СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современное занятие: системно-деятельностный подход как одно из условий повышения качества образования»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель семинара: повышение профессионального мастерства педагогов по организации учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
««Современное занятие: системно-деятельностный подход как одно из условий повышения качества образования»»

«Современное занятие: системно-деятельностный подход как одно из условий повышения качества образования» (МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР)

Кутузова Е.А., заместитель директора по учебной работе


Цель семинара: повышение профессионального мастерства педагогов по организации учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи:

  • раскрыть преимущества занятия, построенного на основе системно-деятельностного подхода;

  • способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

  • мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.



Педагоги делятся на группы (по количеству ШМО).

На двери «лестница успеха», на ступеньки которой наклеивают цветной стикер в зависимости от того, как часто строят уроки на основе системно-деятельностного подхода.



Подписать ступеньки для лестницы:

Системно-деятельностный подход

Я не знаю – 0 баллов

Я знаю - 1-3 балла

Я знаю и применяю, но редко - 4-7 баллов

Я знаю и применяю часто - 8-10 баллов



I. Мотивация.



Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались на методический семинар, посвященный определенной теме. Ее вы узнаете в процессе работы. Продолжительность семинара 2 ч с перерывом 15 минут.



Позвольте начать наш семинар. Посмотрите на доску и по ключевым словам определите тему нашего семинара. (подход, современное занятие,  системно-деятельностный, условие, качество, образование, повышение).

«Колесо баланса»

Предлагаю выполнить следующее задание. Нарисуйте солнышко примерно c 8 лучиками. Мысленно поделите его пополам вертикальной линией. На каждом лучике с левой стороны солнышка напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, познавательная, практическая, речевая, трудовая или др.). С правой - вид деятельности ученика на Вашем уроке. Каждый лучик разделите на 10 частей. Отметьте на каждом лучике столько делений, на сколько вы считаете, занимаются этой деятельностью ученики у нас в школе, у вас на уроке. Соедините эти точки. Получилось колесо, на котором ученик едет по стране знаний.

- Как вы думаете удобно ехать на таком колесе?

- Действительно, это не совсем удобное колесо. Задача ФГОС – выправить его, чтобы было удобно ехать.

II. Целеполагание.

Воспользуемся методическим приемом из технологии развития критического мышления. На столах лежат таблички. Пока играет музыка, каждому из вас нужно заполнить их.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Системно-деятельностный подход на уроке



На уроке можете можно использовать несколько понятий.

- Чтобы вы хотели узнать на семинаре? Спросить несколько человек.

- Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. Приступим к работе.



III. Деятельностный этап.



Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;

  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • быть способны к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

«Великая цель образования - это не знания, а действия», - писал Герберт Спенсер, английский философ и социолог XIX века. Повсеместно говорят о необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся, возлагая большие надежды ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…», - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег.



Актуализация представлений педагогов о системно-деятельностном подходе в образовании. Переход к решению частных задач (работа в группах).

- Сейчас мы будем работать в группах, у каждой группы своя инструкция с указанием того, что делать. (Работают, потом от группы выходит 1 человек с презентацией того, что получилось.)

В каждой группе на спинках стульев наклеены цветные листочки, у кого часы, тот хранитель времени, у кого перо, тот оформитель, один из членов группы - капитан-лидер. Найдите значки. (поворачиваются, ищут)

Вот пример физкультминутки (ее можете использовать на уроке, наклеив значки под парту или стул, можно видов значков сделать по количеству членов в группе).


Инструкция для группы 1.

Прием «Верите ли вы?». Поставьте «плюс», если согласны с утверждением, «минус» - не согласны.

Верите ли вы, что:

  1. Системно-деятельностный подход является основой успешного введения ФГОС?

  2. Реализация С-Д подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся?

  3. Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы?

  4. В основу С-Д подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности?

  5. Реализация С-Д подхода не имеет никакого отношения к школьникам?

  6. Существует только одна технология, отвечающая требованиям С-Д подхода?

  7. Технология деятельностного метода обучения (ТДМО) может быть реализована на уроках различной целевой направленности?

  8. ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока, д/з?

  9. В современной методике выделяют следующие типы уроков: ОНЗ, рефлексии, обобщения знаний, развивающего контроля?

  10. Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему деятельностный подход?

Ответив на вопросы, возьмите лист самопроверки у модератора. Сверьте ответы.

На экран нужно приклеить стикеры зеленого цвета возле тех утверждений, на которые вы ответили верно, стикеры красного цвета – неверно.

Представьте результаты работы группы другим.

Инструкция для группы 2.

Вам необходимо прочитать термины из разных источников, выделить общее между терминами, после чего сформулировать свое определение и записать его на плакате. Представить результаты работы.

Термины для обсуждения представлены в приложении 1 (система, деятельность, исстемно-деятельностный подход).

На плакате может быть написано следующее в зависимости от результата работы группы:

Система (греч.) – целое, составленное из частей; соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определённой цели.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

(Основной результат обучения – развитие личности обучающегося на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действие ученика)


Инструкция для группы 3.

Прием из технологии развития критического мышления.

Вам необходимо ответить на вопросы, поставить «плюс», если согласны с утверждением, «минус» - нет.

Далее прочитать предложенный текст, взяв его у модератора.

После прочтения текста в соответствующую ячейку к прочитанным ранее тезисам снова поставить «+» или «-».

Представить результаты работы.



п/п

Тезис

До прочтения текста

После прочтения текста

1

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в XVI веке.



2

Системно-деятельностный подход разрабатывался в исследованиях Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня, Яна Амоса Коменского.



3

Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию.



4

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится учителю как субъекту, координирующему деятельность обучающихся.



5

В процессе продуктивной деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность



6

Одним из механизмов реализации системно-деятельностного подхода являются технология, направленные на развитие проектных умений обучающихся.



7

В проектировании урока упор делается на зону дальнего развития обучающегося.



8

Принцип идеальности урока: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.



9

Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно.




Текст, который выдается после заполнения столбца «До прочтения текста» (представлен в приложении 1).


Для модератора:


п/п

Тезис

Ответ

1

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в XVI веке.

-

2

Системно-деятельностный подход разрабатывался в исследованиях Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня, Яна Амоса Коменского.

-

3

Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию.

+

4

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится учителю как субъекту, координирующему деятельность обучающихся.

-

5

В процессе продуктивной деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность

+

6

Одним из механизмов реализации системно-деятельностного подхода являются технология, направленные на развитие проектных умений обучающихся.

+

7

В проектировании урока упор делается на зону дальнего развития обучающегося.

-

8

Принцип идеальности урока: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

+

9

Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно.

+



Инструкция для группы 4.

Вам необходимо прочитать материал и, используя прием «Паучок», представить информацию на плакате для информирования коллег.

Текст.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 - принцип деятельности - ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;

- принцип непрерывности –преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

-принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

- принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

- принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.




Инструкция для группы 5 (для ШМО учителей начальных классов).

Прием «Алфавит».

Разделите лист на квадраты по количеству букв в алфавите. В квадраты на каждую букву запишите слово, связанное с ФГОС, системно-деятельностным подходом, начинающее на соответствующую букву. Можно использовать статью Л.А. Дронцевой, учителя начальных классов (приложение 1).



Реализация деятельностного подхода обучения  опирается на следующие методы:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения).



Групповая работа (5 минут работа в группе, 3 минуты - представление).

- На столах лежат листы с несколькими методическими приемами. Выберите самый, на ваш взгляд, интересный прием, расскажите о нем другим.

План ответа:

  1. Название приема.

  2. Как можно использовать этот прием (на каком этапе урока, индивидуальная или групповая работа)?

  3. Какие приемы для включения ученика в активную познавательную деятельность на уроке используете? (перечислите из своего опыта)

Выступление групп.



Как же построить урок на основе системно-деятельностного подхода?

Для включения обучающегося в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

  2. планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

  3. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

  4. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.


Групповая работа.

При подготовке конспекта учитель должен в первую очередь продумать не свою деятельность, а деятельность обучающихся. Поработаем с конспектом урока.


Раздать конспект урока (конспект Пламодяло Е.В.)

После прочтения конспекта отвечают на вопросы (все):

- Где вы в конспекте видите системно-деятельностный подход, в чем он заключается?

- Сильные стороны урока?


  1. Рефлексия.

Вариант 1.

  • Составьте синквейн по теме семинара (составляют в группах, пишут на плакате)


Синквейн – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление (происходит от французского «пять»)

1 строка – предмет, тема (1 существительное)

2 строка – описание предмета (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (3 глагола)

4 строка – фраза, отражающая отношение к предмету

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)



Примеры:

1. Деятельностный подход

2. Интригующий, трудоемкий

3. Озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. Изменяет мое отношение к ученикам.

5. Сотрудничество



Вариант 2. Вместо составления синквейна можно предложить следующее:



- Ответьте, удалось ли вам решить свою учебную задачу? Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему? Что еще осталось?

На слайде появляется лестница профессионального роста и личного успеха учителя.

- Заполните рефлексивный лист:

Я узнал _________________________________________________

Имею представление о ____________________________________

Научился _______________________________________________

Остались вопросы ________________________________________

Оцениваю свою деятельность на семинаре (по 10 балльной шкале) на ____________________ баллов

(1 – 3 балла – первая ступенька лестницы; 4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька)

- Наклейте стикер на соответствующую ступеньку лестницы, исходя из того, как вы оценили свою деятельность.

Приклеивают стакеры и садятся.

- Сравним лестницу успеха, которая была перед началом семинара. За несколько часов достаточно сложно получить высокий результат (за семинар переход может произойти только с 1 ступеньки на вторую). Если такую лестницу успеха вы повесите в классе для обучающихся и попросите их оценить себя на начало изучения темы, а потом после изучения темы, то увидите результат.

Я использовала этот прием, чтобы вы могли его использовать в работе. Когда в классе на стене в конце класса будет висеть «лестница успеха» и вы обратите на нее внимание обучающихся во время урока, они повернутся, чтобы посмотреть, это будет считаться динамической паузой.



- Как вы думаете, нам это удалось решить те задачи, которые мы ставили в начале семинара?

Если что-то не получилось, предлагаю написать вопросы, на которые постараюсь ответить в ближайшее время.

- Правильное использование системно-деятельностного подхода на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить стрессы, а самое главное – сделает  учебную деятельность результативной, увлекательной.

Актуальность приобретают слова американского писателя XX века Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Желаю вам верить в свои силы и вдохновлять учеников! На этом семинар закончен.




Приложение 1. Инструкции для групповой работы.



Инструкция для группы 1.

Прием «Верите ли вы?». Поставьте «плюс», если согласны с утверждением, «минус» - не согласны.

Верите ли вы, что:

  1. Системно-деятельностный подход является основой успешного введения ФГОС?

  2. Реализация С-Д подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся?

  3. Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы?

  4. В основу С-Д подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности?

  5. Реализация С-Д подхода не имеет никакого отношения к школьникам?

  6. Существует только одна технология, отвечающая требованиям С-Д подхода?

  7. Технология деятельностного метода обучения (ТДМО) может быть реализована на уроках различной целевой направленности?

  8. ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока, д/з?

  9. В современной методике выделяют следующие типы уроков: ОНЗ, рефлексии, обобщения знаний, развивающего контроля?

  10. Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему деятельностный подход?

Ответив на вопросы, возьмите лист самопроверки у модератора. Сверьте ответы.

На экран нужно приклеить стикеры зеленого цвета возле тех утверждений, на которые вы ответили верно, стикеры красного цвета – неверно.

Представьте результаты работы группы другим.

Инструкция для группы 2.

Вам необходимо прочитать термины из разных источников, выделить общее между терминами, после чего сформулировать свое определение и записать его на плакате. Представить результаты работы.

Термины для обсуждения:

  1. Система.

Систе́ма (др.-греч. σύστημα «целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. (Материал из Википедии)


Система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. (Философская энциклопедия)


Систе́ма - системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей].

1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках в определенной системе. Нарушить систему.

|| Обычный, установленный распорядок чего-н. У него вошли в систему прогулки по утрам.

2. Метод действий, устанавливающий порядок, правила чего-н. Система воспитания. Система работы. «Всё у ней делалось по системе, и дочь свою она воспитала по системе.» Тургенев.

3. Совокупность мыслей и положений, подчиняющихся каким-н. принципам, идеологическое построение (книжн.). «Гегель повел философию далее границ, которых не могла переступить система Шеллинга.» Чернышевский. «…Плеханов уже в 80-х годах нанес основной удар народнической системе взглядов…» История ВКП(б). Педагогическая система. Песталоцци. Поэтическая система футуризма. Философская система Декарта. Художественная система романтизма.

|| Классификация (книжн.). Ботаническая система Линнея.

4. Устройство, структура, представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей (книжн.). Нервная система. Кровеносная система. Солнечная система.

Шведская система. гимнастики. Система международных союзов. Система уравнений (мат.). Периодическая система элементов (хим.). Речная система (река с ее притоками). Мариинская система (совокупность каналов, соединяющих притоки Волги с Онежским озером).

5. Форма общественного устройства. «Партия есть основная руководящая сила в системе диктатуры пролетариата.» Сталин. «Экономическую основу Советского Союза составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства.» История ВКП(б). …«Социалистическая система является единственной системой промышленности СССР.» Сталин.«… Социалистическая система хозяйства является высшей системой в сравнении с системой капиталистической.» Сталин. Государственная система. Феодальная система.

|| Форма, способ устройства, организации чего-н. «Наша новая избирательная система подтянет все учреждения и организации, заставит их улучшить свою работу.» Сталин. Десятичная система (способ счета). Метрическая система (см. метрический (1)). Система налогов. Система обложения.

6. Конструкция, техническое устройство (книжн.). Самолет новой системы. Велосипед старой системы.

7. Совокупность пластов земной коры, по времени образования соответствующая определенному геологическому периоду (см. период в 3 знач.; геол.).

8. Совокупность хозяйственных единиц, учреждений, организационно объединенных в единое целое (нов.). Работать в системе Центросоюза. Система ОГИЗА.

(Толковый словарь Д.Н. Ушакова)


  1. Деятельность.


Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели. (Материал из Википедии)

Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. (Большая психологическая энциклопедия)

Де́ятельность, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)

Деятельность - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. (Философская энциклопедия)

  1. Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. (Малюгина Т.И. https://www.uchportal.ru/fgos/sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obrazovanii-2015)

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. (BusinessMan.ru: https://businessman.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html)

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. (Безрученко С.В. https://infourok.ru/sistemnodeyatelnostniy-podhod-kak-osnova-formirovaniya-universalnih-uchebniy-deystviy-pri-obuchenii-tehnologii-3136537.html)



Инструкция для группы 3.

Прием из технологии развития критического мышления.

Вам необходимо ответить на вопросы, поставить «плюс», если согласны с утверждением, «минус» - нет.

Далее прочитать предложенный текст, взяв его у модератора.

После прочтения текста в соответствующую ячейку к прочитанным ранее тезисам снова поставить «+» или «-».

Представить результаты работы.


п/п

Тезис

До прочтения текста

После прочтения текста

1

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в XVI веке.



2

Системно-деятельностный подход разрабатывался в исследованиях Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня, Яна Амоса Коменского.



3

Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию.



4

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится учителю как субъекту, координирующему деятельность обучающихся.



5

В процессе продуктивной деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность



6

Одним из механизмов реализации системно-деятельностного подхода являются технология, направленные на развитие проектных умений обучающихся.



7

В проектировании урока упор делается на зону дальнего развития обучающегося.



8

Принцип идеальности урока: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.



9

Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно.




Текст, который выдается после заполнения столбца «До прочтения текста»

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подходэто организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В процессе такой деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

Механизмом реализации системно-деятельностного подхода являются такие технологии, как:

— информационные и коммуникативные технологии;

— технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

— технологии, основанные на реализации проектной деятельности;

— технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.


Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.

1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач.

4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

5. Оценить эффективность урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.


Упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную за дачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.



Инструкция для группы 4.

Вам необходимо прочитать материал и, используя прием «Паучок», представить информацию на плакате для информирования коллег.

Текст.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 - принцип деятельности - ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;

- принцип непрерывности –преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

-принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

- принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

- принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.




Инструкция для группы 5 (для ШМО учителей начальных классов).

Прием «Алфавит».

Разделите лист на квадраты по количеству букв в алфавите. В квадраты на каждую букву запишите слово, связанное с ФГОС, системно-деятельностным подходом, начинающее на соответствующую букву. Можно использовать статью Л.А. Дронцевой, учителя начальных классов.



Статья Дронцевой Людмилы Анатольевны «Урок с системно-деятельностным подходом»



Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.



Система дидактических принципов.



Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:



1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.



2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.



3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).



4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).



5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.



6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.



7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.



Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода “Школа 2000...”



Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:



уроки “открытия” нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

1. Урок “открытия” нового знания.



Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.



Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.



2. Урок рефлексии.



Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).



Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.



3. Урок общеметодологической направленности.



Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.



Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.



4. Урок развивающего контроля.



Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.



Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.



Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:



предъявление контролируемого варианта;

наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:



написание учащимися варианта контрольной работы;

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.



Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:



1. Мотивирование к учебной деятельности.



Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:



1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);



2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);



3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).



В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.



Соответственно, данный этап предполагает:



1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;



2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;



3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;



4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.



3. Выявление места и причины затруднения.



На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:



1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;



2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.



4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).



На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.



5. Реализация построенного проекта.



На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.



Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.



8. Включение в систему знаний и повторение.



На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.



Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).



На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.



Использованные источники.



1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.



2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.



3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.





Приложение 2. Приемы реализации системно-деятельностного подхода на уроке

Группа 1.

"Столкновение противоречий"

Например,  определи и докажи, где какая часть речи:
Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк…. 
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;

"Вопросы, требующие установления сходства и различия"

Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить

"Вопрос к тексту"

Перед изучением учебного текста ребятам ставиться задача: составить к  нему ряд вопросов. Заранее оговаривается цель, которую нужно достичь. Необходимо оговорить количество вопросов. Например, 3 репродуктивных, не менее 5 расширяющих и развивающих вопросов.

"Лови ошибку"

  1. Объясняя материал, учитель допускает ошибку.

  2. Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками.  (Ошибки можно брать из работ учащихся)

"Почини цепочку"

Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном  порядке словами и действиями.    Например, поставьте правильно этапы работы с микроскопом.

"Да-нетка"

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;

  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да, и нет". 
Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;

  • Это планета – гигант? – да;

  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.



Группа 2.

"Практичность теории"

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна. Например, вегетативное размножение, полив растений.

"Раздели на группы"

1.Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики.
2. провести классификацию определений, которые написаны на карточках. Принцип классификации может быть известен или нет.

"Слепой текст"

1.Заполнить «слепой» текст словами или числами
2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе
3. восстановите текст из перепутанных  неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

"Составление алгоритма"

Составить алгоритм, записать в виде схемы

"Слепая таблица"

Заполнить пробелы в частично пустой таблице (алгоритме)

"Цепочка"

По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.

"Яркое пятно"

Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

"Помощники"

Дополнение цели урока с помощью слов-помощников:
-Повторим
-Изучим
-Узнаем
-Проверим
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

"Тема в виде проблемного вопроса"

Формулировка темы в виде вопроса
Тема урока может быть сформулирована так "Почему этих животных отнесли к одному типу?"

выявляются признаки, по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных.

Группа 3. Распространённые приемы создания проблемной ситуации

Проблемная ситуация «с удивлением»

Урок математики

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

8-3+4=9. 8-3+4=1.

– Что вы замечаете?

– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

– Почему получились разные ответы? Ошибка?

- А если предположить, что ошибки при счёте не допущено?

– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

– Как вы определите цель нашего урока?

Проблемная ситуация «с затруднением»

Тема:  Сложение и вычитание с переходом через десяток.

3+5= 7+3=

2+7= 4+4=

5+2= 7+6=

– Почему вы не можете решить последний пример?

(Мы не можем сложить, получается больше 10.)

Чему будем учиться на уроке?

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Тема: Правила переноса

Помогите составить предложение.

солнца яркие цветы любят первые лучи весенние

Запись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается) Что же делать?

Варианты детей: Я-ркие ярки-е яр-кие ярк-ие

Подводящий диалог

Подводящий к теме диалог – цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы 

Русский язык.

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

По какому признаку разбили слова на 2 столбика?

В одних есть ь знак …….

Что общего у всех слов?

Чем отличаются? род



Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Группа 4.


"Работа над понятием"

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

"Группировка"

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

"Мини – рассказ"

Составь мини рассказ, используя термины из списка, а также словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе

«Проблемный поиск»

Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде карточки или  списка с аннотированными ссылками.

«Учимся сообща»

Алгоритм действий:

1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.).

2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».

3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте.

Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе.

4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.

5.Учитель вносит дополнительные разъяснения. 
Задание: составить письмо инопланетянина, который побывал в России и хочет рассказать о природных зонах.

Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие природные зоны особенно интересны.



Группа 5.

"Рядом с художником"

упражнение на развитие зрительно-художественной образности. 
Пример. Произнесите монологи от имени: • главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников "Опять двойка"); • мальчика (В.А.Серов "Дети"); • мальчика (В.Е. Маковский "Свидание"); • девочки (К.С. Петров-Водкин "Тревога"). Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж. Составьте биографию по портретам (например, "Вдовушка" по П.А. Федотову).

"Создай презентацию"

Создай 
- презентацию к изученной теме,
-листовку по теме.

"Своя опора"

Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам).
Можно провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления»

"Повторяем с контролем"

Ученики составляют серию контрольных вопросов  к изученному на уроке материалу.

"Свои примеры"

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.            Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание

"Починить цепочку"

Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном  порядке словами и действиями. Например, поставьте правильно этапы работы с микроскопом

"Раздели на группы"

1.Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики.
2. провести классификацию определений, которые написаны на карточках.            Принцип классификации может быть известен или нет

"Дай информацию"

Извлечь всю информацию из представленного объекта.
Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод…

"Восстанови текст"

1.Заполнить «слепой» текст словами или числами
2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе
3. восстановите текст из перепутанных  неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

"Назвать, одним слово"

Обобщить несколько слов одним пон6ятием и термином            5 ног, 3 части тела: грудь, брюшко и голова, пара усиков—насекомое

"Кроссворд"

Составить или решить

"Немая схема"

Восстановить подписи к «немой» схеме процесса или подписать части объекта

Скелет человека, строение растения

"Составь"

1.         составь и проведи  экскурсию по карте, с использованием ПК 
2.         составить и оформить краткий путеводитель-справочник (с рисунками и / или фотографиями по родному краю «Верхнедонье мое» 
3.         Собрать и оформить тематический сборник пословиц, поговорок, стихов, песен о казаках

"Толстый и тонкий вопрос"

Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса. 
Стратегия позволяет формировать: 
•           умение формулировать вопросы; 
•           умение соотносить понятия. 
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. 
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. 
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. 
Пример. 
По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. 
Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете? 
Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

"Шкатулка"

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д. 
'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?






Библиографический список:

  1. Безрученко С.В. Системно-деятельностный подход как основа формирования универсальных учебный действий при обучении технологии. // https://infourok.ru/sistemnodeyatelnostniy-podhod-kak-osnova-formirovaniya-universalnih-uchebniy-deystviy-pri-obuchenii-tehnologii-3136537.html

  2. Дронцева Л.А. Урок с системно-деятельностным подходом. // https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656043/

  3. Краснянская Е.И. Приемы системно-деятельностного подхода в начальной школе. // https://clck.ru/MMCdh

  4. Смирнова С.В. Методические рекомендации по организации деятельности учителя на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. // http://www.gymn2.ru/assets/files/fgos_ooo_metod.pdf

  5. Шумейко О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/ (дата обращения: 04.03.2020).



29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!