Челядинова Елена Борисовна,
учитель технологии
МБОУ СШ № 52 г. Липецка
echelyadinova@mai.ru
Творческий проект
Современное прочтение народного кроя
-
Выбор и обоснование проекта
Современная мода очень многогранна. Дизайнерские тенденции весьма переменчивы, но при этом все, что накоплено историей за многие десятилетия – фасоны, расцветки, аксессуары – время от времени возвращаются на пик популярности. Образцом цикличности моды является этнический стиль.
Сегодня модные дизайнеры пристально изучают костюмы различных народностей в поисках вдохновения и новых идей, а стильные девушки считают одежду и аксессуары в стиле этно одним из must-have (трендовая вещь, которая является главным хитом и «писком моды») в собственном гардеробе.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, истории своего народа. Желание научиться «читать эту книгу» привело нас с ученицей 11 класса Кудряковой Валерией к теме проекта «Современное прочтение народного кроя».
-
Актуальность
Несомненно, и в наши дни использование богатейших национальных традиций народного костюма чрезвычайно актуально, ведь творческая трансформация народной одежды обновляет, развивает и обогащает современный костюм. И поэтому требуется углубленное изучение и знание народного костюма.
Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма, изящество декора. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника. Это своеобразная академия знаний и творческих идей для современного человека.
-
Проблемная ситуация
Блузы со сборкой по горловине и рукавам в этническом стиле вот уже несколько сезонов не выходят из моды.
Оказывается, существует особый крой, основанный на многолетнем опыте русских рукодельниц. Еще в 17 веке в городе Сапожок Рязанской области возник народный сапожковский крой.
Проблема: как освоить нетрадиционный крой, соединив современные тенденции с этническими элементами, яркость и аутентичность этно стиля.
-
Цель и задачи проекта
Цель: создать современные модели одежды на основе сапожковского кроя с использованием традиционного декора.
Задачи: познакомиться с современной модой в стиле этно; исследовать типы женских рубах в русском народном костюме; изучить особенности сапожковского кроя; рассмотреть возможности моделирования на основе исходной конструкции; разработать собственные модели, аутентичные сапожковским народным рубахам.
-
Рубахи в русском народном костюме
Рубашка в современном виде появилась в конце эпохи античности. Её «предшественниками» были древнегреческий хитон и римская туника.
Много сотен лет русский человек считал рубашку одним из самых главных и важных предметов одежды. «Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.
В основе классификации традиционных женских рубах лежит способ кроя горловины рубахи.
1. Самой архаичной считается рубаха туникообразного кроя. Подобный крой долго сохранялся и в таких женских одеждах, как глухой сарафан, завеска и нагрудник. Центральное полотнище перегибалось пополам, образуя перед и спинку. На сгибе прорезалось отверстие и разрез ворота.
2. Наиболее распространёнными были рубашки с поликами – плечевыми вставками, расширяющими горловину рубахи и соединяющими детали переда и спинки. Нередко полики выделяли контрастной тканью или вышивали. В русских рубахах встречались прямые и косые полики.
3. В XIX – начале XX века был широко распространён крой рубахи, при котором в образовании ворота участвовали перед, спинка и широкие рукава. Рубашки такого кроя называют бесполиковыми.
4. Рубахи на кокетках стали распространенными во второй половине XIX – начале XX века. Встречалось несколько разновидностей подобных рубах, одна из которых, предположительно, появилась под влиянием городской моды.
Кокетки у таких рубах состояли из нескольких деталей; есть плечевой шов; рукава с окатом; отсутствует ластовица.
-
Сапожковский крой – универсальность приема
Елецкие кружева, павловопосадские шали, оренбургские платки… В этом же ряду предметов одежды, названных по конкретной местности, очень ярко выделяются сапожковские рубахи.
В XVII веке в небольшом городке Сапожок (откуда и пошло название рубахи – сапожковая) был придуман новый крой одежды, при котором в образовании ворота участвуют полочка, спинка и рукава.
Э
тот крой очень универсален: нет никаких ограничений в отделке, а на его основе можно выполнить огромное количество разнообразных моделей одежды.
Рис. 1. Современная одежда на основе сапожковского кроя
В чем красота и техническое совершенство сапожковского кроя?
1. Опытным путем были найдены размеры, которые создают удобную и красивую форму без лишнего объема.
2. Выкройка подходит практически для всех размеров.
3. Безотходный раскрой. Выкройка вписана в размеры ткани (холста).
4. Простая форма выкройки дает практически тот же образ и форму, что и сложное конструкторское построение.
5. Крой решен прямыми линиями.
6. Рукав приближен по форме и объему к реглану на основе узкого втачного.
7. Разводка на сборки убирает технические проблемы складок в пройме, плечевых и нагрудных вытачек, свободы подъема рук.
8. Минимальное количество швов, прекрасная посадка на любой фигуре, множество вариантов моделирования, быстрота сборки - это все достоинства сапожковского кроя.
Сапожковский крой можно применять в любом виде одежды – от домашней до свадебной.
Проанализировав все возможные варианты, мы пришли к выводу, что изготовим коллекцию из четырех различных вещей: платье, туника, блузка, сарафан. Разные изделия позволят поработать с основной конструкцией «сапожковского кроя», применить моделирование, использовать имеющиеся дома ткани разной ширины и разнообразные виды традиционной отделки: вышивку, кружево, вязание крючком.
7. Конструирование
В
ыкройка – красный контур – состоит из прямых линий для размеров с 44 до 56. На чертеже указаны все необходимые линии и цифры для построения. Надо обратить внимание, что спинка по длине на 1 см короче переда. Длина прямоугольника равна длине изделия. Ширина спинки и полочки равна 70 см. Рукав – также прямоугольник, длина которого может быть любой. Наклонные линии равны длине проймы полочки и длине проймы спинки.
Рис. 2. Основная конструкция сапожковского кроя
8. Описание изготовления изделий
Крой женских рубах чрезвычайно многообразен. В большинстве случаев они кроились весьма экономично, так как модулем кроя являлась ширина ткани. Варианты раскладки:
• При ширине 80 – 100 см: две длины рубашки + длина рукава. В этом случае будут боковые швы.
• При ширине 140 - 150 см: одна длина рубашки + длина рукава. В этом случае шов только один, по переду или спинке.
Технологическая карта изготовления изделий
№ п/п | Описание операции | Изображение | Инструменты, приспособления |
1. | Построить выкройку по заданным размерам. Произвести раскрой ткани с припусками на швы: - 1 деталь переда со сгибом; - 1 деталь спинки со сгибом; - 2 рукава. Детали сарафана выкроить, предварительно выполнив моделирование и, раздвинув части выкройки на ширину ткани. | | Миллиметровая бумага, мел, карандаш, ножницы, линейка, булавки |
2. 3. | Боковые швы деталей и швы рукавов сметать и стачать. Втачать рукава, совмещая метки «Х» на полочке и «О» на спинке с метками на рукавах. Стачивание рукавов туники выполнить после притачивания по нижнему срезу вышитой полоски и обработки среза косой бейкой. Проложить две строчки по горловине параллельно друг другу. Для сборки стянуть нити, сверяясь с размерами на чертеже (54 - 61 см. в зависимости от размера головы). | | Швейная машина, оверлок, швейные принадлежности нитки, утюг Швейная машина, швейные принадлежности нитки, утюг |
4. | Верхний срез сарафана обработать обметочной строчкой на оверлоке для последующего выполнения кулиски. Выполнить отделку: на тунике готовую вышитую полоску; на платье кружевную прошву. | | Швейная машина, оверлок, швейные принадлежности нитки, утюг |
5. | Оформить горловину изделия по модели: тунику готовой косой бейкой; платье и блузку косой бейкой, выкроенной из основной ткани, шириной 4 см. (1 см. в готовом виде), притачав предварительно оборку на блузку. В кулиску сарафана вставить резинку. Обработать нижние срезы рукавов и низ изделия в зависимости от выбранного способа для каждой модели. | | Швейная машина, оверлок, швейные принадлежности нитки, утюг |
9. Экономический анализ проекта
Для изготовления коллекции вещей были использованы имеющиеся дома ткани, а также отделка, сохранившаяся на старых полотенцах.
Затраты составили: упаковка бусин (20 руб.), эластичная лента (10 руб. за 2 м.), флизелин (7 руб. за 10 см.), нитки (40 руб. за 2 шт). Итого: 77 рублей.
10. Проектные изделия на основе сапожковского кроя
1. Платье из белой марлевки практически точно воспроизводит исходный сапожковский крой. Для отделки использована белая кружевная прошва от полотенца.
2. Туника прямого свободного силуэта. Отделкой служит готовая вышивка крестиком, отделочная косая бейка и атласная лента.
3. Блуза на основе конструкции сапожковского кроя с опущенной линией плеча. По горловине блузы располагается оборка, украшенная кружевными цветочными фрагментами с бусинами.
4. Сарафан А-силуэта размоделирован на основе основной конструкции с расширением деталей полочки, спинки, рукавов. Резинка на плечах и рукавах создает нежный образ воздушной блузки-крестьянки.
Рис. 3. Проектные изделия на основе сапожковского кроя
11. Заключение
Глядя сегодня на народные рубахи, мы нередко забываем, что именно они внесли в наш современный костюм множество мудрых приемов и деталей. Полюбившийся воротник стойка впервые возник в народной одежде из полоски ткани, пришитой по вороту. Популярный сегодня прямой свободный силуэт был также заимствован у рубахи. Широкая пройма рукава, столь необходимая при современных темпах жизни, также не случайно называется рубашечной.
Поэтому и по сей день, русская народная рубаха является источником идей для художников-модельеров.
В процессе работы над проектом у нас возникло особое настроение, состояние души, при котором все негативное отступало на второй план. Ведь настроение авторов влияет на формирование задуманного образа.
Отмечу, что наши изделия соответствуют всем требованиям, выявленным в ходе исследования и работы над проектом. Поставленные в ходе исследования цели и задачи выполнены.
Практическая значимость работы заключается в изучении и сохранении традиций в области народного искусства, создании коллекции швейных вещей в этностиле – платья, блузы, сарафана, туники – на основе сапожковского кроя, разработанного нашими предками в 17 веке в городе Сапожок Рязанского уезда.
Список использованной литературы
1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. Санкт-Петербург: Паритет, 2006
2. Андреева А. Ю. , Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб.: Паритет, 2005
3. Махмутова Х. И. Конструируем, моделируем, шьем. Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1994
4. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая гвардия, 1988;
5. Нерсесов Я. Н. . Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.: ООО «Астрель», 1998
6. Журнал «Куклы в народных костюмах. Летний костюм Рязанской губернии», при участии Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая № 17, 2012
7. Рукоделие. Моя копилочка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rukodelie.moya-kopilochka.ru
8. Ярмарка Мастеров. Hand-Made.ru своими руками. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livemaster.ru
7