СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cовременные образовательные технологии как способ достижения результатов образования на уроках немецкого языка в условиях фгос

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение новых образовательных стандартов.  В этой связи, особую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Cовременные образовательные технологии как способ достижения результатов образования на уроках немецкого языка в условиях фгос»







ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»







Крупская О.П.

Учитель немецкого языка

МКОУ «СОШ №1» г. Поворино











2015 г.



Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение новых образовательных стандартов. В этой связи, особую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, позволяющих учителю:

• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

• развивать умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность.

Исходя из этого, на мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы: создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; активизировать познавательную деятельность в процессе обучения языку.

Эффективному обучению иностранному языку более всего, на мой взгляд, способствуют

- игровые технологии;

- технологии интерактивного обучения;

- метод проектов.

I. Игровые технологии, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

а) созданию психологической готовности к речевому общению;

б) обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

в) тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.

Особенно удаются игровые приёмы в начальной школе, так как детей младшего школьного возраста отличает более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание языкового материала, естественность мотивов общения, отсутствие так называемого языкового барьера, мешающего вступить в общение на иностранном языке. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 10-15 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением пройденного материала, а так же разрядкой на уроке.

Например, игра «Цветик - семицветик» развивает умение называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. Школьники друг за другом называют цвета лепестков. Eсли ученик ошибся, всё возвращается и игра начинается сначала.

«Отгадай, что это?» «Rate, was ist das

Цель этой игры: тренировка речевого образца: ”Das ist…”

Я завязываю глаза ребёнку и разрешаю ощупать предмет. Он должен отгадать, что это за предмет, и назвать его по-немецки. ”Das ist eine Katze. ”

Если он назвал правильно, то получает фант. Если нет, фант остаётся у учителя.

«Отгадай, что в руке«Rate, was ist in der Hand?»

Цель игры: повторение пройденных слов.

Учитель держит карточку с изображением предмета за спиной. Ребёнок называет по-немецки предметы до 5 раз. Если он отгадал, то становится ведущим.

«Что ты видишь?»

Учащимся предлагается картинка. Используя предлоги „места" они должны задавать друг другу вопрос «Was siehst du unter, über, … links, …rechts?»

«Паровозик».

Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причём вагончик – ученик прицепляется при условии, если, но правильно выполнил задание: назвал предмет, ответил на вопрос.

«Назови слово».

Ход игры: ребенку присваивается буква. Учитель пишет слово на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит буквы в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово "напечатано”, все хлопают в ладоши.

Приведенные игровые приемы не исчерпывают всего разнообразия лексических игр, которые позволяют ввести и активизировать большое количество лексических единиц, вскрыть эмоциональные и личностные резервы ребенка, сделать процесс обучения не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным. Следует, однако, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения младших школьников иностранному языку.

Однако следует понимать, что игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения в условиях модернизации образования.

II. Интерактивные технологии обучения, применяемые мною на уроках немецкого языка, помогают достичь хороших результатов в формировании речевой компетенции: т.е. в развитии таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

В моей практике я использую работу в парах, группах, интервью.

Учащиеся должны овладеть такими умениями, как:

- понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию (слушание);

- вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);

- создавать собственные письменные тексты на разные темы с использованием необходимых языковых средств (письмо).

Формирование речевой компетенции – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно.

Процесс развития и совершенствования речевой компетенции учащихся на уроке делю на 3 этапа.

1. Работа над лексикой. На данном этапе создаю доброжелательную атмосферу, которая способствует активному включению учащихся в образовательный процесс.

2. Подготовка к диалогу. Цель этого этапа - повторить и закрепить изученные речевые образцы для дальнейшего их практического применения и совершенствования.

3. Диалог. Здесь подводятся итоги всей предыдущей работы. Учащиеся демонстрируют конкретные знания и умения, приобретенные ими в процессе всей подготовительной работы.

Итак, 1 этап. Детям раздаются карточки со словами из различных тем. В классе среди детей выбираются 3-4 ученика, наиболее подготовленных для того, чтобы они со своими обобщающими карточками прошли по классу и выбрали среди других учеников ребят с карточками по их теме. Таким образом, образуются рабочие группы. Ребята называют слова, готовят предложения, составляют мини рассказы по своей теме. Здесь осуществляется содержательный компонент педагогического процесса. Содержательный компонент предполагает отбор и структурирование материала в качестве учебной основы для получения учащимися исторических, культурологических, экологических, социокультурных, страноведческих и других знаний о различных способах деятельности, формирования ценностных отношений к различным аспектам реального социокультурного окружения. Происходит изучение отдельных компонентов, познание новой информации, отрабатываются умения углублять и систематизировать знакомую информацию, устанавливать и объяснять связи и отношения между изученными объектами и явлениями.

Если на первом этапе усвоение материала связано с воздействием учителя на когнитивную и эмоциональную сферы личности школьников, то на втором этапе – на активную познавательную деятельность учащихся. Эта деятельность обеспечивает активное изучение материала. Учащиеся собирают необходимые по теме данные, анализируют их, обсуждают результаты.

2 этап - это этап образования пар. Ребята работают над подготовкой сочетательного диалога. Для работы над устной речью важное значение имеют этапы сочетательного диалога.

1) Вход в диалог (приветствие).

2) Поддержание диалога (выполнение задания, смена ролей).

3) Выход из диалога (поблагодарить, попрощаться).

4) Учет результатов диалога.

Ребятам дается диалоговый лист, из которого они выбирают нужные им фразы для работы над конкретной темой.

3 этап. Диалог. Ребята представляют готовый результат своей работы. На уроке используются разные формы интерактивного обучения:

1. Статичные пары (постоянные)

2. Пары сменного состава.

3. Статичные группы (постоянные).

4. Мигрирующие группы (в движении).

5. Фронтальная работа в кругу.

Я использую в своей работе следующие принципы интерактивного обучения:

1. Опора на имеющийся опыт.

2. Активность

а) Физическая активность. (Дети меняют рабочее место, говорят, пишут, слушают, рисуют, играют).

б) Социальная активность. (Дети не равнодушны к окружающей действительности, задают вопросы, отвечают, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.)

в) Познавательная активность. (Учащиеся находят сами решения проблем, выступают как один из первоисточников личностного опыта).

III. Применение проектной методики.

Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

Проектная методика, включает практические творческие задания, требующие применения иностранного языка в реальных условиях, предполагающие индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, речевой такт с обязательным выходом на публику, т.е. требуют как бы социальной оценки. Использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку позволяет применять речевые навыки и умения на практике.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. «Метод проектов как педагогическая технология-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути». (Е.С. Полат)
К использованию метода проектов существуют общедидактические требования:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, характерных для традиционной методики обучения. К ним, в частности, относятся:

1. Низкий авторитет предмета. При значительных затратах времени и сил на обучение иностранному языку, при высоком образовательном уровне учителей, при делении класса на группы результаты этого обучения в целом не выдерживают критики.

2. Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся.

3. Высокая степень забывания учебного материала.

4. Поверхностность в формировании базовых умений и другие.

Желание устранить эти трудности заставляет нас обращаться к опыту коллег, к новаторским идеям, науке. В связи с тем, что в наши дни явно усиливается исследовательская функция учителя, для него появляется возможность апробировать и внедрять в практическую деятельность инновационные педагогические технологии, проводить собственное педагогическое исследование.
В процессе изучения иностранного языка метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных и друг проблемных и творческих задач.
Эти задачи могут быть ориентированы на создание учащимися различных видов конструктивных творческих продуктов.
Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).
2. Игровые - ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
3. Информационные и исследовательские проекты.
4. Проекты конкретного социологического обследования.
5. Издательские проекты.
6. Сценарные проекты.
7. Творческие работы.

Применение метода проектов на уроках немецкого языка.

Для каждой ступени обучения характерны свои типы проектов.

Прежде всего, следует пересмотреть учебный материал, проанализировать значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на «проектирование». Далее нужно сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирование обходимого творческого опыта. На начальном этапе обучения также можно использовать прикладные проекты по соответствующей тематике и в соответствии с уровнем владения языком

Например, в 3 классе это могут быть проекты по темам «Времена года», «Зимние праздники». В 4 классе это могут быть проекты по темам «Летние развлечения», «Как мы проводим время на каникулах», «Школа», «Дом».

Уже во втором полугодии 5-го класса имеются темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод. При изучении тем «Eine alte deutsche Stadt», «Wir malen, bauen, basteln», «Wir bauen unsere Stadt», «Bei unseren Freunden zu Hause» предлагаю учащимся принять участие в проектах прикладного характера. Дети с удовольствием рисуют, мастерят, планируют и строят «свой город», свою квартиру, свою комнату. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.

Прежде чем начать любую тему в любом классе, я знакомлю ребят с темой и задачами проекта. Они тут же начинают обсуждение, выдвигают свою идею. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера не только в материалах учебника, но и в дополнительных источниках.

Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. В 5 классе ребята с удовольствием работают над мини-проектами «средневековый замок», «Моё любимое домашнее животное», «Мой дом», «Профессия, о которой я мечтаю», «Моя семья». В начале основного курса я нацеливаю ребят на то, что в конце года они будут защищать свой проект «Мой город». В течение же года они должны накапливать материал. И я не перестаю удивляться, когда в конце года пятиклассники защищают свои проекты в форме чертежа или рисунка. Кроме того, они предоставляют истинные шедевры архитектурного искусства, мастеря из картона и коробочек настоящие макеты городов, достойно защищая их при этом.

В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня.

В 7 классе школьники описывают своё любимое место, защищают проекты по темам: «Любимый город», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Деревня будущего», «Охрана природы».

Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считаю, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными. При работе над темами «Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor» (8 кл.), «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland» (8кл.) ученики представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.

Интересны работы учащихся 9 класса, которые сочиняют свои книги на немецком языке.

В 10 - 11 классах ребята представляют проекты по темам: «Freundschaft, Liebe…», «Kunst», «Das Alltagsleben der Jugentlichen in Deutschland und in Russland», «Der wissenschaftlich – technische Fortschritt», «Die Welt von morgen».



Считаю, что большинство детей учатся с полной отдачей, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей;

-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;

-создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся, и данные технологии мне в этом очень помогают.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!