СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные методики и технологии в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные методики и технологии в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

Современные образовательные методики и технологии в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Специальная (коррекционная) школа не является замкнутым пространством, не подверженным изменяющимся условиям, что отражено и в Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому и в специальных (коррекционных) школах стали применяться современные развивающие технологии обучения и воспитания, цель которых не передача готовых знаний, а развитие самостоятельной, творчески мыслящей, социализированной личности с максимально доступным для ребёнка с ОВЗ уровнем жизненной компетенции.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

При работе с детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.

Внеурочная деятельность в классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения: это кружковая работа, занятия с логопедом, с психологом, классные часы, спортивные мероприятия, общешкольные мероприятия. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продленному режиму дня, дополнительные занятия оценивают, как возможность развития творческих способностей детей.

Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника.

Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Перед учителем стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности.

Учитель выполняет три взаимосвязанные функции:

- забота о развитии каждого ребенка;

- помощь в решении возникающих проблем;

- организация разнообразной деятельности в классе.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии или элементы которых возможно применять в учебно-воспитательном процессе в коррекционной школе :

1. технология разноуровневого (дифференцированного) обучения и воспитания;

2. игровые технологии;

3. здоровьесберегающие технологии;

4. информационно-коммуникационные технологии;

5. коллективно-творческое дело.

6. нравственное воспитание.

Самой главной является прежде всего - технология здоровьесберегающая. Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам его сохранения. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация занятия. На наших занятиях стараемся, чтобы происходила смена деятельности для увеличения восприятия материала учащимися. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводим физкультпаузы, эмоциональные разрядки, зарядки для глаз, минутки для шутки, рефлексию. Использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Последовательно и целенаправленно проводится воспитательная работа по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания, с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек. Формируем гигиенические навыки. Учим соблюдать в кабинете порядок и чистоту.

Просветительская работа с детьми включает в себя проведение тематических бесед, практических занятий, конкурсов рисунков. Учащиеся начинают свой день с зарядки, проводятся подвижные игры.

Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке личностных качеств, свойственных воспитанному. Развитие и становление у воспитанников гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На занятиях стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На классных часах применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

К такой деятельности относятся классные и информационные часы, сопровождаемые компьютерными презентациями. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность.  

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7.  Повышают качество педагогического труда.

8. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Игровые технологии — включают достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, еще актуальна для нашего класса, где дети еще играют. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении праздников. Существуют определенные требования, которые необходимо учитывать, когда мы говорим о реализации педагогических технологий. Это, во-первых, максимальный учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся; во-вторых, деятельностный характер обучения и воспитания. Восточная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и запомню, вовлеки меня – и я научусь». Давно известно, что необходимым видом деятельности, в процессе которого отражается накопленный учащимися жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности, является игра. Игра является важным средством самовоспитания. Развивается умение работать в группе, часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности. Игровое упражнение «Как бы ты поступил» было использовано на занятии по теме «Я дома. Я в школе. Я среди друзей». В процессе игры ученик должен предложить свой вариант окончания действия. Учащиеся обсуждают предложенные варианты разрешения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них.

Технологии КТД (коллективные творческие дела). Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. И задача классного руководителя сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.

Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития каждого ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения - совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, руководителей дополнительного образования. сотрудничество с библиотекарем (библиотечные уроки). (посещения мероприятий, проводимых в соседних классах. 

Легкие и развлекательные на первый взгляд мероприятия на самом деле выполняют большую познавательную и воспитательную функцию в развитии творческой личности.

Все вышеперечисленные технологии позволяют мне учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с ними.

Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Это процесс постоянного творчества, где учитель должен свои знания и опыт применять к постоянно меняющимся педагогическим ситуациям. Ведь результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой.

Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!