«Современные методы обучения для повышения мотивации учащихся. Лабораторная работа на уроках литературы в 5-ом классе как способ создания ситуации успеха.»
Автор:
Учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 73»
Сидякина Наталья Евгеньевна.
Лабораторная работа – один из активных форм обучения, ориентированных на самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний без вмешательства учителя, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся.
Цели: - закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний; - привитие навыков и умений самостоятельной и исследовательской работы по учебному материалу - ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа; - выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике; - формирование способности творческого внутри и межсистемного переноса знаний, умений и навыков.
Структура проведения лабораторной работы
Подготовительный этап
Форма проведения лабораторной работы.
Оценочный лист
Оценивание работы
- Результаты лабораторных работ оцениваются в классе учителем.
- Качество её выполнения фиксируется в матрице.
- Анализ и обсуждение можно провести на интерактивном уроке.
Лабораторная работа № 1. БАСНЯ.
На материале басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Карточка 1.
«Лебедь, Рак и Щука».
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ход работы.
1. Взять карточку 1.
1) Прочитать басню.
2) Что и кого подразумевает автор под персонажами басни Лебедем, Щукой и Раком?
3) Как автор относится к героям?
4) На какие части делится басня?
5) В каких строках содержится нравоучительный вывод?
2. Познакомиться с понятиями «аллегория» и «мораль» (справочный материал).
3. Используя справочный материал и анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» И. А. Крылова, подготовить сообщение на тему «Басня» по плану:
1) Басня - ___________ ___________ _________
какой? (по размеру) (по смыслу) (жанр)
2) Героями басни чаще всего бывают __________, а
подразумеваются ______________.
3) Автор ______________ их.
(что делает?)
4) Повествование в басне чаще всего таит в себе иной, скрытый смысл. Это называется _______________.
5) В басне есть нравоучительный вывод - _________.
4. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод.
Сформулировать самим понятие «басня».
5. Сравнить свое понятие «басня» с определением в словаре литературоведческих терминов.
Карта контроля
№
П/П
1
Виды деятельности учащихся.
(Теория) Определение понятия «басня», «аллегория», «мораль».
Оценки учеников
Параметры оценивания.
2
Определение частей басни. Нахождение морали.
3
4
Анализ басни.
Формулирование понятия «басня»
Ф.И. Ф.И. Ф.И.
Итоговая оценка
Сравнение -
художественный приём, который основан на уподоблении одного предмета, явления другому. Часто выражается сравнительным оборотом с союзами КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в тёмной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
( А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»).
Лабораторная работа № 2. СРАВНЕНИЕ.
Карточка 1.
Где подушка, как лягушка , ускакала от меня.
К. Чуковский «Мойдодыр»
Как чёрная железная нога, побежала, поскакала кочерга .
К. Чуковский «Федорино горе»
Карточка 2.
1. В болоте целый день ухлопав,
Наткнулся я на кулика.
Он из гнезда, как из окопа,
Следил за мной издалека.
2. … Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
3. …лишь страшная смотрит со дна образина:
Два огромные глаза горят, как два изумруда;
Рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда
Крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами…
Ход работы .
1. Определить, что такое сравнение (смотри справочный материал)
2. Взять карточку 1.
1) Указать предмет сравнения.
2) Указать образ сравнения.
3) Почему Чуковский сравнивает подушку и лягушку, ногу и кочергу?
3. Взять карточку 2. Найти сравнения в стихотворениях. Указать предмет и образ сравнения
4. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод.
Карта контроля
№
1
П/П
Виды деятельности учащихся.
Оценки учеников
2
Параметры оценивания.
(Теория) Определение понятия «сравнение»
Карточка 1. Нахождение предмета и образа сравнений
3
Карточка 2. Нахождение сравнения
Итоговая оценка
Ф.И. Ф.И. Ф.И.
Эпитет-
художественное образное определение, выраженное чаще всего прилагательным.
Могучий дуб
Свинцовые тучи
Лабораторная работа № 3. ЭПИТЕТ.
Карточка 1.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера..
Карточка 2.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса- великана ;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя
Зимнее утро
Мороз и солнце; день…!
Еще ты дремлешь, друг …—
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На …небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи … желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
… коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
… лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната … блеском
Озарена. … треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег,… для меня.
Слова для справок: чудесный, мутный, мрачный , веселый, прелестный, янтарный, милый, великолепные, прозрачный.
Ход работы .
1. Взять карточку 1.
1) Прочитать фрагмент стихотворения.
2) Какие слова помогают поэту создать образ золотой осени и выразить своё отношение к ней?
(Карточка 2.) Какие слова помогают поэту создать образ тучки и утёса?
3) Какое значение имеют выделенные слова?
- Какими членами предложения являются выделенные слова?
- Какой частью речи выражены выделенные слова
2. Взять карточку 2. Выполнить задания по алгоритму зад .1.
3. Подготовить сообщение на тему «Эпитет» по плану:
1) Эпитет - ___________ __________________ .
(какое ?) (член предложения)
2) Отвечают на вопросы ______________________.
- Эпитеты чаще всего выражены _____________, которое несёт в себе _______, ______, ______.
4. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод.
Сформулировать самим понятие «эпитет».
5. Взять карточку 3. Подобрать эпитеты. (Смотреть слова для справок.)
6. Сравнить со стихотворением «Зимнее утро» А. С. Пушкина .
7. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать понятие «эпитет»
8. Сравнить свое определение «эпитет» с определением в словаре.
Карта контроля
№
1
П/П
Виды деятельности учащихся.
Параметры оценивания.
2
(Теория) Определение понятия «эпитет»
Оценки учеников
3
Определение членов предложения и частей речи
Ф.И Ф.И. Ф.И.
Формулирование понятия «эпитет»
4
Карточка 3. Подбор эпитетов
Итоговая оценка
Вывод
При проведении уроков в форме лабораторной работы у учащихся формируются навыки устной и письменной речи, которые способствуют активной самостоятельной и исследовательской работе, повышают у школьников мотивацию к изучению учебного материала.
В заключение хочется отметить, что, применяя на уроках литературы технологии развивающего обучения, педагоги у учащихся развивают навыки анализа поэтического текста, построения самостоятельного мотивированного высказывания, и главное- способствуют созданию ситуации успеха.
Спасибо за внимание!