СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии и специфические особенности преподавания специальных дисциплин в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по дисциплине "Профессиональная этика и психология делового общения" на тему: "ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ"

Специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Квалификация специалист по документационному обеспечению управления, архивист

Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Усинский политехнический техникум»

преподаватель Швец Ольга Николаевна

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии и специфические особенности преподавания специальных дисциплин в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО»

Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений  Тема 2.5. Манипуляции в общении  2.5.1. Характеристика манипуляций в общении

Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений Тема 2.5. Манипуляции в общении 2.5.1. Характеристика манипуляций в общении

Манипуляция — побуждение другого человека к пережива­нию определенных состояний, изменению отношения к чему- либо, принятию решений и выполнению действий, необходи­мых для достижения партнером своих собственных целей.

Манипуляция — побуждение другого человека к пережива­нию определенных состояний, изменению отношения к чему- либо, принятию решений и выполнению действий, необходи­мых для достижения партнером своих собственных целей.

К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести: - манипуляция — это вид духовного, психологического воз­действия на человека (группу, общество); манипуляции имеют скрытый характер; манипуляция предполагает игру на человеческих слабос­тях — «мишенях воздействия»; манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.

К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести:

- манипуляция — это вид духовного, психологического воз­действия на человека (группу, общество);

  • манипуляции имеют скрытый характер;
  • манипуляция предполагает игру на человеческих слабос­тях — «мишенях воздействия»;
  • манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.
Манипуляции —могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов : 1. для создания ореола руководителя организации или подразделения; 2. для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю; 3. для создания единой направленности желаний под­чиненных на достижение целей организации

Манипуляции —могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов :

1. для создания ореола руководителя организации или подразделения;

2. для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю;

3. для создания единой направленности желаний под­чиненных на достижение целей организации

Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной само­стоятельности и свободы. И в то же время он должен быть вни­мательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незамет­но управляли им и использовали его в своих личных целях.

Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной само­стоятельности и свободы. И в то же время он должен быть вни­мательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незамет­но управляли им и использовали его в своих личных целях.

Уловки-манипуляции можно условно объединить в три группы:  1) организационно-процедурные; 2) психо­логические; 3) логические манипуляции.

Уловки-манипуляции можно условно объединить в три группы:

1) организационно-процедурные;

2) психо­логические;

3) логические манипуляции.

Организационно-процедурные манипуляции  могут быть ис­пользованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведо­мо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.

Организационно-процедурные манипуляции могут быть ис­пользованы организаторами переговорного процесса, дискуссии.

Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведо­мо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.

Примерами манипуляций данной группы являются: «формирование первичной установки» ; «предоставление материалов лишь накануне» ; «недопущение повторного обсуждения» ; «накал атмосферы» ; «первоочередная преемственность в голосовании» ; «приостановка обсуждения на желаемом варианте» ; «выборочная лояльность в соблюдении регламента» ;

Примерами манипуляций данной группы являются:

  • «формирование первичной установки» ;
  • «предоставление материалов лишь накануне» ;
  • «недопущение повторного обсуждения» ;
  • «накал атмосферы» ;
  • «первоочередная преемственность в голосовании» ;
  • «приостановка обсуждения на желаемом варианте» ;
  • «выборочная лояльность в соблюдении регламента» ;
«перерыв в обсуждении» ; «выпускание пара на несущественных вопросах» ; «избыточное информирование» ; «потеря документов»
  • «перерыв в обсуждении» ;
  • «выпускание пара на несущественных вопросах» ;
  • «избыточное информирование» ;
  • «потеря документов»
Психологические манипуляции  основаны на использова­нии приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, иг­рающие на его чувствах самолюбия и стыда.

Психологические манипуляции основаны на использова­нии приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, иг­рающие на его чувствах самолюбия и стыда.

К числу таких мани­пуляций можно отнести: «раздражение оппонента» ; «использование непонятных слов»; «чтение мыслей на подозрении» ; «отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» ; «недосказанность с намеком на особые мотивы» ; «ссылка на авторитет» ; «авторитетность заявления» ; «мнимая невнимательность и недопонимание»

К числу таких мани­пуляций можно отнести:

  • «раздражение оппонента» ;
  • «использование непонятных слов»;
  • «чтение мыслей на подозрении» ;
  • «отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» ;
  • «недосказанность с намеком на особые мотивы» ;
  • «ссылка на авторитет» ;
  • «авторитетность заявления» ;
  • «мнимая невнимательность и недопонимание»
«видимая поддержка»; «сведение аргумента к личному мнению» ; «селекция приемлемых аргументов»; «рабулистика» ; «умалчивание или полуправда» ; «принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности»; «многовопросье»; «нарушение личного пространства собеседника»
  • «видимая поддержка»;
  • «сведение аргумента к личному мнению» ;
  • «селекция приемлемых аргументов»; «рабулистика» ;
  • «умалчивание или полуправда» ;
  • «принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности»;
  • «многовопросье»;
  • «нарушение личного пространства собеседника»
подзадоривающие высказывания («Вряд ли ты сможешь это сделать!»); «невинный» шантаж» ; преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытно­сти, неосведомленности, «глупости»
  • подзадоривающие высказывания («Вряд ли ты сможешь это сделать!»);
  • «невинный» шантаж» ;
  • преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытно­сти, неосведомленности, «глупости»
Логические манипуляции  построены на сознательных на­рушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента.

Логические манипуляции построены на сознательных на­рушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента.

Основные при­емы этой группы сводятся к следующему перечню: «неопределенность тезиса» ; «несоблюдение закона достаточного основания» ; «порочный круг в доказательстве» ; «причинно-следственный алогизм» ; «неполное опровержение»; «неправомерные аналогии»

Основные при­емы этой группы сводятся к следующему перечню:

  • «неопределенность тезиса» ;
  • «несоблюдение закона достаточного основания» ;
  • «порочный круг в доказательстве» ;
  • «причинно-следственный алогизм» ;
  • «неполное опровержение»;
  • «неправомерные аналогии»
Домашнее задание  Учить конспект по теме  А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений», стр. 218-226

Домашнее задание Учить конспект по теме А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений», стр. 218-226

Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений  Тема 2.5. Манипуляции в общении  2.5.2. Правила нейтрализации манипуляций

Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений Тема 2.5. Манипуляции в общении 2.5.2. Правила нейтрализации манипуляций

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров.

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров.

Противостояние манипулятивному воздействию требует уме­ния, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейт­рализовать. В поисках способов распознавания манипулятивного воздей­ствия можно идти следующими путями:  отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия.

Противостояние манипулятивному воздействию требует уме­ния, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейт­рализовать.

В поисках способов распознавания манипулятивного воздей­ствия можно идти следующими путями:

  • отслеживание изменений ситуации;
  • анализ механизмов манипулятивного воздействия.
Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции.

Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции.

Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как: дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения ; наличие силового давления; нарушение сбалансированности элементов ситуации ; несоответствия в поведении партнера ; стремление стереотипизировать поведение адресата .

Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:

  • дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения ;
  • наличие силового давления;
  • нарушение сбалансированности элементов ситуации ;
  • несоответствия в поведении партнера ;
  • стремление стереотипизировать поведение адресата .
Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата.

Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата.

Можно указать следующие виды таких индикаторов: неоправданно частое появление или подчеркнуто явное про­явление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия; регрессия к инфантильным реакциям; дефицит времени, отпущенного на принятие решения;

Можно указать следующие виды таких индикаторов:

  • неоправданно частое появление или подчеркнуто явное про­явление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия;
  • регрессия к инфантильным реакциям;
  • дефицит времени, отпущенного на принятие решения;
Способов нейтрализации манипулятивных уловок : открытое объявление о недопустимости использования ма­нипуляций ; разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути ; повторное напоминание о недопустимости использова­ния уловок; «информационный диалог» ; «конструктивная критика» ; «цивилизованная конфронтация» ; «уловка на уловку»

Способов нейтрализации манипулятивных уловок :

  • открытое объявление о недопустимости использования ма­нипуляций ;
  • разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути ;
  • повторное напоминание о недопустимости использова­ния уловок;
  • «информационный диалог» ;
  • «конструктивная критика» ;
  • «цивилизованная конфронтация» ; «уловка на уловку»
Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барь­еры в общении», т. е. сформировать у собеседников благопри­ятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать кон­структивному обсуждению проблемы

Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений

Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барь­еры в общении», т. е. сформировать у собеседников благопри­ятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать кон­структивному обсуждению проблемы

Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии — это люди, наделенные обаянием.

Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии — это люди, наделенные обаянием.

Мож­но выделить три группы качеств, определяющих уровень лично­го обаяния: 1. Природные качества - коммуникабельность. 2. Характеристики личности, являющиеся следствием образо­вания и воспитания. 3. Характеристики личности, связанные с жизненным и профессиональным опытом человека

Мож­но выделить три группы качеств, определяющих уровень лично­го обаяния:

1. Природные качества - коммуникабельность.

2. Характеристики личности, являющиеся следствием образо­вания и воспитания.

3. Характеристики личности, связанные с жизненным и профессиональным опытом человека

Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к конфликту (конфликтогенов).

Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к конфликту (конфликтогенов).

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются: открытое недоверие; перебивание собеседника; принижение значимости его роли; подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу; напоминание о проигрышной для собеседника ситуации;

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

  • открытое недоверие;
  • перебивание собеседника;
  • принижение значимости его роли;
  • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
  • напоминание о проигрышной для собеседника ситуации;
устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то пра­воту; заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преуве­личение собственного вклада; постоянное навязывание своей точки зрения; неискренность в суждениях; резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание; неумение выслушать и понять точку зрения собеседника;
  • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то пра­воту;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преуве­личение собственного вклада;
  • постоянное навязывание своей точки зрения;
  • неискренность в суждениях;
  • резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
  • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника;
проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обви­нения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний (например, «Я уверен», «Я считаю», «Вне сомнения» и т. п.); проявление агрессивности.
  • проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обви­нения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний (например, «Я уверен», «Я считаю», «Вне сомнения» и т. п.);
  • проявление агрессивности.
Домашнее задание  Учить конспект по теме  А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений», стр. 218-222

Домашнее задание Учить конспект по теме А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений», стр. 218-222


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!