СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы проведения занятий физкультурно-спортивной направленности для детей

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные методы проведения занятий физкультурно-спортивной направленности для детей»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН»



Методическая разработка

на тему:

Современные методы проведения занятий

физкультурно-спортивной направленности для детей



«Главный принцип развития здоровья заключается не в том, чтобы иметь крепкое тело, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию».

                                       В.А. Ананьев.


В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения занятий физкультурно-спортивной направленности. Посмотрите на наших детей: они бледные, болезненные, уставшие, без блеска в глазах, без цели в жизни. Они без труда работают с современной техникой, блуждают по Интернету, общаются при помощи SМS, Instagram, WhatsApp, Viber, но совершенно ничего не знают о строении своего тела, о том, как формируется организм человека и какое влияние оказывают на него физические нагрузки, не могут оказать себе первую медицинскую помощь.

Современный обучающийся - это ребёнок с IPod в руках, обладающий «клиповым» мышлением. Как его учить? Чему? Современный педагог должен  идти   в   ногу  со   временем, а для этого  необходимо пересмотреть свою работу, сделать ее интересной, информационной и практичной, быть      продвинутым и  компетентным   в различных областях науки, культуры и искусства.

В настоящее время все чаще приходится слышать о необходимости воспитания у обучающихся компетентностикомплекса общих учебных умений и навыков, которые помогут ребятам найти себя в этой жизни, не пропасть и не затеряться. Необходимо учить их быть компетентными и в вопросах физического воспитания. Так как сформированная компетентность будет означать высокую степень успешности обучающегося в данном виде деятельности. И  главная задача у  педагога - воспитание у детей осознанной потребности в занятиях физической культурой. Чтобы головную боль они лечили не таблетками, а физическими упражнениями, поднимали настроение себе не пивом и энергетическими напитками, а ритмикой, играми, чтобы общались друг с другом не в барах и игровых клубах, а в спортивном зале, на стадионе.

Основные формы преподавания занятий

Методическая характеристика


Фронтальная: При фронтальной форме проведения занятий проводится со всей группой в полной ее составе. Задания и материал не варьируются. При фронтальных контрольных и практических работах применяются равнозначные по уровню сложности задания. Основное и единственное преимущество фронтальной формы заключается в том, что при данной форме занятия значительно облегчается работа педагога. Фронтальная форма организации занятия применима при изучении нового материала, проводимого методом рассказа, лекции или беседы. Но и в этом случае желательно учитывать различную скорость восприятия обучающихся.
Групповая: Групповая форма подразумевает два различных варианта организации занятия. При первом варианте группа условно разделяется на группы по уровню возможностей и способностей обучающихся, и каждой из получившихся групп задания и материал предоставляются отдельно. В данном случае каждый обучающийся работает с относительно посильной по уровню сложности информацией. Второй вариант наиболее приемлем при проведении практических работ. Группы получают одинаковые по сложности задания. Задание одно для всей группы и его выполнение либо невыполнение зачитывается одинаково для всех членов группы. При подобной работе выполнение творческой части задания ложится, естественно, на наиболее способных обучающихся, а отстающим, как правило, поручают техническую и оформительскую работу. Однако даже при механической обработке материала они оказываются в состоянии, во-первых, хотя бы частично разобраться в подготовленной для них "лидерами" информации, и, во-вторых, получают необходимые навыки в оформлении работ. Причем распределение ролей в группе происходит без участия педагога, что несет в себе и некоторый воспитательный элемент: "лидером" оказывается не самый сильный и наглый, а наиболее талантливый ребенок. Естественно, у педагога остается возможность (часто это просто необходимо) дифференцировать оценку для различных участников группы

Индивидуальная форма:  Индивидуальная форма при организации занятий предполагает точное дозирование объема и сложности информации исходя из способностей, возможностей и подготовленности каждого конкретного обучающегося. В результате данная форма работы является наиболее трудоемкой для педагога и, следовательно, практически не находит своего применения в практике. Однако эта форма находит свое частичное выражение в некоторых учетно-контрольных занятиях, проводимых в виде зачета, когда производится индивидуальный опрос каждого обучающегося, а так же при проведении дополнительных занятий с отстающими.


Современные формы занятий


Занятия ритмикой: Выполнение упражнений под счёт зачастую вызывает раздражение у детей. Поэтому целесообразнее использовать музыкальное сопровождение при проведении комплексов ОРУ (общеразвивающих упражнений). Ритмическая гимнастика, шейпинг требуют определенного умения, навыка. А вот упражнения, выполняемые под музыку доступны всем. Кроме воспитания физических качеств мы воспитываем у обучающихся ритм, слух, чувство прекрасного, красоту движений. Очень хорошо, если дети будут придумывать собственные упражнения. Это будет развивать их мыслительную и творческую деятельность. Я использую ритмику как элемент занятия. Выполняя упражнения под музыку, можно использовать метод «живого зеркала». Я показываю различные упражнения, а дети, глядя на меня, повторяют упражнения, но в зеркальном отображении ( то есть, если я поднимаю правую руку, то ребенок - левую и т.д.). Здесь дополнительно идёт тренировка внимания.

Применение ИП (индивидуального  плана): На занятия физкультурно-спортивной направленности приходят обучающиеся с разным уровнем физической подготовленности. ИП, разработанный для каждого ребенка, поможет развить его сильные и слабые качества. План может разрабатываться, как на отдельное  занятие, так и на определённый период времени. Обучающиеся приучаются самостоятельно организовывать занятие, отслеживать нагрузку и ее воздействие на организм, применять приемы контроля и самоконтроля. В качестве домашнего  задания  можно  рекомендовать  задания   вида:   организация самостоятельного занятия, проследить  за восстановлением своего организма после нагрузки с применением восстановительных мероприятий (массажа, бани, релаксации). Индивидуальный план можно использовать в работе с обучающимися, которые имеют ограничения в двигательной активности по состоянию здоровья.

ИКТ – информационно - коммуникационные технологии: ИКТ могут поднять интерес и качество проводимых занятий, помочь детям, в частности- «визуалам», лучше усвоить информацию. ИКТ можно использовать, как при проведении теоретических занятий, так и  при проведении практических занятий в спортивном зале. Например, при изучении спортивных игр прямо на занятиях выйти в Интернет и на экране посмотреть правильность выполнения того или иного элемента, посмотреть технико-тактические действия команд в избранном виде спорта. Использовать интересную информацию, статистику. В режиме реального времени просмотреть с ребятами игровой эпизод, либо игру в целом. В виде задания можно поставить обучающимся задачу проследить за действиями отдельных игроков, подсчитать количество их технико-тактических действий, КПД, сделать «нарезку» из фрагментов действий, выполненных известным игроком и затем выступить перед товарищами. Вместе с ребятами можно снять видеоролик, где показано правильное выполнение упражнения, элемента, а также указываются возможные ошибки, и использовать его в процессе обучения.

Case study (анализ сложившейся ситуации): При подаче материала описывается ситуация и перед обучающимся ставится проблема, которую он должен решить путем составления алгоритма своих действий. Например, у обучающегося проблемы в силовой подготовке (малое количество подтягиваний на перекладине). Как улучшить эти показатели, какие действия ему предпринять? И вот ребенок пошагово определяет для себя алгоритм действий: начать с выполнения комплекса упражнений для укрепления верхнего плечевого пояса, затем перейти к отжиманиям от пола, подтягивание на низкой перекладине, на высокой перекладине, использование упражнений с отягощениями. Главное, чтобы занятия проводились регулярно, систематически, с постепенным увеличением нагрузки и обязательным контролем за результатами. И так можно поступать с любым физическим качеством, любым элементом, любым действием. Главное в этом направлении учить детей учиться! Информации очень много. Всё выучить, запомнить невозможно. Но если ребенок знает, где и как он может добыть необходимую информацию, он уже будет обладать знаниями.  Необходимо перестраиваться от предметного обучения к проблемному. Элементы проблемного обучения мною используются на занятиях физкультурно-спортивной направленности. Например, обучающийся с низким уровнем физической подготовки хочет улучшить свои показатели. Как? За счёт чего? И мы вместе с ним пошагово определяем путь по исправлению данной проблемы. Главное, чтобы обучающийся сам был заинтересован в результате. Отрадно, что дети проявляют большой интерес в вопросах тренировки, распределения нагрузки, проведения самостоятельных занятий, питания, режима дня, восстановления.  Необходимо поддерживать у обучающихся этот интерес, помогать им, не отталкивать отказом. Кроме того, не надо бояться давать им сложные задания, упражнения, требующие высокой концентрации, сложно координационные упражнения, задания, требующие  творческого подхода. Чтобы они думали, находили выход из сложившейся ситуации, проявляли творчество.

Использование на занятиях межпредметных связей: будет способствовать формированию у обучающихся полного и целостного представления о предмете, развитию эрудиции. Дети должны быть гармонично развитыми и я, педагог физкультурно-спортивной направленности должна им всячески в этом помогать. Ещё древние греки старались блюсти равновесие в воспитании между физическим и духовным развитием, именуя его красивым словом «гамонойя». Про неуча   говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать» тем самым выражая максимальный уровень пренебрежения к тому, кто отстаёт в  физическом или интеллектуальном развитии. И для своих обучающихся, которые  более мобильны,  более    информированы нам необходимо   быть интересными,    продвинутыми,    компетентными   в различных областях науки, культуры и искусства.

Спортивные акции, соревнования, праздники: Необходимость проведения спортивных акций, вечеров, спортивных праздников давно доказано временем. В настоящее время необходимо выходить за традиционные рамки проведения мероприятий данного направления. Целесообразно использовать новые формы подачи материала, больше привлекать родителей (родители самые авторитетные люди для детей и их пример может очень сильно воздействовать на детей), представителей общественных организаций, спонсоров. Например,  «Всей семьей на стадион!», «Приведи маму (папу) на стадион», «Моя семья против наркотиков (алкоголя, курения)» и другие. Кроме того, можно  в вечернее время два дня в неделю выделить под семейный час (дети занимаются вместе со своими родителями в спортивном зале ).

Проведение мониторинга: Проведение мониторинга  позволяет проводить комплексную оценку состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся, осуществлять медицинскую диагностику и мониторинг здоровья учащихся, реализацию проекта программы по формированию стереотипа здорового образа жизни.  Я считаю, что при построении учебного процесса необходимо учитывать мнение детей. С этой целью мною проводятся мониторинги среди учащихся. Кроме того, это поможет сформировать группы по уровню физической подготовки учащихся для рационального распределения нагрузки во время занятия.

Детям  предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Нравится ли Вам заниматься на занятиях?

  • Удовлетворены ли Вы подачей учебного материала педагогом на занятиях?

  • Как Вы переносите нагрузку на занятиях?

  • Что бы Вы изменили в проведении наших занятий? и т.д.

Нельзя не упомянуть и психологический аспект на занятиях. Многие дети испытывают страх, тревогу, особенно когда у них что-то не получается. В своей работе я выделила 4 основных способа переключения негативных чувств детей на социально-приемлемое действие:

  • дать возможность выговориться и тем самым перевести переживаемое недовольство в слово.

  • добиться четкого обозначения словами своих негативных чувств. После такого «разбора» и пристального участия в нём негативное обычно исчезает.

  • смоделировать выход из ситуации. Лучше совместно.

  • регулярно использовать подвижные, спортивные игры. Они прекрасно снимают напряжение.

Также необходимо в процессе занятия заниматься воспитанием обучающихся: учить их доброте, любви, нравственности, задумываться о смысле жизни, мотивировать их на овладение знаниями, на успешную дальнейшую жизнь. В этом я тоже вижу путь к повышению качества образования. Больше разговаривать с обучающимися на занятиях, или в свободное время от занятия, приводить больше положительных примеров из жизни, из литературы, самому быть примером для учащихся. Это тяжёлый труд, но делать это необходимо сейчас, иначе завтра может быть поздно.

        

Из опыта работы

Я веду кружковое объединение «Игровые вида спорта» на базе СОЦ «Мечта им. С.М. Зимина для детей 12-15 лет.

На занятиях я обучаю обучающихся способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья. Опыт показывает, что благодаря хорошо организованной совместной деятельности, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет определенные роли, можно достигнуть успешности в достижении заданной цели. Повышение качества обучения и воспитания – важнейшая задача дополнительного образования. Я систематически изучаю новинки методической литературы. Изучаю и анализирую опыт коллег. В связи с этим регулярно посещаю и провожу семинары педагогов дополнительного образованияПовышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации. Посещаю занятия коллег, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Использую различные формы и методы проведения занятий.

Главное моё педагогическое кредо –  сочетание уважения и требовательности, нахождение золотой середины, умение помочь раскрыть полный потенциал обучающегося, вывести его на дорогу творчества, самостоятельности, умение использовать полученные навыки и умения в жизни, формирование потребности систематически заниматься физкультурой и спортом.

        Здоровое поколение – залог светлого и счастливого будущего для общества и человечества в целом!


Заключение

       Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является  рациональная организация  двигательного режима обучающихся. Многие недостатки физического воспитания  обусловлены слабым использованием передовых форм и методов. Главной целью этих инноваций является  развитие компетентности  у учащихся, повышение  заинтересованности обучающихся, усиление их мотивации, обеспечение реального индивидуального подхода и возможность  выбора.  В этом я вижу наиболее эффективные пути рационализации двигательной активности, что позволит обеспечить высокую оздоровительную эффективность организованных форм физической активности детей и подростков.

 

   







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!