СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии смыслового чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Современные педагогические технологии смыслового чтения при работе по адаптированным программам" (текст для чтения).

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии смыслового чтения.»

«Современные педагогические технологии смыслового чтения при работе по адаптированным программам» (текст для чтения)

1. Типичные затруднения детей с ОВЗ. Пути и способы их преодоления.2

Напомним, по А.А. Леонтьеву, «понимание текста – это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления». В качестве примера можно привести процесс парафразы, пересказа той же мысли другими словами. Это может быть также процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста, – реферат, аннотация, резюме, набор ключевых слов. Сюда относится и процесс формирования умозаключений, и процесс формирования эмоциональной оценки события и др.

Важнейшее умение для детей с ОВЗ – не сжатие информации, а умение перефразировать ту или иную мысль (объяснить «иными словами»). Саму мысль в тексте поначалу может указывать ребенку и учитель.

Не менее важно, чтобы обучение детей с ОВЗ было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Язык усваивается (хотя и с заметным опозданием, нередко – с большими дефектами и отклонениями) и при патологии интеллекта, мышления, недостатке знаний. В качестве примера можно привести случаи расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, в частности у детей с временной ЗПР, минимальной мозговой дисфункцией. Поэтому не следует абсолютизировать значение психики в становлении языка, тем более искать, как это нередко делается, прямые причинно-следственные связи между усвоением ребенком логических структур в неречевой деятельности и соответствующих им структур в деятельности речевой. Язык имеет особую логику.

Для того чтобы овладеть языком, ребенку необходимо регулярно и в достаточном объеме получать правильные образцы речи окружающих. Должно быть правильным и речевое поведение окружающих: внимательное отношение к речи детей, оказание им ненавязчивой помощи в продуцировании высказываний, одобрение стремления к речевому общению, тактичное исправление ошибок в речи и т.п. С другой стороны, чрезмерное побуждение ребенка к речи, беспрестанное исправление ошибок в ней могут привести к негативизму (речевому или неречевому) и другим нарушениям.

Сказанное подтверждает «госпитализм» – состояние, при котором ребенок может находиться в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, но ограничен в контактах со взрослыми. «Госпитализм» обусловливает не только задержку сроков усвоения языка, но даже его отсутствие. Особо следует сказать о стремлении взрослых постоянно пополнять словарь детей. Обычно близкие ребенка пополняют словарь так называемой номинативной лексикой, «вещными» словами («Скажи: дом, петушок, машина, вилка, ботинки»), оставляя «в стороне» предикативные слова (глаголы, прилагательные, наречия, предлоги и др.). В центре же отдельного высказывания, как известно, находится именно предикат, а в развернутом высказывании (тексте) – система предикатов. Поэтому этим словам и нужно отвести основное место в лексике детей.

Обязательно учитель должен позаботиться о том, чтобы постоянно преломлять поступающую ребенку с ОВЗ информацию через разные анализаторы. Имеется, например, опыт прочтения стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» с помощью цветовых обозначений. Прекрасным приемом работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является параллельное чтение вслух того или иного текста «третьим лицом» и отслеживание учеником «пальчиком» хода чтения, тихое проговаривание прочитанного вслед за «чтецом».

2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Американская технология с условным названием ТРКМЧП представляет собой, как уже было сказано, совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Рассмотрим некоторые из приемов, которые могут быть использованы для формирования навыков смыслового чтения и письма детей с ОВЗ.

Одним из приемов, формирующим навыки вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания на практике либо в новой ситуации, является чтение текста с одновременной его маркировкой (то есть внесением пометок). Данный прием носит название «Чтение с пометками».

В зависимости от целей и задач урока учитель может выбирать необходимые пометки либо вводить другие. После прочтения текста с пометками на стадии рефлексии в процессе коллективной работы происходит обсуждение информации на основании вопросов:

  1. Что из прочитанного Вам оказалось известным?

  2. Какая информация была новой для Вас?

  3. Что вызвало сомнения или с чем Вы не согласны?

  4. Что из прочитанного оказалось наиболее важным, т.е. что необходимо запомнить?

После обсуждения информации учащиеся, работая индивидуально в тетради, могут заполнить следующую таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

Представление информации в форме таблиц является важным этапом работы в рамках ТРКМЧП, когда учащиеся обрабатывают учебную информацию и представляют ее в индивидуальном, переработанном виде. Такой вид деятельности направлен на развитие навыков понимания, анализа и синтеза информации.

Для работы с текстом может быть использован прием «Чтение с остановками». Как уже отмечалось, текст делится на смысловые куски. Задачей учителя является найти оптимальные места для остановки. До начала чтения ученики должны пройти стадию вызова в любой форме. Но уже на основе названия текста, информации об авторе они могут получить первоначальные сведения по теме обсуждения. Затем, читая первую часть текста, они уточняют свои первоначальные представления. Особенность приема: рефлексия предыдущей части является стадией вызова к новой.

Для обсуждения каждой части текста могут быть использованы вопросы, заданные в определенной системе, предложенной Б. Блумом. Эта система вопросов позволяет фиксировать усвоение учебного материала на различных уровнях:

  1. Знание (конкретного материала, терминологии, фактов, законов, определений, критериев и др.). Это простые вопросы, ответ на которые можно найти напрямую в тексте. При этом ученик запоминает и воспроизводит конкретную информацию.

  2. Понимание материала. Ученик преобразует учебный материал из одной формы в другую. Интерпретирует, объясняет, кратко излагает.

  3. Применение знаний. Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях или в новой ситуации, прогнозирует дальнейший ход событий.

  4. Анализ (элементов, взаимосвязей, явлений, понятий). Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними.

  5. Синтез. Учащиеся проявляют умение комбинировать элементы для построения целого, обладающего новизной. Это может быть написание сочинения, составление плана действий, решение проблемы.

  6. Оценка. Ученик демонстрирует собственные суждения на основе имеющихся данных, эмоций и переживаний.

3. Технология, разработанная специалистами Русской ассоциации чтения (далее – РАЧ).

Группа специалистов РАЧ, объединенная под руководством Н.Н. Сметанниковой5, полагает, что наш век информации ставит перед чтением все новые задачи, все чаще приводит нас к мысли о переоценке его роли в развитии человека и нации в целом.

Поэтому нужны особые технологии, предлагающие школьнику пересказать прочитанное с разной степенью точности, определить личную вовлеченность в текст, освоить навыки прогностики, определить идею и тему произведения, понимать между строк и обобщать прочитанное – вот лишь малый перечень задач, которые обучающийся должен уметь выполнить.

Приведем пример разработки урока по изучению лирики Янки Купалы.6

На уроке появляется «третье лицо» (в виде чтеца). Это происходит за счет использования видеоряда с его динамичной картинкой. Фоном звучит стихотворение Я. Купалы «Курган».

Учитель. - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите имя поэта Янки Купалы? Напишите три значимых для вас слова-ассоциации. Прочитайте, что у вас получилось.

Мотивационный этап урока завершился. Согласно логике деятельностной технологии наступает этап формулировки учебной проблемы и планирования последующей деятельности.

Учитель. - А сейчас попытаемся обозначить учебную проблему, которая будет в центре нашего сегодняшнего занятия. Послушайте отрывок из стихотворения Янки Купалы «Явор и калина» в исполнении знаменитой группы «Песняры». Явор – это в переводе оказался тополь, но в целом у славян это белый клен. Итак, слушаем.

Подобную работу в деятельностной технологии часто называют предтекстовой. Ее задача – спрогнозировать содержание текстовой работы, побудить школьников к читательской догадке.

Учитель. - Какую же особенность поэзии Янки Купалы вы смогли заметить? Как в связи с этим вы сформулируете тему сегодняшнего урока? Действительно, не случайно звучала музыка. Это говорит об удивительной, неподражаемой музыкальности стиха Янки Купалы. А это значит, что тема нашего урока: если строкой самого поэта «Песней только на свете живу я…» (или: «Песенное начало поэзии Я. Купалы»).

- Что нам нужно для того, чтобы раскрыть эту тему? Поработаем в технологии «Кластер». В каких направлениях мы можем двигаться? Какой материал нам необходим?.. (Тексты и контексты.) И конечно, нам необходимо сотрудничество.

Учитель. - С чего бы вы предложили начать? (С биографии.)

Предстоящий вид чтения, который будут применять ребята, поисковый. Его суть заключается в том, что читатель должен быстро найти в тексте или в массиве текстов вполне определенные данные (факты, характеристики, цифровые показатели, указания). Поисковое чтение учитель организует в форме парной работы, тем самым реализуя методический потенциал учебного сотрудничества.

Учитель. - Конечно, жизнь поэта в его стихах, тем не менее нам нужно порой знать больше из биографии для того, чтобы правильно понимать стихи. Поработаем в парах. Вам предлагаются некоторые хаотично отобранные проиллюстрированные факты из жизни и творчества Янки Купалы. В течение 3 минут отберите только те из них, которые непосредственно связаны с темой урока. Иными словами, определите источники музыкальности слога поэта.

ФАКТЫ БИОГРАФИИ ПОЭТА

Информационная справка

Иллюстрация

1.

Янка (Янік, Янусь, Януш, Янук, Ясь, Ясік) Купала (наст. фам. Луцевич). Почему был выбран такой псевдоним? Только ли потому, что родился он 25 июня (7 июля) 1882 года в день празднования Ивана Купалы? Без сомнения, сыграли роль сильные впечатления, которые произвел на будущего поэта народный праздник Ивана Купалы, один из самых ярких, романтичных и музыкальных праздников славянских народов.

Цёплым летам на Купальле, 
Як ноч ляжа без граніцы, 
Зводы, чары бліжай, далей 
Відны ў пушчы над крыніцай. 
Ля калоды, на калодзе – 
Ў кожным лесавым куточку – 
Кветка-папараць усходзе, 
Зацьвітае ў гэту ночку.

2.

Родился Янка Купала в деревне Вязынка (ныне Молодечненского района Минской области Беларуси) в семье Доминика Онуфриевича Луцевича и Бенигны Ивановны Луцевич (дев. Волосевич). Родители были обедневшие белорусские шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. Род Луцевичей известен с начала XVII века. Не случайно стихотворения юный поэт начал сочинять примерно в 20-летнем возрасте именно на польском языке.

І старая, і малая хатачка мая...

3.

Поэтическое творчество Янки Купалы была тесно связано с жизнью народа, родной природой, белорусским фольклором. Влияли на творчество Купалы и любимые поэты. Так, видное место в творчестве Купалы заняла бессмертная поэзия Тараса Шевченко. Белорусский поэт впервые услышал Шевченково слово из уст народных певцов – дударів – еще ребенком. Позже сам познакомился с «Кобзарем», полюбил его на всю жизнь, писал о Шевченко и переводил его стихи на белорусском языке.

4.

В жизни Янке Купале довелось повидать многое. В молодости пришлось поработать библиотекарем, домашним учителем, писарем, приказчиком и даже чернорабочим.

5.

В 1908 году в Петербурге был издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка»). В конце года комитет по делам печати решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора – привлечь к ответственности. Тем не менее петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янка Купала свел знакомство со многими представителями интеллигенции, например Якубом Коласом, Валерием Брюсовым и др.



6.

С наступлением советской эпохи Янка Купала искренне ожидает светлого будущего, возлагает надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа. Его называют «белорусским Горьким». Впрочем, несмотря на оптимистические настроения, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, попытки самоубийства…


Из письма Купалы на имя председателя правительства БССР Александра Червякова: «Видно, такая доля поэтов. Повесился Есенин, застрелился Маяковский, ну и мне туда за ними дорога».

Следующая работа нацелена на отработку навыков просмотрового чтения. Это чтение предполагает получение самого общего представления о читаемом материале.

Учитель. – Посмотрим на названия сборников Янки Купалы в порядке их выхода в свет. Скажите, как названия сборников отражают историческую эпоху, в которую они создавались…

  • «Жалейка» («Жалейка», 1908)

  • «Гусляр» («Гусьляр», 1910)

  • «Путем жизни» («Шляхам жыцьця», 1913)

  • «Наследие» («Спадчына», 1922)

  • «Безымянное» («Безназоўнае», 1925)

  • «Отцветание» («Адцьвітаньне», 1930)

  • «Песня строительству» («Песня будаўніцтву», 1936)

  • «Белоруссии орденоносной» («Беларусі ардэнаноснай», 1937)

Учитель. - Как это сродни творчеству, например, Сергея Есенина, кстати, такого же песенника, как и Янка Купала: «Радуница», «Сельский часослов», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Любовь хулигана», «Персидские мотивы», «Русь Советская».

- Для работы с поэтическими текстами, как мы отмечали ранее, нам также необходимы знания из области теории литературы. Лирика – это прежде всего чувства, эмоции, настроение. В литературоведении существует понятие пафоса как основного настроения произведения или его части. Пафос бывает, например, … .

Учитель предлагает ребятам теоретические загадки, развивая тем самым необходимые литературоведческие способности обучающихся:

  • Этот пафос используется для демонстрации душевного подъема человека, действия которого направлены на достижение гуманистических целей: борьбу за независимость своего народа или права социальной группы, стремление к высоким идеалам духовности. Ответ: героический.

  • Этот пафос отражает стремление человека к универсальному идеалу, конфликт произведения кроется в недостижимости идеала и в его противоречии с грубой действительностью. Ответ: романтический.

  • Данный пафос связан с глубокими переживаниями героя, раздираемого противоречивыми чувствами: стремлением к общему благу и невозможностью достижения личного счастья. Как правило, эти переживания гибельны для героя. Ответ: трагический.

Учитель. - А сейчас познакомьтесь (именно познакомьтесь!) с тремя стихотворениями Я. Купалы («А ты, сирота…», «Моя молитва», «Звезды») и определите их пафос.

Как вы понимаете, на данном этапе обучающиеся тренируются в так называемом ознакомительном чтении. Оно представляет собой познающее чтение, при котором главной целью читателя является относительно быстрое извлечение содержащейся в тексте (текстах) основной информации.

Предполагаемые ответы учеников:

- Стихотворение «А ты, сирота…». Пафос, безусловно, трагический. Чувствуется состояние безысходности, беспросветности лирического героя.

- Стихотворение «Моя молитва». Пафос преимущественно героический.

Здесь может возникнуть спор. Тогда учитель уточнит: - А в чем признается поэт? Присмотритесь. Напомним, что Я. Купалу называют крестьянским поэтом. Он действительно в своем творчестве во многом отразил настроения революционного крестьянства. Это настроения народного трибуна, провозвестника революции. Поэтому пафос этого стихотворения близок именно к героическому.

- Стихотворение «Звезды». Пафос, конечно, прежде всего романтический. Сколько задушевного лиризма, тонкого психологического анализа души человеческой в этом стихотворении!

Учитель. - Вспомним еще ряд литературоведческих терминов для предстоящей практической работы. Распределите названия изобразительно-выразительных средств, правильно соотнеся их с определениями.


Учитель. - Вы уже догадались, что перед нами основные приемы, создающие музыкальность стиха. Теперь мы должны увидеть их в «действии». Обратимся к красивейшему стихотворению без названия «За околицей в грозы стояли две березы…». Прочитайте про себя внимательно стихотворение. Есть парадоксы перевода, ибо в оригинале у Янки Купалы это не береза, а тополь. Кстати, переводчиком является известный советский поэт Эдуард Багрицкий.

Перед нами ключевой этап всей работы – изучающее чтение. Данный вид чтения предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Причем, учитель работает в технике «медленного» чтения: сначала чтения стихотворения про себя и только по завершении работы выразительное чтение стихотворения вслух.

Учитель. - Какое это стихотворение с точки зрения пафоса? Скорее трагическое. И это трагическое настроение органично передается с помощью тональности – а именно мелодики напевов народных песен, а также с помощью звукового единства и особой образности.

- Поработаем с карандашом. Подчеркните все разобранные ранее приемы, создающие необходимый музыкальный фон стихотворения. Они здесь точно есть.

За околицей в грозы две стояли берёзы, ЛЕКС. ПОВТОР 
Как одна, две берёзы стояли, РЕФРЕН 
И стонали сквозь слёзы, истлевая, берёзы, ЭПИФОРА 
Как одна, две берёзы стонали, 
О восходе под грозы всё шумели берёзы, АНАФОРА 
Как одна, две берёзы шумели, 
О закате сквозь слёзы запевали берёзы, 
Как одна, две берёзы всё пели, 
Что в грозу и в морозы пановали берёзы, АНАФОРА 
Как одна, на полях пановали, 
Что качались и в грозы самовластно берёзы, 
Как одна, погибая в печали. 
Мстят небесные грозы – и качнулись берёзы, 
Как одна, головой покачнули. 
И навеки сквозь слёзы две заснули берёзы, 
Как одна, две берёзы заснули.

Прием работы с «пометками» (или с «закладками») - очень важный прием работы с текстами художественных произведений. Он позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся, побуждает их быть более внимательными к каждому поэтическому слову.

Учитель. - И вот с помощью этих приемов и получается будто не стихотворение, а песня. Между прочем, строки этого стихотворения положены на песню. Если кто-то желает ее послушать, дома в Интернете вы это легко сделаете. Слова просятся к повторению, строчки так и хочется протянуть. Но самое главное – песня должна хватать за душу, трогать сердца людские. Давайте прочитаем выразительно стихотворение. Какой бы заголовок вы подобрали к стихотворению? Впишите в рабочие материалы. А что бы вы представили в виде иллюстраций к стихотворению?

- А сейчас предстоит выполнить самостоятельную работу в группах. По какому плану? По тому, по которому мы уже отработали. Сначала чтение про себя, затем каждый работает с карандашом, далее идет обсуждение и, наконец, один представитель от группы выразительно читает предложенное стихотворение (если у кого-то возникло желание прочитать на белорусском языке, это только приветствуется).

Обучающиеся применяют полученные знания в полноценной групповой работе. Учитель как бы отстраняется от мелкого тотального контроля. Итоговая отчетность групп видится в форме исключительно выразительного чтения предложенных стихотворений.

Предполагаемые наблюдения, которые могут сделать школьники в ходе групповой работы:

1 группа – стихотворение «А ты, сиротина…» - есть «жирные» анафоры;

2 группа – стихотворение «Моя молитва» - звучит знаменитый рефрен как заклинание, как клятва;

3 группа – стихотворение «Звезды» - лексические повторы, создающие зеркальность композиции стихотворения.

Учитель. - Что нового вы узнали о республике Беларусь? Какой опыт анализа поэзии приобрели? Обязательно возвратимся к началу урока. Какие ассоциации у вас теперь возникают с именем Янки Купала? Продолжите свои ассоциативные ряды. Изменилось ли ваше восприятии поэзии Янки Купалы?

Перед нами типичная рефлексия, которая является обязательным атрибутом урока, построенного по деятельностной технологии.

Учитель. - Мы славно поработали сегодня. Спасибо за урок.

Фоном в конце занятия звучит песня. А учитель читает отрывок из стихотворения, откуда были взяты строки для формулировки темы урока.

4. Технологии учебного сотрудничества школьников.

Напомним, что традиционная методика преподавания была построена в основном на пассивных стратегиях, или методах линейного воздействия.

Иное дело востребованные сегодня системой образования активные стратегии, или методы кругового воздействия.

Однако подлинное учебное сотрудничество происходит только в рамках интерактивных стратегии, или методов кругового взаимодействия.

Представим некоторые версии организации учебного сотрудничества:

1. Обучение в малых группах сотрудничества.

Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является прием «Зигзаг» (ажурная пила). Для работы обучающиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее обучающиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем обучающиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. Разновидностью этого метода является «Зигзаг-2». Здесь вместо того, чтобы работать с фрагментом текста, все работают с одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией.

2. Дискуссионные формы работы.

Одной из модификаций дискуссионной формы является перекрестная дискуссия.

Технология перекрестной дискуссии включает следующие этапы:

  • Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию, должен быть проблемным, не иметь однозначного ответа.

  • Формулировка аргументов «за» и «против».

  • Озвучивание аргументов, вначале «за», а затем «против». Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторить уже прозвучавшую мысль.

  • Индивидуальная работа, где пересматриваются прозвучавшие аргументы и контраргументы и каждый старается ответить на дискуссионный вопрос. Для этого можно написать краткое сочинение, используя предложенную учителем структуру: Я принимаю во внимание мнение противоположной стороны … (далее формулируется противоположная точка зрения). Но все-таки я считаю … (формулируется собственная точка зрения). Потому, что … (излагаются наиболее весомые аргументы в пользу собственной точки зрения).

3. Смешанные формы учебного сотрудничества. Приведем пример организации занятия по технологии «Мозаика».

ЭТАПЫ

ПОЗИЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

1 этап. 
Индивидуальная работа

А 
Б 
В 
Г

Предлагаем задания (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект параграфа учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме (15-20 минут). Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

2 этап. 
Принятие группового решения

А Б 
В Г

Каждый участник выбирает себе партнера, например, А работает с Б; В с Г. Задание по содержанию остается тем же. Но цель данного этапа – нахождение общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников (10 минут).

3 этап. 
Работа в парах (продолжение)

А Г 
Б В

Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и вновь ищут возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, научиться отстаивать найденное решение.

4 этап. 
Принятие группового решения

А Б В Г

Группа собирается вместе. Поскольку все осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа – выработка общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме ее исполнения. Группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов и пр. (10 минут).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!