СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные информационные технологии, как средство для эффективного изучения географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал является опытом работы по использованию информационных технологий для более эффективного изучения географии в школе

Просмотр содержимого документа
«Современные информационные технологии, как средство для эффективного изучения географии»

Современные информационные технологии, как средство для эффективного изучения географии

Колбасенко Галина Ивановна, учитель географии и экономических дисциплин, государственное учреждение образования «Средняя школа №225 г. Минск»


Мы живём в быстро меняющемся мире, где система экономических, социальных и культурных отношений основана на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую необходимо решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Использование ИКТ совместно с традиционными формами обучения позволяет разнообразить урок, делает его более ярким, интересным и наглядным, что способствует также повышению учебной мотивации. Применение ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности разнообразить учебные задания и управлять процессом их выполнения, позволяет качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом[3].

 Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма общество обречено оставаться в прошлом. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Школьная география занимает особое положение среди учебных предметов. Она дает школьникам знания о природе Земли, является одновременно и естественным и гуманитарным предметом [2, с. 42]. Современная география не является описательной наукой. Современная география – это дешифровка снимков из космоса, лазерное сканирование местности, работа с геоинформационными технологиями. География является интегрирующей дисциплиной и хорошо приспособлена для использования информационных технологий на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Однако, учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место по сравнению с компьютерными играми, интернет-ресурсами и социальными сетями. Проведённый опрос среди обучающихся 9-10 классов на определение наиболее значимых для них средств массовой информации показал, что 67% учащихся 9-ых классов и 52% 10-х классов на первое место поставили интернет-ресурсы. Поэтому применение информационных технологий в образовательном процессе приобретает в настоящее время всё большую значимость. Учитель имеет возможность сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным и показать связь между отдельными предметными областями. Сегодня жизнь людей всё больше переходит в виртуальное пространство и использование на уроке современных информационных технологий позволяет разговаривать с нашими учениками на одном языке.

Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий, которую широко используют для организации урока – это создание презентаций. Урок, построенный на основе мультимедийной презентации, позволяет более наглядно рассмотреть и усвоить учебный материал и изучать географические процессы в динамике, формируя понятийный аппарат. Презентация может быть использована не только для изучения учебного материала, но и на этапе первичного закрепления полученных знаний, уроках по обобщению знаний – использование презентации-теста или презентации-теста с анимацией. Создание презентаций учащимися самостоятельно в качестве домашнего задания, является возможностью более глубоко изучить материал и проявить свои творческие способности, при этом используя самые разнообразные сервисы. Как показывает опыт работы, этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов. Ребята формируют умения собирать нужную информацию, используя интернет. Учатся выбирать и систематизировать наиболее значимый материал, чтобы уложится при защите в отведённое время. Публичность защиты и демонстрация созданного образовательного продукта, повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, а с другой стороны повышает самооценку обучающегося.

При организации учебного процесса и разработки урока широкое применение находят и интерактивные методы работы. Преподаватель в интерактивном методе не является транслятором готовой информации, а организует самостоятельную деятельность ученика, побуждает к поиску, исследованию процессов и явлений, самостоятельному решению проблем [1, с. 6]. 

В настоящее время существуют разнообразные сервисы по созданию интерактивных заданий, которые позволяют разрабатывать контрольные опросы, викторины, кроссворды и другие задания в игровой форме. Один из таких сервисов – это LearningApps, он предназначен для создания интерактивных учебно-методических заданий. Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Данные задания можно применять:

- при закреплении первичных теоретических знаний;

- в качестве тренажёра по закреплению знаний географических понятий;

- для отработки практических умений и навыков работы с географическими картами, определение координат и азимутов;

- в качестве домашнего задания (учащиеся сами разрабатывают);

-подготовка учащихся к интеллектуальным конкурсам, сдаче ЦЭ, ЦТ.

Для работы с данным сервисом необходимо:

  • регистрация и создание аккуанта;

  • подбор, сохранение уже созданных заданий и разработка собственных;

  • общение с учащимися, которые присылают созданные ими задания;

  • созданные задания можно опубликовать, их смогут увидеть другие пользователи, а также оценить.

В таблице 1 представлены примеры заданий, задания отмеченные * разработаны учителем, задания, созданные учащимися отмечены **.

Таблица 1

Примеры интерактивных заданий сервиса LearningApps


Класс

Тема

Интерактивные задания

5

Путешествия и открытия

http://LearningApps.org/display?v=p398y48nc16*


6

Поверхностные воды. Река и ее части

http://LearningApps.org/display?v=pvv514ni101 – части реки (кроссворд по понятиям)*

6

Состав и строение атмосферы

https://learningapps.org/view28692223*

7

Понятия по материку Африка и Австралия

http://LearningApps.org/view23742025*

7

Геологическое строение и рельеф С. Америки

http://LearningApps.org/display?v=pg8kxe88316 – рельеф Северной Америки*

7

Климат С. Америки

https://learningapps.org/view25021433*

7

Внутренние воды Евразии


https://learningapps.org/view30728273*


8

Население. Политическая карта Ю. Америки

http://LearningApps.org/display?v=phccavqjt16 – государства Южной Америки**

8

Особенности населения Северной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна

https://learningapps.org/view30166129*


9

Могилёвская область

https://learningapps.org/view30686008*

9

Витебская, Брестская, Гомельская и Минская области: характерные особенности


https://learningapps.org/view30571660*

10

Демографические процессы и их география

https://learningapps.org/view28365467*

10

Структура и географические типы сельского хозяйства. География растениеводства мира

https://learningapps.org/view29273654*

10

География сектора информационно-коммуникационных технологий мира


https://learningapps.org/view30695973*


Еще один способ внедрения информационных технологий в образовательный процесс – это использование онлайн-тестов. Такие тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на "отлично". Здесь учитель не вмешивается в процесс определения оценки.

Применение онлайн-тестов для проверки промежуточных или итоговых знаний (таблица 2) учащихся имеет определённые преимущества:

- нет необходимости создавать несколько вариантов, заходя в тест, каждый обучающийся попадает на разные вопросы (вопросы самопроизвольно перемешиваются);

- после завершения сразу видны результаты пройденного теста, на основании которого выставляется отметка – учитель не тратит время на проверку задания;

- при создании теста, есть возможность ограничить время его прохождения;

- учащиеся имеют возможность посмотреть свои ошибки;

- учитель видит выполненные задания всех обучающихся и может проанализировать допущенные ошибки для дальнейшего устранения пробелов в знаниях; распечатать полученные результаты;

- тесты можно использовать как для проверки домашнего задания в начале урока, так и для оценки первично полученных знаний в конце урока, для проведения итоговой аттестации по определённой теме;

- при изменении в содержании учебного материала, прежде всего, касается социально-экономической географии, или допущенной ошибке изменения в тесты внести достаточно быстро;

- для прохождения теста обучающиеся использовали свои мобильные телефоны, что в определённой степени способствует созданию комфортной обстановки для выполнения теста;

- можно использовать на уроке и факультативном занятии, для подготовки к предметной олимпиаде и сдаче ЦТ.

Таблица 2

Примеры онлайн-тестов

Класс

Тема

7

Африка и Австралия, https://multiurok.ru/tests/5705553/

7

Южная Америка, https://multiurok.ru/tests/8517582/

8

Страны Северной Европы, https://multiurok.ru/tests/8463015/

8

Общая характеристика хозяйства Африки, https://multiurok.ru/tests/4892751/

8

Северная и центральная Америка: общая характеристика, крупнейшие страны, https://multiurok.ru/tests/9567755/

9

География промышленности строительных материалов и

деревообрабатывающей Республики Беларусь,

https://multiurok.ru/tests/1352583/

9

Физико-географические провинции Беларуси: Поозёрская, Западно-Белорусская, Восточно-Белорусская, https://multiurok.ru/tests/8027986/

10

География сельского хозяйства мира, https://multiurok.ru/tests/5597407/

10

Общая характеристика промышленности. География энергетики мира, https://multiurok.ru/tests/1517937/

10

Расселение и размещение населения мира, https://multiurok.ru/tests/1727457/

10

Факторы и виды миграции. Международная миграция,

https://multiurok.ru/tests/3885396/

10

Мировое хозяйство и МГРТ, https://multiurok.ru/tests/8811391/

11

Голод и продовольственная проблема стран мира,

https://multiurok.ru/tests/8708527/

11

Проблема демографической нагрузки и старения населения мира,

https://multiurok.ru/tests/6623421/

11

Геоэкологические проблемы гидросферы, https://multiurok.ru/tests/7913867/

11

Влияние природных факторов и деятельности человека на почвенные ресурсы. Опустынивание и обезлесение, https://multiurok.ru/tests/3347969/

Очень интересным учебным  инструментом, применение которого зависит только от творческого потенциала учителя, является создание облака слов (тегов). Данный инструмент  часто используются при создании инфографики, презентаций, иллюстраций. Облака тегов является одним из способов визуализации текстовой информации, что можно использовать средством обучения на уроке. Это позволяет разнообразить урок и сделать его более интересным и увлекательным, помогает развивать устную речь. Облака слов  также используются при создании инфографики, презентаций и иллюстраций. А сервис Мentimeter – это также самый быстрый способ проведения рефлексии, возможность оперативно собрать точки зрения о проведенном мероприятии у большого количества людей за считанные минуты.

Облака слов имеет достаточно нестандартный дизайн и определённые преимуществ в образовательной практике учителя. Используя данный инструмент, мы максимально визуализируем информацию, предлагая учащимся выполнить разнообразные задания:

1 – определение темы занятия, которую учащиеся должны сформулировать самостоятельно;

2 – закрепление изученных понятий по теме;

3 – определение изученных объектов или явлений по их характеристике.

Примеры заданий на определение изученных понятий по теме «Литосфера. Внутреннее строение Земли», 6 класс (рис. 1):

  • Определите внутреннюю оболочку Земли, используя облако слов.

  • Дайте характеристику данной оболочке.


Рисунок 1. Примеры заданий для 6 класса


Примеры заданий на закрепление изученного материала по теме «География животноводства», 8 класс (рис. 2):

- Определите одну из ведущих подотраслей животноводства, используя облако слов.

- Дайте характеристику данной отрасли животноводства.

- Назовите страны, которые выделяются в мире по развитию отраслей животноводства. Объясните, с чем это связано.

Рисунок 2. Примеры заданий для 8 класса


Для работы с географической номенклатурой по карте эффективна для применения образовательная географическая игра Seterra (https://online.seterra.com/ru). Это онлайн-версия, написанная на HTML5. Ее поддерживают большинство последних версий многих браузеров, таких как Safari, Firefox и GoogleChrome, а также InternetExplorer, начиная с версии 9. Она работает под Windows, MacOS X и Linux и на мобильных устройствах, таких как iPhone, iPad или Android. Она является хорошим тренажёром для изучения политической карты, политико-территориального деления государств, размещения на материках объектов гидрографии и форм рельефа, достопримечательностей стран мира (рис. 3).

Рисунок 3. Использование Seterra для работы на факультативных занятиях


Для организации урочной и внеклассной деятельности (рис. 4) применяю генераторы QR-кодов(http://qrcoder.ru,QR-код с логотипом и надписями https://ru.inettools.net/single/qr-kod-generator),с их помощью можно получить готовую картинку с кодом, в котором будут зашифрованы необходимые данные.

Основное достоинство использования QR-кода – это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что даёт возможность использования в торговле, производстве, логистике. В образовательном процессе при помощи QR-кода легко организовать увлекательные конкурсы, квесты и ролевые игры. QR-коды широко представлены в учебных пособиях по географии и учебных атласах. Это даёт учащимся уникальную возможность, не выходя из кабинета, посмотреть и изучить на мобильном устройстве видеоролики природных явлений (извержение вулкана Лаки на о. Исландия), 3D-панорамы географических объектов (кратер вулкана Даллол на Эфиопском нагорье в Африке). Или подключиться к веб-камере и побывать в самых отдалённых уголках нашей планеты, что значительно повышает познавательный интерес к изучению учебного предмета.


Рисунок 4. Квест-игра с применением QR-кодов, прохождение маршрута.

Внеклассное мероприятие в рамках предметной декады


Системное использование современных электронных средств и ресурсов на уроках приводит к целому ряду положительных сторон:

  • повышается уровень визуализации при изложении учебного материала;

  • повышается производительность труда;

  • устанавливаются межпредметные связи с информатикой, (интегрированные уроки);

  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся;

  • изменяется отношение к компьютеру, дети начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не только, как игрушку.

Разработка уроков, факультативных занятий и внеклассных мероприятий по географии с использованием информационных технологий – это всегда интересно и зрелищно. Это образовательный процесс, который максимально визуализирует учебный материал, влияет на эффективность и качество полученных знаний.

Изменяется содержание деятельности учителя, он становится разработчиком новой технологии обучения и лишь одним из источников знаний. Это повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня технологической и методической подготовки.  Грамотное и обоснованное использование современных информационных технологий способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся [3].



Список используемых источников

1. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. Пособие / С. С. Кашлев. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

2. Обух, Г. Г. Методика обучения географии: Учеб. пособие / Г. Г. Обух. – Мн.: Университетское, 2001. – 184 с

3. Федорова Галина Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455. – Режим доступа : http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2017-02-21-994. – Дата доступа : 29.07.2022






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!