СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Современные коррекционно – развивающие технологии обучения и их адаптация к условиям работы с детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, посредствам использования карточек ПЕКС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по данной теме раскрывает индивидуальные особенности обучения детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получающих образование по СИПР, вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«« Современные коррекционно – развивающие технологии обучения и их адаптация к условиям работы с детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, посредствам использования карточек ПЕКС»»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинская специальная школа – интернат №16»



346504 г. Шахты

Ростовской области,

пер. Тюменский,72

Тел. 8 (8636) 2-59-39; 2-61-47

Факс: 8 (8636) 2-59-39

E-mail: ski_shahti_16@ rostobr.ru







Доклад

на тему

« Современные коррекционно – развивающие технологии обучения и их адаптация к условиям работы с детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, посредствам использования карточек ПЕКС»





Подготовила

учитель С.В. Вольвак







2022-2023





Аутисты, в силу самой природы своего заболевания, с трудом поддаются внешним влияниям. Они обречены на изоляцию и, следовательно, на оригинальность. Их способ видения мира, если удается его разглядеть, обычно оказывается врожденным и идет изнутри. Общаясь с ними, я неизменно прихожу к мысли, что они представляют собой некую отдельную расу — странный и оригинальный подвид человечества, каждый представитель которого полностью замкнут на себя.

Оливер Сакс.


Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.

В этом учебном году я обучаю ребёнка с атипичным аутизмом. Для меня возник вопрос: как помочь ребенку научиться коммуницировать с окружающими его людьми. Для такого ребенка – это первостепенная задача в обучении. Я предлагаю вам познакомиться с системой альтернативной коммуникации при помощи карточек ПЕКС, элементы которой я использовала на практике.

PECS—это одна из альтернативных систем коммуникации. Ребенок может сообщать о своих желаниях и потребностях, передавать информацию.


С 2020 года я обучаю ребёнка с РАС. Для формирования многих функциональных навыков обучающимся с РАС требуется большое количество подсказок. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что чаще всего ученики нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы сделать учеников максимально самостоятельными и независимыми от взрослых, можно использовать различные варианты визуальных подсказок. В зависимости от уровня развития ученика можно использовать различные варианты визуальной поддержки. Самым простым вариантом такой поддержки является визуальное расписание. Визуальное расписание – это разновидность визуальных подсказок, которые отображают порядок действий при выполнении навыка. Визуальное расписание готовится индивидуально для каждого ученика в зависимости от того, изображения какого типа наиболее успешно распознает ученик. В качестве иллюстраций в расписании могут быть использованы как фотографии выполняемых учеником действий, так и схематичные картинки. Для учеников, которые умеют читать и понимают прочитанное, можно использовать написанное расписание. Для того чтобы ученик смог самостоятельно пользоваться подсказками, необходимо обучить его этому навыку. Обучение может происходить следующим образом. После того как для ученика будет подготовлено расписание, специалист или родитель размещает его в том месте, где ребенок будет выполнять целевое действие. Например, если целевым навыком является мытье рук, целесообразно будет разместить расписание над раковиной. Если мы обучаем ребенка готовить салат, место для расписания будет на кухне. Если ребенок может применить навык только в одном общественном месте, нужно приспособить планшет, чтобы ученик смог воспользоваться расписанием там, где оно ему понадобится. Использование визуальных расписаний помогает снять тревожность аутичного ребенка и служит основой его независимости и самостоятельности.

Аутисту необычайно сложно самостоятельно справляться с неструктурированным временем и здесь ему на помощь приходят именно расписания, которые подсказывают, что и в какой последовательности ему нужно делать.

При обучении первоклассника Артёма я ввела применение элементов методики на практике. В ходе проведения занятий, я столкнулась с рядом проблем, обусловленных психофизическими особенностями ребенка: стойкое нарушение познавательной деятельности, несформированность операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, искажение эмоционально-волевой сферы (страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми), низкая работоспособность, дефицит социального взаимодействия.

В течении 2020-2021 учебного года мною была проведена подготовительная работа для лучшего понимания визуального расписания. Об этом я сообщала коллегам на методическом объединении учителей индивидуального обучения на дому. С 2021 года мною было предложено визуальное расписание для обучения Артёма. Визуальное расписание представляет собой набор карточек, определяющих действия в течении данного урока.

Как работает данное наглядное пособие. В папке располагается таблица, в которой сообщается о деятельности ребенка в данный момент:

В графе СНАЧАЛА я предварительно выставила карточку с изображениями учителя и ученика. Ребёнку я озвучиваю эту карточку: «Сначала учимся». Графа ПОТОМ заполнятся Артёмом. Я предварительно узнаю у мамы, какую дальнейшую деятельность она планирует для сына. Это могут быть игры, прогулки, просмотр телепередач, обед и т.д. Карточку с изображением выбранной мамой деятельности, я выдаю Артёму и озвучиваю её: «Потом обед». Карточки ещё раз озвучиваю. Ребёнок в совместной деятельности с мамой, обводит пальчиком изображения деятельности.

Далее следует само визуальное расписание. Оно представляет собой таблицу, состоящую из двух граф.


Графа НУЖНО СДЕЛАТЬ заполняется мною карточками, изображающих вид деятельности.

Как только ребёнок выполнил задание, карточку с изображением деятельности, Артём перемещает в графу СДЕЛАНО.

Пример работы с визуальным расписанием.

Учитель. Занятие началось!

Ученик перемещает карточку из графы НУЖНО СДЕЛАТЬ в графу СДЕЛАНО

Учитель. Следующее задание. Выполняем графомоторные упражнения.

Учитель. Для того чтобы выполнить это задание – возьми простой карандаш

Для поэтапного объяснения задания я изготовила изображения учебных предметов в формате А 5.



ПЛАСТИЛИН СЕРЫЙ ПРОСТОЙ КАРАНДАШ


ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТНАЯ БУМАГА

Учитель предлагает изображение простого карандаша.

Учитель. Это простой карандаш. Обводит изображение карандаша

Жестом показывает на предмет

Учитель. Это простой карандаш.

Возьми простой карандаш.

Ребёнок в совместной деятельности с мамой находит карандаш.

Учитель. Сравни изображение и предмет.

Обучающийся в совместной деятельности с мамой для сравнения изображения и предмета используют приём приложения.

Учитель. Изображение и предмет одинаковые. Правильно. Это простой карандаш. Возьми карандаш в руку.

Жестом учитель показывает начало выполнения задания, проводит пальцем до окончания задания.

Учитель. Выполняем задание.

Задание выполнено.

Убери простой карандаш.

В дальнейшей работе я старалась давать указания, используя только одно слово: «Сравни», «Убери», «Раскрась» и т.п. и подкрепляла слова показывая нужное действие. Для детей с РАС лучше получить конкретную инструкцию, чем из множества слов выделить главное.

Так, наравне с карточками ПЕКС, я дополнительно использую необходимые для обучения карточки-подсказки. Такие карточки у меня изготовлены по каждой теме урока по каждому изучаемому предмету.

Учитель. Рисуем цветными карандашами.

Учитель предлагает изображение цветных карандашей.

Учитель Возьми цветные карандаши.

Ребёнок в совместной деятельности с мамой находит карандаши.

Учитель. Сравни изображение и предметы.

Изображение и предметы одинаковые. Это цветные карандаши.

Затем учитель предлагает раскрасить изображение предмета.

Я предлагаю раскрасить изображение либо с цветным контуром, либо с уменьшенным цветным образцом.

Учитель. Возьми зеленый карандаш (демонстрация изображения карандаша зелёного цвета)

Раскрась лист. Учитель обводит пальцем изображение листа.

Учитель. Возьми коричневый карандаш (демонстрация изображения

карандаша коричневого цвета)

Раскрась плодоножку. Учитель обводит пальцем изображение плодоножки.

Возьми красный карандаш (демонстрация изображения красного карандаша)

Раскрась яблоко. Учитель обводит пальцем изображение яблока

Задание выполнено.

Убери цветные карандаши.



Используя визуальное расписание Артём привыкает к обучению без лишней нервозности, страхов. Если состояние ребенка не позволяет выполнить все запланированные виды деятельности, я убираю карточки. Для того, чтобы оставить от урока хорошее впечатление и убедить ребенка в его успешности, я демонстрирую Артёму ранее выполненные на этом уроке задания, хвалю и разрешаю ребенку поставить карточку ЗАНЯТИЕ ОКОНЧЕНО. Чтобы у обучающегося не выработалось убеждение, что на каждом уроке все задания можно не выполнять, на следующем занятии я уменьшаю количество заданий. Требования к ребёнку не меняются: задания должны быть выполнены от начала до конца. Конечно же, в каждом конкретном случае, учитываются индивидуальные особенности данного обучающегося. Для снятия напряжения после выполнения предложенных заданий, на данном этапе обучения, я ввела карточки с изображением приятных действий для Артёма. Ребёнок может самостоятельно показать карточку с тем действием, которым бы он хотел заняться в данный момент.



Визуальное расписание помогает Артёму понимать предложенные задания, быстрее запоминать названия учебных принадлежностей, выполнять простые инструкции. В дальнейшем такое визуальное расписание рекомендуется ввести в обычную повседневную жизнь. Это может быть последовательность мытья рук, похода в туалет, одевания и раздевания, рекомендации о поведении в общественных местах.

Артем обучается при помощи визуального расписания уже третий год. По мере формирования навыка узнавания предмета, в этом 2022-2023 учебном году, работа с карточками ПЕКС происходит без применения дополнительных карточек-подсказок. Обучающийся пользуется коммуникативной папкой исключительно при помощи карточек ПЕКС.

По типу визуального расписания я планирую в дальнейшем ввести в обучение СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ – это короткие, представленные наглядно истории, которые позитивным образом показывают использование коммуникации социального взаимодействия, а также поведенческих навыков.



Подводя итоги на данном этапе процесса обучения, я могу предполагать, что систематическое выполнение заданий на уроках при помощи визуального расписания, возможно поможет постепенно усложнять его и совершенствовать, с целью стимуляции процесса коммуникации, т.е. побуждать ребенка к общению.


Используемая литература:

Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!