СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе»



Современные педагогические технологии обучения

русскому языку в школе

Наименование технологии

Понятие

Литература





Образовательная технология







Педагогическая технология

Образовательная технология - это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением цели. (М.Кларин)


Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько)

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М.Монахов)


1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –Москва: Сфера, 2005, 371 с.

2.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- Москва, 2002.- 260с


3.Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -Москва, 2000.


4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - Москва, 1995.


5. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. С. Кукушина. - Ростов н/Дону, 2002. - 320 с.


6. Питюков В.И. Основы педагогических технологий: Учебно-методическое пособие. - Изд. 3-е. - М., 2003. - 216 с.


7.Торшина Н.М. Актуальность применения педагогических технологий как альтернативы традиционной // Менеджмент в образовании. - 2004. - № 3. - С. 20-24.


8.Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация // Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 50-56.


9. Атутов П.Р. «Технология и современное образование» // Педагогика Москва, 2008


10.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. и сред. учебн. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Академия, 2011. - 512 с.


11. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушкина. Ростов-на-Дону: Март, 2009. - 320 с.


12. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.- М: Педагогика, 1989.


13.Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Иващедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС – СПб.: КАРО, 2014г


1.

Технология организации самостоятельной деятельности школьников

Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.


1. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС : [методическое пособие / О. Б. Даутова и др.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. — 171 с.


2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС : учебно-методическое пособие / О. Б. Даутова [и др.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 176 c.

3.Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников / Русский язык в школе. 2007. № 3. С.10-15.


4. Линецкая Л.М. Технологии обучения русскому языку : учеб.пособие для студ., обучающихся по направлению «050100 - педагогическое образование, профиль подготовки «Русский язык и литература». - Стерлитамак :Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. - С.15-25.

2.

Технология и организация проектной деятельности школьников

Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. 

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.


2.Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.


 3.Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.


4.Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С. 133.

5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2008, стр.7-197.


3.

Технология и организация исследовательской деятельности школьников

Это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – преподавателя, научного сотрудника». (Леонтович А. В.)

1.Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.


2. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С. 61-63.

3.Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.

4.Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.

 5.Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.

 6.Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.

7.Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

8.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.


4.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний.


1.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.


2. Селевко Г.К. Проблемное обучение/Школьные технологии.-2012.-№2.-с.61-66.


3. Мельникова Елена Леонидовна.

Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: (монография) / Е. Л. Мельникова. - Москва: Баласс, 2015. - 266 с. - (Образовательная система "Школа 2100")


4. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М: Баласс, 2010.


5.Карелина Т.М. Методы проблемного обучения//МШ. – 2000. - №5.

5.

Технология развития критического мышления

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективность подхода к окружающему его информационному полю.

Технология РКМЧП разработана в конце 20 века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способы обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

1.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

2.Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.

3.Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003.

4.Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. C. 83-89.

5.Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3-10.

6.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 66-72.

7.Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

8.Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2003.

9.Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : Учебно-методическое пособие — Санкт-Петербург : КАРО, 2009. — 144 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.


6.

Технология диалогового взаимодействия

Это технология, в которой чередование разговора двоих и разговора нескольких является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности.


1.Клименко М.Е. Технология проблемно-диалогического обучения как средство развития компонентов учебной деятельности. - Режим доступа:http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/himiya/2986-klimenko.html

2.  Актуальные проблемы Диалогового обучения. М., 2001 г.;


3.Король А.Д. Диалоговый подход к организации обучения // Педагогика. - 2007. - №9. - С.18-25.;


4. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе (в 2-х частях). – М. : 2009.

7.

Технология кейсов

Это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать  и находить их решение, учиться работать с информацией. При  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

.

1.Темина, С. Ю. Кейс-метод в педагогическом образовании: теория и технология реализации: тематический сборник кейсов — Москва: МПСУ, 2014. — 194 с.


2.Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата — Москва : Юрайт, 2017. — 113 с.


3.Проскура, Я. В. Метод кейс-стади как инструмент формирования межкультурной коммуникативной компетенции // Философия образования. — 2017. — № 3 (72). — С. 69-76.


4.Астраханцева, И. Ю. Кейс-метод как средство развития учебной мотивации и языковой компетентности учащихся // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2016. — № 2. — С. 31-38.


5.Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) М. Планета 2011г.

6.Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н.В.Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/

7.Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (http://festival.1september.ru/articles/512028/

8.Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/1

9.Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС. https://znanio.ru/medianar/2/


10.Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.


8.

Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.


1.Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3.


2.Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе (в 2-х частях). – М.: 2009.

3.Покровская С.Е. Дифференциация обучения в средних образовательных щколах. Мн., «Беларуская навука», 2002.

4.Клевченя М.С. Психологические проблемы дифференцированного обучения// Актуальные проблемы дифференцированного обучения. –Мн., «Народная асвета», 1992.

5. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсолв В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. –М., 1990.

  1. 6.Зарубина Л.И. Технология работы учителя-словесника в условиях дифференцированного обучения//Вопросы технологии профессиональной деятельности: Сборник статей. Белгород: Белгородский университет,1995


9.

Технология концентрированного обучения

Это особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания уч-ся через создание оптимальной организационной структуры уч.процесса.

(ОИ.Горбич «Современные пед.технологии обучения рус.яз. в школе»).


1.Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе. Краснодар: Просвещение-Юг, 2002.


2.Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе (в 2-х частях). – М.: 2009.

3.Левитес, Д. Г. Педагогические технологии— Москва : ИНФРА-М, 2017.

4.Гитман Е.К. Концентрированное обучение: Учебное пособие. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2009


5. Ибрагимов Г.И. Технология концентрированного обучения. - Казань: ИССО РАО, 2008


10.

Модульное обучение

Модульное обучение — это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.


1.Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-метод. пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2003.


2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 1997. 352 с.


3.Дюсембекова Б. Технологии модульного обучения // Классный руководитель. - 2003. - № 5. - С. 35-38.


4.Еркибаева Г. Модульная технология на уроке русского языка // Поиск. Сер. Гуманитарных наук. - 2004. - № 4. - с. 145-151.


5.Мусанова Г. А. Из опыта работы по Технологии модульного обучения с применением разноуровневой дифференциации по системе Ж. Караева // Творческая педагогика. - 2005. - № 1. - С. 85-90.



11.

Игровые технологии

Это технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.

1.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии – Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995. – 176с.

2. Селевко Г.К.: Энциклопедии образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816с.

3.Арутюнов А.Р., Чеботарев П.Г., Музрукова Н.Б. Игровые задания на уроках русского языка: книга для преподавателей. М., 2011

4.Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М.: Русский язык, 2010

5.Бермус А. Введение в гуманитарную методологию.- Канон +, Реабилитация, 2012

6.Кучерук И. Технология игрового обучения истории в школе. – М., 2010

7.Трайнев В., Трайнев И. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика).-М., 2011

8.ТурикЛ. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология.- М.: Феникс, 2012


12.

Компьютерные технологии

это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. 


1.Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.

2.Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7.

3.Информационные технологии - шаг в будущее.- «Учитель», 2002.-№4.-с.53

4.Колчанова И.П. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

5.Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе (в 2-х частях). – Москва: 2009.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!