СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современное занятие: системно-деятельностный подход как одно из условий повышения качества образования»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель семинара: повышение профессионального мастерства педагогов по организации учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
««Современное занятие: системно-деятельностный подход как одно из условий повышения качества образования»»

«Современное занятие: системно-деятельностный подход как одно из условий повышения качества образования» (МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР)

Кутузова Е.А., заместитель директора по учебной работе


Цель семинара: повышение профессионального мастерства педагогов по организации учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи:

  • раскрыть преимущества занятия, построенного на основе системно-деятельностного подхода;

  • способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

  • мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.



Педагоги делятся на группы (по количеству ШМО).



I. Мотивация.



Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались на методический семинар, посвященный определенной теме. Ее вы узнаете в процессе работы. Продолжительность семинара 2 ч с перерывом 15 минут.



Позвольте начать наш семинар. Посмотрите на доску и по ключевым словам определите тему нашего семинара. (подход, современное занятие,  системно-деятельностный, как, один, условие, из, качество, образование, повышение).

Предлагаю выполнить следующее задание. Нарисуйте солнышко примерно c 8 лучиками. Мысленно поделите его пополам вертикальной линией. На каждом лучике с левой стороны солнышка напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, познавательная, практическая, речевая, трудовая или др.). С правой - вид деятельности ученика на Вашем уроке. Каждый лучик разделите на 10 частей. Отметьте на каждом лучике столько делений, на сколько вы считаете, занимаются этой деятельностью ученики у нас в школе, у вас на уроке. Соедините эти точки. Получилось колесо, на котором ученик едет по стране знаний.

- Как вы думаете удобно ехать на таком колесе?

- Действительно, это не совсем удобное колесо. Задача ФГОС – выправить его, чтобы было удобно ехать.

II. Целеполагание.

Воспользуемся методическим приемом из технологии развития критического мышления. На столах лежат таблички. Пока играет музыка, каждому из вас нужно заполнить их.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

ФГОС



Системно-деятельностный подход на уроке





- Чтобы вы хотели узнать на семинаре? Спросить несколько человек.

- Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. Приступим к работе.



III. Деятельностный этап.



Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;

  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • быть способны к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

«Великая цель образования - это не знания, а действия», - писал Герберт Спенсер, английский философ и социолог XIX века. Повсеместно говорят о необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся, возлагая большие надежды ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…», - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег.



Актуализация представлений учителей о системно-деятельностном подходе в образовании.

Прием: «Верите ли вы?»

Слушатели отвечают на листах (приложение 2):

Верите ли вы, что:

  1. Системно-деятельностный подход является основой успешного введения ФГОС? (+)

  2. Реализация С-Д подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся? (+)

  3. Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы? (-)

  4. В основу С-Д подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности? (+)

  5. Реализация С-Д подхода не имеет никакого отношения к школьникам? (-)

  6. Существует только одна технология, отвечающая требованиям С-Д подхода? (-)

  7. Технология деятельностного метода обучения может быть реализована на уроках различной целевой направленности? (+)

  8. ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока, д/з? (-)

  9. В современной методике выделяют следующие типы уроков: ОНЗ, рефлексии, обобщения знаний, развивающего контроля? (+)

  10. Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему деятельностный подход? (-)

Делают самопроверку.

Переход к решению частных задач.

Работа в группах

Пока играет музыка, обсудите в группах следующие термины

Система (греч.) – целое, составленное из частей; соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определённой цели.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

Основной результат обучения – развитие личности обучающегося на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действие ученика.


Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.



Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 - принцип деятельности - ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;

- принцип непрерывности –преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

-принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

- принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

- принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В процессе такой деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

Как же построить урок на основе системно-деятельностного подхода?


Работа в группах.


Представляют результаты работы.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:  

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).


Какие приёмы и методы необходимы для включения ученика в активную познавательную деятельность на уроке? (перечислите из своего опыта)


Для включения обучающегося в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

  2. планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

  3. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

  4. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.


Реализация деятельностного подхода обучения  опирается на следующие методы:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения).

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

(раздать проект урока, задание проработать дома)

  1. Мотивацию к учебной деятельности;

  2. Актуализацию знаний;

  3. Проблемное объяснение нового знания;

  4. Первичное закрепление во внешней речи;

  5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;

  7. Рефлексия.




Теоретическая часть (типология уроков и их целевая установка)

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки «открытия» нового знания

2. Уроки рефлексии

3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)

4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы понятий.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3. устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3. мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4. фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

• восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

• соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий

Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).

5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).


3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.

Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация.

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.

3. Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков

4. Контроль

5. Самоконтроль.

6. Самооценка.

7. Рефлексия деятельности.

8. Согласование оценок.










4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация.

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.

3. Целеполагание контроля.

4. Контрольная работа.

5. Самоконтроль (взаимоконтроль).

6. Самооценка.

7. Рефлексия.

8. Согласование оценок.

9. Рефлексия (повторная).


Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.


Работа в группах.

Для практической работы в группах рассмотрим особенности структуры урока введения нового знания на основе технологии деятельностного подхода.

Анализ разработки урока учителя, работа с раздаточным материалом «Конспект урока русского языка в 5 классе» (приложение 5)


Задание отметить, что нового вы заметили в предложенном уроке, как в содержании, так и в оформлении?

- Прочитайте конспект урока.

- Есть ли связь между целями и планируемыми результатами? Докажите.

- Можно ли считать цели урока конкретными и диагностируемыми?

- Приведите примеры из конспекта, как учитель проверяет, достигнута ли цель.

- Можно ли выделить в конспекте этап целеполагания?

- Кто формулирует цели урока? Как учитель создал условия для постановки цели учащимися?

- Приведите пример из конспекта, когда при постановке обучающей цели, достигаются не только предметные результаты. (Этап актуализации знаний. Достигаются личностные результаты) Какие планируемые предметные результаты были достигнуты, кроме основных?

- Достигнуты ли на уроке планируемые результаты? С помощью чего?

- Как вы можете охарактеризовать подбор заданий. (Задания даются с затруднением, рассчитанные на различные категории учащихся (аудиалов, визуалов), разнообразные, но приближающие к достижению планируемых результатов и т.д.) Сколько раз на уроке благодаря различным заданиям закрепляются новые знания?


Комментарий: При составлении конспекта учитель ставит цели (конкретные, достижимые, диагностируемые) и планирует результаты. Далее он выстраивает задания таким образом, чтобы каждое из них приближало его к планируемым результатам. Обдумывает формы, методы, приёмы и средства для реализации заданий


Для самостоятельного изучения вам будет предложен дополнительный материал, который вы можете использовать у себя на уроках (получают дополнительный материал в печатном и электронном виде – приложение 7).


Структура урока  в  технологии системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент (1-2 минуты).


Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение обучающихся в деятельность;

• выделение содержательной области.


Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания учащимся; предлагает пожелать друг другу удачи;

• учитель предлагает ученикам подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; они высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

  • проговаривается с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», и т. п.)


II. Актуализация знаний (4-5 минут).


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.


III. Постановка учебной задачи. (4-5 минут)


Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.


 IV. «Открытие нового знания» 7-8 минут (построение проекта выхода из затруднения).


Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

 V. Первичное закрепление (4-5 минут).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.


 VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.


 VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.


VIII. Рефлексия деятельности (итог урока 2-3 минуты).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?













От каких высказываний должен отказаться педагог? (привести пример правильного)

- Ребята, проходите, начинается математика.

- Иван предложил неправильно, Маша не подумала, что сказала.

- Саша, принеси, пожалуйста, модель.

- Миша, напомни мне, что такое механическое движение.

- Наташа, ты делаешь неправильно, надо делать так.

- Итак, наше занятие окончено, идите в другую аудиторию.

- Раскрой тетрадь, пользуйся опорной схемой и по ней дай развёрнутый ответ.


  1. Рефлексия. Составить синквейн по теме семинара.

В группах?

Синквейн – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление (происходит от француского «пять»)

1 строка – предмет, тема (1 существительное)

2 строка – описание предмета (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (3 глагола)

4 строка – фраза, отражающая отношение к предмету

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)



Примеры:

1. Деятельностный подход

2. Интригующий, трудоемкий

3. Озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. Изменяет мое отношение к ученикам.

5. Сотрудничество



1. Подход

2. Системный и деятельностный

3. Самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся

4. Образование становится эффективным.

5. Школа будущего



1. Деятельностный подход

2. Познавательный, вариативный

3. Развивает, научает, обогащает

4. Выше потенциал каждого ребенка

5. Открытие


IV. Рефлексия.





Ответьте, удалось ли вам решить свою учебную задачу.

Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему.

Что еще осталось?

Рефлексивный лист (приложение 6):

Я узнал _________________________________________________

Имею представление о ____________________________________

Научился _______________________________________________

Остались вопросы ________________________________________

Оцениваю свою деятельность на семинаре (по 10 балльной шкале) на ____________________ баллов

(1 – 3 балла – первая ступенька лестницы; 4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька)

Лестница профессионального роста и личного успеха учителя (начертить на доске).





V. Подведение итогов семинара.

 

Мы сегодня пытались построить работу семинара по структуре современного урока в системе деятельностного типа обучения. Как вы думаете, нам это удалось сделать?


Заключение.

Правильное использование системно-деятельностного подхода на уроках в ОУ позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить стрессы, а самое главное – сделает  учебную деятельность результативной, увлекательной.

Вернемся к табличкам, которые заполняли в начале семинара. Если в графе «Хочу узнать, остались вопросы, не решенные нами», передайте мне свою табличку для дальнейшей работы.


Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


Желаю вам верить в свои силы и вдохновлять учеников! На этом семинар закончен.





































Структура урока  в  технологии системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент (1-2 минуты).


Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение обучающихся в деятельность;

• выделение содержательной области.


Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания учащимся; предлагает пожелать друг другу удачи;

• учитель предлагает ученикам подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; они высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

  • проговаривается с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», и т. п.)


II. Актуализация знаний (4-5 минут).


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.


III. Постановка учебной задачи. (4-5 минут)


Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.


 IV. «Открытие нового знания» 7-8 минут (построение проекта выхода из затруднения).


Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

 V. Первичное закрепление (4-5 минут).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.


 VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.


 VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.


VIII. Рефлексия деятельности (итог урока 2-3 минуты).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?












24




Скачать

© 2024 16 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!