«Современные технологии запуска речи»
Группа безречевых детей неоднородна. Это дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.
Все дети разные и зона ближайшего развития у детей отличается. Поэтому подход к каждому ребенку индивидуален и если один ребенок «берет» одну методику, то другому она совершенно не подходит. Универсальной системы с расписанием конкретных конспектов занятий по запуску речи не существует.
Но зато существует множество технологий и методик.
Среди самых эффективных и популярных заслуживают внимания следующие.
1. Методика формирования языковой системы Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой
Этот метод применим не только при всех видах алалии, но и при ДЦП, и при расстройствах аутистического спектра, а также детям, которые перенесли кохлеарную имплантацию.
Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи.
Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.
Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм является музыка. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.
2. Сенсорно-интегративная логопедия Марианны Ильиничны Лынской.
Отношение к ней, встречается неоднозначное. Я думаю, все видели это хождение по фруктам. Но, тем не менее, автор указывает на положительные результаты в своей работе, это не безосновательно. Методика эффективна.
И я кратко перескажу доступную информацию об этом методе запуска речи.
Опыт работы автора и других специалистов по этому методу позволяет рекомендовать его для использования в работе с детьми, имеющими разные формы безречия (алалию, задержку речевого развития, системные нарушения речи у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, интеллекта), тяжелые нарушения произносительной стороны речи (дизартрии, в т.ч. при ДЦП и т.д)
Логопедическая работа по данному методу проводится в двух формах: индивидуальные и подгрупповые занятия в течение 2-3 лет, а также интенсивы.
Интенсивные курсы предполагают совместное пребывание детей с родителями и специалистами в специально организованных развивающих, сенсорно-насыщенных пространствах на берегу моря. Занятия проводится на свежем воздухе при поддержке натуропатических средств коррекции (ароматерапии, фитотерапии и др. по показаниям), что поддерживает ослабленную нервную систему детей, находящихся в системе ежедневных, комплексных и разнонаправленных занятий. Тесное ежедневное взаимодействие детей во время сенсорно-коммуникативных групповых занятий, индивидуально разработанная «сенсорная диета» (так называемый содержательный план занятий, упражнений для насыщения ребенка сенсорными стимулами), использование современных методов игротерапии, арт-терапии и нейрокоррекции позволяет за 1-2 недели спровоцировать резкий скачок в развитии предпосылок к речевому развитию, в большинстве случаев – происходит запуск речи.
3. Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Игровая логопедия, разработанная Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
4. «Мои первые слова» Натальи Шишкиной
Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.
На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторских рабочих тетрадях.
Подытоживая всю информацию, можно сделать вывод о том, что В общем все опираются на психолингвистику, на онтогенез.
Какую бы методику вы ни выбрали Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.