СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы контроля и оценки знаний в объединении хореографии.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль знаний и умений  - один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно- воспитательном процессом и качество подготовки участника хореографического коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы контроля и оценки знаний в объединении хореографии.»

Современные методы контроля и оценки знаний в объединении  хореографии.

Контроль знаний и умений  - один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно- воспитательном процессом и качество подготовки участника хореографического коллектива. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается  материал, как применяются  полученные знания на практике. Благодаря контролю между преподавателем и учащимся устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения  материала, действительный уровень владения системой знаний. Умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

В первую очередь, если говорить об оценке контроля на уроках хореографии мы имеем дело с установлением соответствия характеристик “продукции”, т.е. образовательных услуг требованиям потребителя, т.е. детей, их родителей =  общественности

Главное  для меня как педагога на   занятиях - мотивация  ребят на активную работу и дальнейшие занятия хореографией, устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу.

 Так вышло, что имеется определенная  проблема  оценки качества знаний , так как оценка знаний в каждом объединении существует  своя

Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие: изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ; разработку эффективного применения образовательных стандартов; оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств; оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания; оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания; создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы в объединениях в целом.

Решение вопросов оценки качества дополнительного образования в ЦДО осуществляется в соответствии с процессом стратегического планирования.

Таким образом, оценка качества обучения на уроках хореографии  предполагает  не только оценку знаний, умений, навыков (ЗУН), но также оценку уровня физического  развития, личностных качеств.

Для непрерывного отслеживания динамики физического развития и достижений  каждого ученика  в процессе изучения материала  существует множество методов оценки:

 диагностические  задания, которые включают

 а) разноуровневые контрольные работы с дифференциацией уровня сложности или формы предъявления учебной информации;

 б) диагностические самостоятельные работы с выделением заданий на оценку базовых навыков, а также уровня компетентности (применение знаний в новой ситуации, выделение нескольких способов решения одной задачи, готовность выбирать задачу из нескольких предложенных с учетом индивидуальных знаний и склонностей, способность самостоятельно придумывать материал  по определенным требованиям  и т.д.;

в) специальные тесты по комплексной оценке участников.

Повседневное наблюдение за учебной работой на занятиях:

- этот метод позволяет преподавателю составить представление о том, как ведут себя участники хореографического коллектива  на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какова у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способностях.

Устный опрос:

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность устного опроса заключается в том, что преподаватель ставит участникам  вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, степень его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний. 

Поурочный балл:

  - Один из новых методов является   уже известный с   выставлением  отдельного , так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые проявляются  в течение всего занятия. Так, участник коллектива  может дополнять, уточнять и углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы преподавателя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении новых знаний, обнаруживая таким образом хорошее усвоение изучаемой темы. В таких случаях в конце занятий преподаватель может выставить поурочный балл двум-трем  или даже всей группе участников , хотя, как сказано выше, они и не подвергались специальной проверке знаний. Выставление поурочного, балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание , а также накапливать оценки по текущей успеваемости.

Контрольные уроки :

- э то весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков , а также творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки знаний.

       Проверка домашней работы участников коллектива:

- для оценки качества успеваемости большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет преподавателю изучать отношение участников  к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Программированный контроль:

- в системе проверки знаний  применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что участникам   предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, из которых только один является правильным. Задача  - выбрать правильный ответ. .

Тестовый контроль:

- этот тип в основном  носит контрольно-проверочный характер, дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом дисциплины. 


Метод  решения кроссвордов:

- решение одного кроссворда может занять весь урок или только часть времени . кроссворды  могут составляться ,  самим педагогом или  наиболее сильными учащимися группы.

Метод  взаимоопроса:

- учитель заранее объявляет темы,    на их основе учащиеся составляют вопросы и задания

 учащиеся по выбору преподавателя  задают вопросы друг другу.


Творческие сюжетно-ролевые игры:

 - игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

1.  Использование игровых элементов на уроке.

2.  Урок – игра.

Игровые элементы.

Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.

Это как правило - эмоциональный настрой на получение знаний, умение строить диалог, создание образного представления о посещаемом месте, получение конкретных знаний через личное ощущение.


 Игры путешествия. 

Они могут иметь отношения к изучению истории костюма или истории танца,   носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам или историческим  документам.

Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги,Готовят выступления, презентации своих творческих проектов. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности и свободной фантазией.

Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим  уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Такие методы контроля позволяют участникам  включиться в процесс игры, раскрепоститься, а преподавателю (или жюри) эффективно  отследить уровень успеваемости или область  проблемы конкретной группы учащихся.

Примером  оценивания может служить портфолио

При работе с портфолио обучающийся осознает, как происходит процесс обучения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные виды работы; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение. Таким образом, «портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, он нацеливает обучающегося на демонстрацию прогресса»

-                рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и самооценку достижения целей

-              тематический портфолио: личные достижения – фото костюмов,поза – шпагат…

- портфолио достижений- грамоты;


Еще одна форма оценивания – система рейтинга:

Она сочетает в себе количественные и качественные характеристики. Показатели для рейтинга могут быть любые. Ю.В. Науменко выделяет преимущества рейтинговой системы оценивания: оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и обучающихся, итог определяется в виде суммирования всех собранных баллов, которые могут быть исправлены до начала подведения итогов, обучающийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее Необходимо отметить, что рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью, что позволяет выстроить свою систему оценивания по каждому курсу с учетом его специфики и особенностей обучающихся, его изучающих

У нас в коллективе активно используется рейтинговый метод особенно  в воспитательной работе -  это традиционная игра «тайный друг» в ходе, которой можно легко отследить лидеров, активных участников!

 

Особое внимание нужно уделить такому виду оценивания, как, самооценка:

По определению Н.В. Клёновой и Л.Н. Буйловой самооценка – «это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний».

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом оценочной деятельности.

При этом создаются такие условия активного взаимодействия педагога и ребенка, в результате которого происходит развитие и саморазвитие как того, так и другого. Формирование способности к самооценке «влияет на эффективность социальной адаптации личности, является регулятором поведения и взаимоотношения человека с окружающими, сказывается на отношении к успехам и неудачам»

Таким образом, с современной точки зрения, оценка – это эффективное педагогическое средство развития личности ребенка. Оценивание выполняет развивающую и мотивирующую функции, а также способно формировать адекватную и позитивную самооценку ребенка.

Не случайно в системе дополнительного образования детей существуют свои особенные позиции к оцениванию качества и результативности деятельности обучающихся. Педагоги стремятся находить критерии, методики и формы оценивания, наиболее отвечающие специфике и задачам дополнительного образования.

Поэтому так важен в учреждении дополнительного образования детей поиск новых форм оценивания деятельности обучающихся, которые бы соответствовали целям и задачам дополнительной образовательной программы, содержанию деятельности, возрасту и уровню развития ребенка, но при этом бы стимулировали бы обучающихся на продолжение деятельности и саморазвитие.


Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь. Однако нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний.


Джеляев Олег Нимгирович, педагог доп. образования МКОУ «ЯМГ им. Хаглышевой Е.К.»


Скачать

© 2023, 296 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!