СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии на уроках информатики и ИКТ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность использования современных педагогических технологий заключается в том, что в современной социально-экономической среде уровень образования в значительной мере зависит от результативности внедрения этих технологий обучения, что основывается на различных принципах, которые развивают деятельный подход к образованию.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках информатики и ИКТ»

Современные педагогические технологии на уроках информатики





Учитель информатики Персиянцева Н.А.,
МБОУ «Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова»


Великая цель образования - это не знания,

а действия”.

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.

Целью современных педагогических технологий является формирование активной и творческой личности, которая способна самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. При этом процесс разработки и освоения предусматривает поэтапную деятельность.

Актуальность использования современных педагогических технологий заключается в том, что в современной социально-экономической среде уровень образования в значительной мере зависит от результативности внедрения этих технологий обучения, что основывается на различных принципах, которые развивают деятельный подход к образованию.

Сочетая различные технологии можно успешно формировать регулятивные УУД.

Обучающийся самостоятельно и осознанно должен уметь ставить перед собой цель деятельности, планировать деятельность, следовать заданному плану, при необходимости корректируя его.

Цель моего доклада состоит в том, чтобы наглядно показать использование современных педагогических технологий на уроках информатики, которые так же применяются в современном педагогическом процессе.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя новые педагогические технологии на своих уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков я использую следующие образовательные технологии:

Технология проблемного обучения

Одной из лучших методик при обучении по новым стандартам является методика проблемного обучения. Ее успешно можно сочетать с применением модульной технологии. Модуль можно построить так, что обучающийся сам увидит проблему, которую нужно решить, и будет решать ее.

Проблемная ситуация в образовательном пространстве. Содержит ТРИ главных компонента:

а) потребность учащегося в новом знании или способе действия (“хочу узнать…, научиться…”);

б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей;

в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы.

Создается на материале:

а) из истории науки и промышленности;

б) описаний ситуаций профессиональной деятельности;

в) альтернативных методов решения профессиональных задач.

Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности:

1) Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

2) Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.

3) Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое-либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.

4) Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий, заданий поискового характера.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными занятиями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагаю классу рассмотреть задачу с различных позиций;

делаю сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляю факты;

ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).

Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;

  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

  • проверку правильности решения.

Пример

Можно создать проблемную ситуацию в названии темы урока:

  • Как измерить количество информации?(единицы измерения информации)

  • Что такое алгоритм?(Понятие алгоритма)

  • Учимся считать на компьютере (Электронные таблицы)

  • Как построить график, диаграмму (диаграммы и графики )

Технология проектного обучения

Учебные проекты применяются как одна из формы работы по информатике. Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной конференции. Здесь же они формируют первичную схему работы над проектом с применением вычислительной техники.

В 9–ом классе проект может идти как основная учебная деятельность на уроках информатики и совмещаться с изучением разделов "Моделирование" и "Основы алгоритмизации и программирование". Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

Этапы выполнения проекта

I этап. Организационный.

II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта.

III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

V этап. Работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся

VI этап. Подведение итогов

Пример:

Проект «Создание сайта»

Тип проекта: мини проект.

Планируемый результат: создание сайта из нескольких страниц с применением визуального редактора.

Цели: Обучающие:
дать понятие, что такое сайт, раскрыть назначение веб-сайтов и их использования;
систематизировать знания о структуре веб-страницы, веб-сайта, языка разметки, гипертекста HTML;
оформление сайта.

Создание сайтов — составной процесс, состоящий из нескольких этапов:
1. разработка дизайна,
2. вёрстка,
3. программирование,
4. безопасность.

Воспитательные:
формирование навыков самоорганизации;
способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;

формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать;
воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Можно воспользоваться специальным программным обеспечением – визуальными HTML – редакторами (Adobe Dreamwearver, Microsoft FrontPage) или конструкторами сайтов (uCoz, Сайткрафт, Конструктор школьных сайтов).

Учитель организует индивидуальную работу. Раздает рабочие листы. Задания подобраны таким образом, чтобы у каждого получился свой мини сайт, свои ответы, это дает возможность рассмотреть различные случаи и исключить списывание.

Данный проект является итоговым уроком по теме «Создание веб-сайта».

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Как один из видов игровой деятельности на уроках информатики эффективно использование кроссвордов. Кроссворд обладает важным свойством дает возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы. Ученики начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе. Составление кроссвордов по изученной теме может быть и творческим домашним заданием, и темой небольшого проекта. Разгадывание кроссворда может служить формой контроля знаний учащихся. Использование кроссвордов расширяет кругозор, развивает логическое мышление и память. При составлении кроссвордов дети стараются как можно оригинальнее и занимательнее сформулировать вопрос или найти формулировку в дополнительной литературе, что также стимулирует их к обращению к дополнительным источникам.

Например:

1. Носитель + насекомое = накопитель (дисковод)

2. Вершина горы + каменно-грязевой поток в горах = минимальный элемент изображения (пиксель)

3. Он всегда тебе поможет, сложит, вычтет и умножит (компьютер)

4. Это вот …… (клавиатура) Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны! Пальцы прыгать там должны!

5. У какого устройства часто образуется очередь? (принтер)

6. Носитель информации город в Англии (винчестер)

7. Термин, который произошел от латинского слова currere "бежать" (курсор)

8. Я разбойник и пират Навредить программам рад. Я коварен и хитер Виртуальный я жонглер.

9.Я задумал дело злое. И сейчас вам всем устрою, Раз-два-три-четыре-пять Начинаю похищать. (вирус)

Еще один интересный вид игровой деятельности ребусы. Уникальность ребусов состоит в том, что они применимы в любых классах и параллелях, чему способствует наглядность представления входящих в ребусы понятий, возможность в занимательной форме формировать пространственное представление и мышление.

Через ребусы возможно реализовать межпредметные связи информатики с другими школьными предметами, например, кодируемый объект (понятие) берется из информатики, а кодирующие его объекты -- из других предметных областей или, наоборот, с помощью понятий информатики кодируются понятия других школьных предметов.

Урок или часть урока могут быть построены в форме соревнования. У каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания.

При изучении довольно сложных тем как «Системы счисления», «Кодирование информации», «Устройство компьютера» можно предложить учащимся задания следующего вида: они могут быть выполнены отдельными учащимися, в парах или командами.

1. Это имя вошло в историю развития вычислительной техники. Переведите числа в десятичную систему счисления. В соответствие десятичному числу поставьте букву алфавита. О ком идет речь? (Ада Лавлейс)

2. Задания на кодирование информации

  • Один из самых первых известных методов шифрования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н. э.), который если и не сам изобрел его, то активно им пользовался. Слово алгоритм, закодированное с помощью шифра Цезаря, имеет вид: гоёсумхп. Вам необходимо определить метод кодировки, используемый в шифре Цезаря, и закодировать слово винчестер (емрьзфхзу)

  • На буздом тизге мошно изгадь фечно. (На пустом диске можно искать вечно.) (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие на глухие)

  • Разведчики получили зашифрованное послание. Там всего несколько строк: Вкстарерачсаь (карась) Лсоестбоиедтсь (лебедь) Ячпереезрдсивк (персик) Амданкя (мак)

И приписка:

Рыбу, птицу, фрукт, цветок Надо выбросить из строк.

И останется у вас Расшифрованный приказ.

Ответ: Встреча состоится через 2 дня.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие: создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;

Применение технологий позволяет сберечь здоровье учащихся, особенно при работе на компьютере – применение гимнастики для глаз, различные физкультминутки. Используя данную технологию мы с ребятами создаем и реализуем проекты «Школьник и компьютер», «Вред от Интернета», «Зрение и компьютер» и т.д.



Дистанционное обучение

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Организацию обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий я осуществляю с применением платформы «Якласс»:

Созданы группы обучающихся с 5-11 классы по параллелям. Приглашаю родителей учеников для ознакомления с результатами по предмету.

Почему именно «Якласс»?

Во-первых, эта платформа сеть имеет удобный и интуитивно понятный интерфейс. Учитель имеет возможность создавать тестирующие задания по темам самостоятельно и использовать ранее созданные. К каждой теме обучающиеся имеют возможность ознакомится с теоретическим материалом по изучаемой теме.

На образовательном портале Якласс.

Представляем вашему вниманию короткую инструкцию, как отработать очередную тему учебного плана

Как организовать дистанционную работу с «ЯКласс»

  1. В разделе «Предметы» найдите свой курс, выберите класс и тему. 

  2. Изучите методические материалы, технологическую карту, виды упражнений.

  3. Перейдите по ссылке «Новая проверочная работа» и выберите задания для учеников. Обратите внимание, что изучение теории — тоже тип задания. 

  4. Нажмите «Продолжить».

  5. Выберите класс, с которым хотите изучить данную тему (если класс ещё не добавлен, воспользуйтесь нашей инструкцией).

  6. В настройках обозначьте, с какого момента тема будет доступна, а также выставьте (при необходимости) ограничение по времени, выберите возможность просматривать результаты и т. д.

  7. Запустите рассылку по ученикам. Данная рассылка сохранится в вашем личном кабинете. 

  8. Позже зайдите в личный кабинет и просмотрите результаты работы.

  9. Чтобы проверить, насколько хорошо ученики усвоили материал, снова заведите «Новую проверочную работу» и выберите задания для тренировки по теме. Вы также можете сразу разослать домашнюю и проверочную работы.  

  10. Разошлите ученикам новый пакет заданий. Если вы ставите ограничения по количеству попыток и времени выполнения, то лучше указывайте это в поле для инструкций, поскольку инструкция от учителя — первое, что высвечивается в сообщении ученику.

Таким образом, благодаря использованию различных технологии обучения каждый ученик чувствует себя на уроках комфортно. Одни дети стремятся овладеть базовым уровнем, другие программным, третьи стремятся знать больше, чем предусмотрено программой. А, главное, ученики сами оценивают свои реальные силы и возможности.

Перед каждым учителем непременно возникают проблемы: как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий своего, собственного практического опыта. Ответом может стать принцип применения различных технологий обучения, а значит учет индивидуальных особенностей ребенка при изучении нового материала и выбор того уровня его усвоения, который понятен и доступен ему.


Работая по модулю, обучающийся может из разных предложенных заданий выбрать задания по своим способностям и возможностям (выбрать уровень, на котором будет работать — базовый или повышенный).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!