Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений Тема 2.5. Манипуляции в общении 2.5.1. Характеристика манипуляций в общении
Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему- либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей.
К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести:
- манипуляция — это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);
- манипуляции имеют скрытый характер;
- манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях — «мишенях воздействия»;
- манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.
Манипуляции —могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов :
1. для создания ореола руководителя организации или подразделения;
2. для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю;
3. для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации
Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях.
Уловки-манипуляции можно условно объединить в три группы:
1) организационно-процедурные;
2) психологические;
3) логические манипуляции.
Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии.
Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.
Примерами манипуляций данной группы являются:
- «формирование первичной установки» ;
- «предоставление материалов лишь накануне» ;
- «недопущение повторного обсуждения» ;
- «накал атмосферы» ;
- «первоочередная преемственность в голосовании» ;
- «приостановка обсуждения на желаемом варианте» ;
- «выборочная лояльность в соблюдении регламента» ;
- «перерыв в обсуждении» ;
- «выпускание пара на несущественных вопросах» ;
- «избыточное информирование» ;
- «потеря документов»
Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда.
К числу таких манипуляций можно отнести:
- «раздражение оппонента» ;
- «использование непонятных слов»;
- «чтение мыслей на подозрении» ;
- «отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» ;
- «недосказанность с намеком на особые мотивы» ;
- «ссылка на авторитет» ;
- «авторитетность заявления» ;
- «мнимая невнимательность и недопонимание»
- «видимая поддержка»;
- «сведение аргумента к личному мнению» ;
- «селекция приемлемых аргументов»; «рабулистика» ;
- «умалчивание или полуправда» ;
- «принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности»;
- «многовопросье»;
- «нарушение личного пространства собеседника»
- подзадоривающие высказывания («Вряд ли ты сможешь это сделать!»);
- «невинный» шантаж» ;
- преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости»
Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента.
Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:
- «неопределенность тезиса» ;
- «несоблюдение закона достаточного основания» ;
- «порочный круг в доказательстве» ;
- «причинно-следственный алогизм» ;
- «неполное опровержение»;
- «неправомерные аналогии»
Домашнее задание Учить конспект по теме А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений», стр. 218-226
Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений Тема 2.5. Манипуляции в общении 2.5.2. Правила нейтрализации манипуляций
Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров.
Противостояние манипулятивному воздействию требует умения, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать.
В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями:
- отслеживание изменений ситуации;
- анализ механизмов манипулятивного воздействия.
Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции.
Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:
- дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения ;
- наличие силового давления;
- нарушение сбалансированности элементов ситуации ;
- несоответствия в поведении партнера ;
- стремление стереотипизировать поведение адресата .
Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата.
Можно указать следующие виды таких индикаторов:
- неоправданно частое появление или подчеркнуто явное проявление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия;
- регрессия к инфантильным реакциям;
- дефицит времени, отпущенного на принятие решения;
Способов нейтрализации манипулятивных уловок :
- открытое объявление о недопустимости использования манипуляций ;
- разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути ;
- повторное напоминание о недопустимости использования уловок;
- «информационный диалог» ;
- «конструктивная критика» ;
- «цивилизованная конфронтация» ; «уловка на уловку»
Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений
Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барьеры в общении», т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы
Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии — это люди, наделенные обаянием.
Можно выделить три группы качеств, определяющих уровень личного обаяния:
1. Природные качества - коммуникабельность.
2. Характеристики личности, являющиеся следствием образования и воспитания.
3. Характеристики личности, связанные с жизненным и профессиональным опытом человека
Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к конфликту (конфликтогенов).
Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:
- открытое недоверие;
- перебивание собеседника;
- принижение значимости его роли;
- подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
- напоминание о проигрышной для собеседника ситуации;
- устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
- заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
- постоянное навязывание своей точки зрения;
- неискренность в суждениях;
- резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
- неумение выслушать и понять точку зрения собеседника;
- проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обвинения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний (например, «Я уверен», «Я считаю», «Вне сомнения» и т. п.);
- проявление агрессивности.
Домашнее задание Учить конспект по теме А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений», стр. 218-222