Песни поначалу исполнялись камерно, в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях... Со временем их исполнение становилось публичным. С появлением магнитофона песни поэтов-бардов зазвучали по всей стране, распространяясь стихийно в разновидности самиздата – "магнитиздате", преодолевая таким способом цензурные преграды.

Строго говоря, авторскими являются все песни (за исключением фольклорных), поскольку у них есть автор текста и музыки. В авторской же песне автор – и сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор. Однако главным является текст, поэтому авторская песня и создавалась поэтами ("поющими поэтами"). Текст определял и музыку, и манеру исполнения. В обычной же массовой песне (шлягере), как сказал современный композитор И. Крутой, важен прежде всего "мотивчик", то есть музыкальная сторона. Для поэта-исполнителя своих песен, мелодия и ритм не являются самоцелью, они служат средством усиления выразительности стиха. Высоцкий сказал об этом на одном из концертов в 1980 году: "Когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить еще музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам". В основе авторской песни – стремление выявить, усилить смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов ("Это делается для того, чтобы еще лучше воспринимался текст", – В. Высоцкий), поэтического текста, поэтому и оценивается авторская песня прежде всего в зависимости от качества текста. Авторская песня от письменной поэзии отличается большей доступностью, простотой восприятия; от песенной эстрады – в первую очередь тем, что не хочет быть "легким", развлекательным жанром.

Авторская песня возникла как альтернатива "советской массовой песне" – жанру официально поощряемого искусства и явилась одной из форм противостояния официальному искусству. Но далеко не все барды были политическими диссидентами, как А. Галич, и политические мотивы не были для авторской песни главными. Противостояние лирического героя – героя авторской песни официозу было гораздо шире, чем только предполагала сфера политики: оно захватывало сферу эстетики, этики, литературы и т.д. Раскрепощенность, независимость мнений, камерность и сосредоточенность на личных чувствах и переживаниях (в противовес существующей публичности и коллективизму) – это то, что объединяло создателей авторской песни. Недаром с конца 1960-х годов авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное существование: ее вытеснили из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Травле в официальной прессе подвергались Б. Окуджава и В. Высоцкий, вынужден был эмигрировать А. Галич.

Владимир Высоцкий. Биография и творчество

Уже при первом знакомстве с поэзией Высоцкого, с героем (героями) его лирических текстов выявляется очень существенная черта – многоликость героя Высоцкого: это и уголовник-лагерник, и шофер, и спортсмен, и моряк, и фронтовик, перечислять можно было бы долго. И, как это часто бывает в поэзии (как было, например, с А. Ахматовой), многие слушатели, читатели стали отождествлять автора и его героя. Так что Высоцкому нередко приходилось убеждать свою аудиторию: "...Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли... Я просто пишу от первого лица, часто говорю “я”, и, вероятно, это вводит в заблуждение..." Поэтому необходимо напомнить биографию поэта.

Отец Владимира Высоцкого – Семен Владимирович Высоцкий – полковник-связист, мать Нина Максимовна – переводчица технической литературы. В 1947–49 годах жил с отцом и его второй женой в Германии под Берлином (место службы отца); в 1949–1955 годах – вновь в Москве, в Большом Каретном переулке, где сложился тот дружеский круг, которому Высоцкий впоследствии посвятил свои первые песни (см., например, знаменитые строки: "Где мои семнадцать лет? – На Большом Каретном!"). После окончания школы поступил в Московский инженерно-строительный институт, но затем его оставил, и в 1956–1960 годах учился в Школе-студии МХАТа, впоследствии работал в театре им. А.С. Пушкина, в Театре миниатюр.

В 1960 году женился на выпускнице Школы-студии МХАТа Изе Жуковой (Высоцкой). Вторая жена Высоцкого – киноактриса Людмила Абрамова (мать его сыновей Аркадия и Никиты). В 1970 году Высоцкий женился в третий раз – на известной французской актрисе русского происхождения Марине Влади (Марина Владимировна Полякова), к которой обращены многие его стихи и песни.

С 1964 года стал ведущим актером московского Театра на Таганке под руководством Ю.П. Любимова. Роли, сыгранные здесь, в том числе Гамлет, а также роли в 26 кинофильмах, где Высоцкий часто пел под гитару, скоро принесли ему необычайную популярность1. С 1965 года он стал выступать со своими песнями и публично, и в домашней обстановке, но тексты песен не публиковались, а распространялись по стране на миллионах магнитофонных пленок и кассет. 25 стихотворений вошли в неподцензурный (самиздатский) сборник-альбом "Метрополь" (1979). Исполнение Высоцким своих песен было фактом "самиздата" – притом, что запрет на пластинки, книги, журнальные публикации был негласным; во второй половине 1970-х годов он часто выступал за рубежом с концертами. Первая книга Высоцкого "Нерв" вышла уже после смерти поэта – в 1981 году, однако она включала далеко не все, им написанное.

В 1987 году Высоцкому посмертно была присуждена Государственная премия СССР – "За создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме “Место встречи изменить нельзя” и авторское исполнение песен".

Уверенность Высоцкого в том, что его "будут публиковать!", что он будет интересен людям не только как актер, но и как поэт, сбылась в полной мере, к сожалению, только после его смерти. Уже после того, как Высоцкого не стало, вышли его собрания сочинений в двух и в пяти томах, комплект пластинок с записями песен, компьютерные диски, включающие песни Высоцкого и документальные материалы о его жизни и творчестве, в Интернете есть несколько сайтов, посвященных творчеству и жизни поэта, в Москве создан музей В.С. Высоцкого, директором которого является Никита Владимирович Высоцкий. Ныне пришло время разобраться в том, что же такое Высоцкий, в чем заключается причина популярности его и лирического героя его стихов-песен, большинство из которых написано от первого лица, глубоко личностны.

При некотором однообразии и кажущейся простоте (особенно ранних – "блатных" песен) Высоцкий-поэт все же сложный и очень разный в различных своих песнях-стихах. Его диапазон очень широк: спектр его поэзии включает и юмор, и сатиру, и философию, и трагедию. Поэтический мир Высоцкого многообразен и многотематичен, и в нем можно выделить следующие тематические пласты: "блатные" (или дворовые) песни-стихи, лагерные, военные, спортивные, сатирические, песни-сказки, философские, песни о дружбе и любви...

Обратимся к различным "ликам" лирического героя поэзии Высоцкого, к языку, которым он заговорил со слушателем-читателем, к жанровой форме, избранной для лирических монологов поэта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей