Современные образовательные технологии в ДОУ Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»: Банникова Е.В.
2021
Современные образовательные технологии
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии развивающего обучения;
- технологии проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология и др.
Здоровьесберегающие технологии
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
- от типа дошкольного учреждения;
- от продолжительности пребывания в нем детей;
- от программы, по которой работают педагоги;
- конкретных условий ДОУ;
- профессиональной компетентности педагога;
- показателей здоровья детей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды
Использование
Пальчиковая гимнастика
С младшего возраста, с подгруппой и всей группой ежедневно.
Динамические паузы
Во время НОД, 3-5 мин. По мере утомления детей со 2-й младшей группы.
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. В зависимости от интенсивности нагрузки, может включаться в физкультминутки во время НОД.
Дыхательная гимнастика
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста.
Бодрящая гимнастика
После сна в группе, ежедневно
самомассаж
с помощью сухого обтирания
После сна как часть оздоровительных мероприятий со среднего возраста
Закаливающие мероприятия, дорожки здоровья
После сна, ежедневно, начиная с младшего возраста. Во время НОД по физической культуре
Подвижные и спортивные игры (элементы спортивных игр)
Как часть НОД по физической культуре, на прогулке, в группе (средней и малой степени подвижности),ежедневно, все возрастные группы.
Технологии обучения здоровому образу жизни
НОД по физической культуре
Три раза в неделю все возрастные группы.
В спортивном зале, в группе, на прогулке в соответствии с программой.
Утренняя гимнастика
Ежедневно, в музыкальном и спортивном залах, в группе. Все возрастные группы.
Занятия из серии «Здоровье»
(Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье; Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность.)
Один раз в неделю в режимных процессах, как часть или целая НОД по познанию.
Физкультурные досуги и праздники
Один раз в квартал. Начиная с младшего возраста в спортивном зале, на прогулке
Коррекционные технологии
ЛФК
По медицинским показаниям в группе компенсирующей направленности, проводит специалист.
Артикуляционная гимнастика
В группах компенсирующей направленности в режимных процессах и как часть НОД по коммуникации.
Психогимнастика
На индивидуальных, групповых, подгрупповых занятиях с психологом и воспитателями.
Сказкотерапия
На индивидуальных, групповых, подгрупповых занятиях с психологом и воспитателями.
Релаксация
Технологии музыкального воздействия
На индивидуальных, групповых, подгрупповых занятиях с психологом и воспитателями.
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание нового.
К ним относятся: развивающая среда ДОУ, программа ДОУ .
Технологии исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
Технология проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Проектная деятельность включает в себя:
- Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- Целенаправленную детскую деятельность;
- Формы взаимодействия детей с воспитателем, друг с другом, родителями;
- Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть:
- Познавательно-исследовательского характера;
- Игрового характера;
- Творческого характера.
По продолжительности:
- Краткосрочные проекты(1 неделя- полгода);
- Долгосрочные (полгода - несколько лет).
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Преимущества компьютера
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
ИКТ в работе современного педагога
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Использование мультимедийного проектора на занятиях, на педсоветах, РМО.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Направления личностно-ориентированных технологий
- Гуманно-личностные технологии отличаются своей психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социум (родители, общество), образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);
- содержательная (раскрывает спектр выполняемых работ);
- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является педагогической технологией.
Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственную структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.
Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
- творчески думающим;
- владеющим современными технологиями образования;
- приемами психолого-педагогической диагностики;
- способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности;
- умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должна быть копилка успехов, в которой отражается все радостное и интересное, что происходит в жизни педагога. Такой копилкой является портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Игровая технология
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
- Педагогическая технология организации режиссерских игр у детей;
- Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Технология интегрированного обучения
- Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, итоговые мероприятия.
Спасибо за внимание!