СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в преподавании синтаксиса русского языка как один из аспектов успешного прохождения итоговой аттестации учащихся( из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры использования современных педагогических технологий в преподавании синтаксиса русского языка для  подготовки учащихся к успешной итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в преподавании синтаксиса русского языка как один из аспектов успешного прохождения итоговой аттестации учащихся( из опыта работы)»

Современные технологии в преподавании синтаксиса русского языка как один из аспектов успешного прохождения итоговой аттестации учащихся ( из опыта работы)


Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации. Синтаксис русского языка является одним из разделов, на который составители КИМ обращают пристальное внимание. Поэтому для успешного прохождения итоговой аттестации необходимы прочные знания этих тем.

Наряду с традиционным подходом в преподавании синтаксиса использую и современные технологии.

Как правило, в структуре технологии обучения выделяются следующие компоненты:

Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и  опыта. После любой из пройденных тем проводится плановая контрольная работа, результаты которой анализирую, заношу качество выполнения каждого вопроса в соответствующую таблицу. В результате проведенной работы становится ясно, какие задания требуют дальнейшей проработки. В соответствии с обнаруженными проблемами подбираются карточки-задания.

Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса. Считаю очень важным ,что при работе над ошибками учащимся предлагаю задания, которые соответствуют высокому, среднему, низкому уровню учебных знаний .Учащийся выбирает сам задание соответствующего уровня и очень часто бывает, что смотивированный ученик из одной группы быстро переходит в другую.

Действие средств обученияЭтот этап и есть усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

I. Предметно-ориентированные технологии обучения

Предметно-ориентированные технологии- это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.

Учитель, работающий в рамках одной из предметно-ориентированных технологий, например технологии уровневой дифференциации, или концентрированного обучения, или вузовской технологии обучения в школе , руководствуется системным подходом в своей деятельности. Это относится как к содержанию образования, так и к развитию личности учащегося, что включает в себя среди прочих средств изменение содержания предмета. А содержание образования, как нам известно, на теоретическом уровне состоит

из знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

Учитель всегда должен осознавать, какую функцию выполняет тот или иной элемент знания, насколько он обязателен в данном курсе, разделе, теме. При этом учитываются специфика предмета и возрастные особенности учащихся

  • Технология дифференцированного обучения

Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с чем резко возрастают перегрузки учащихся и снижается мотивация учения.

Принципиальной психофизической характеристикой школьников 10–15 лет является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста обязательное изучение всех предметов на одинаково высоком уровне становится особенно проблематичным.

Этот уровень часто является недостижимым для большинства учащихся и при обязательности обучения лишает мотивации учебную деятельность, кроме того, препятствует осознанию учеником себя как личности, как субъекта учебной деятельности.

Данная проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением так называемого базового уровня.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.

Мы знаем, что в Проекте стандарта полного среднего образования по русскому языку авторы выделили два уровня подачи материала: базовый и профильный. В то же время практика преподавания свидетельствует о том, что существует и третий уровень – углубленное изучение русского языка.

В связи с этим, например, методист Е .А. Рябухина предлагает делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности, где первый уровень А может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах, так и индивидуальную образовательную траекторию, выбранную в рамках естественно- научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В определен как рекомендуемый для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения по различным причинам (желание подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ; необходимость усовершенствования языковых и речевых умений и т.п.). Уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.


Данный подход в работе не использую ,т.к. считаю, что делением учащихся на группы должен заниматься педагог ,обладающий определенными психологическими знаниями. Как правило, ученик. относящийся к группе C может быть отнесен и к группе В, и тем более А.

Но существуют и другие подходы к реализации модели диффе-ренцированного обучения русскому языку, когда класс предлагается делить на три группы по другим основаниям: ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями.

Критериями деления учащихся на группы будут:

  • объем имеющихся знаний;

  • культура умственного труда;

  • уровень познавательной активности;

  • способность к абстрактному мышлению;

  • умение анализировать и обобщать;

  • утомляемость от интеллектуальной деятельности;

  • уровень самостоятельности;

  • уровень работоспособности (желание и умение учиться). Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-

урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:

  1. составление текстов-диктантов;

  1. составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

  1. составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

  1. сочинение лингвистических сказок (миниатюр­);

  1. работа с дополнительной литературой;

  1. проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки;

  2. выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;

  3. работа «учителем» (проведение фрагмента урока).



Пример урока с элементами дифференцированного подхода.

Тема урока: « Повторение пройденного по теме « Сложное предложение с различными видами связи»


Цель:

повторить структурные особенности сложного предложения с различными видами связи.

Задачи:

знать типы подчинительной связи в словосочетании;

уметь находить грамматическую основу предложения;
находить предложение по его характеристике; совершенствовать пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.


ХОД УРОКА



I.Повторение пройденного


1. Фронтальный опрос.

1. Какие виды сложных предложений вы знаете?

2.Что является средством связи в них?

3.Какие виды связей есть в предложениях с различными видами связи ?


2. Прочитать предложение по его характеристике.


1Тетя Оля разложила узелки с цветочными семенами по сортам, пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю.


2.По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер.


3. В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив на встречу три тугих, тяжелых бутона.


4.Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки маков.


1 Найдите ССП. (4).

2Прочитайте СП с придаточным определительным.(2)

3.Почитайте предложение простое предложение, осложненное уточняющим обстоятельством и обособленным обстоятельством.(3)

4. Прочитайте сложное предложение с придаточным времени.(1)


3.Пунктуационный разбор предложения с различными видами связи


Рассказал я Чехову, как Никита гайки отвинчивает, и Антон Павлович долго разговаривал с ним, записывая некоторые выражения.



Из предложения выписать с/с:


Согласование: некоторые выражения;


Управление: рассказал Чехову, отвинчивает гайки, разговаривал с ним, записывая выражения;


Примыкание: разговаривал записывая, разговаривал долго.


4. Работа с карточкой –заданием.


Выпишите грамматическую основу предложения.( Предложения различного уровня сложности. Учащимся предлагается уровень сложности на выбор. В зависимости от уровня сложности оценивается работа. На этом этапе урока можно использовать взаимопроверку или работу в парах)

1УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

1. Чехов очень интересовался моими рассказами о Краскове и дважды приезжал туда ко мне.

2.Вечером, возвращаясь с прогулки, Левитан долго смотрел на церковь, стоящую рядом с часовенкой, на темные кресты погоста, на заволжский простор, озаренный закатом.

2 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

3.. Антон Павлович старался объяснить Никите, что гайки откручивать нельзя, что от этого может произойти крушение, но Никите это было непонятно.

4..Плыли облака, жадно застывали на цветах шмели, гудели сосны над оврагом, но для художника сейчас как бы не существовало ничего, кроме отражавшихся на полотне церкви, погоста, заволжского простора

3УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

5…Когда лес стоит перед глазами темен и неподвижен, когда весь он погружен в таинственную тишину и каждое дерево точно прислушивается к чему-то, тогда кажется, что весь он полон чем-то живым и только временно притаившимся.


1. Чехов интересовался и приезжал;

2.Левитан смотрел.


3.. 1) Антон Павлович старался объяснить;

2) откручивать нельзя;

3) может произойти крушение;

4) это было непонятно;

4..1) плыли облака;

2) застывали шмели;

3) гудели сосны;

4) не существовало;


5…1) кажется;

2) лес стоит темен и неподвижен;

3) он погружен;

4) дерево прислушивается;

5) он полон .


Итог урока:

на сегодняшнем уроке было разобрано много предложений самых разных и различного уровня сложности. Все они были подобраны таким образом, что не только повторяли и закрепляли изученный материал, но и конкретно отрабатывали различные вопросы предстоящего экзамена, тестовой части .

III Домашнее задание:

написать сочинение рассуждение на основе предложенного текста по высказыванию. ( В высказывании выделяются ключевые слова и находятся аргументы из текста) Слабые ученики выполняют упражнение из учебника.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? – удивился Толя.

– (8)Тебя провожу.

– (9)Меня... провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: (28)«Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?» (29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо!» (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

(По А. Алексину)*

 

Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.– – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

Подведение итого урока.

Выставление оценок.

  • Технология концентрированного обучения

Выделяются основные средства достижения поставленных задач по русскому языку при использовании концентрированного обучения.

  1. Материал изучается крупными блоками.

Тщательное изучение темы «Второстепенные члены предложения»

позволяет уже в 8 классе подвести детей к восприятию СПП с различными типами придаточных по значению .

  1. Особую роль играет многократность вариативного повтора.

  1. Успешному усвоению синтаксиса помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, комментированная запись. Почти на каждом уроке составляем структурные и линейные схемы предложений простых осложненных и различного типа сложных. Знакомство с типами сложных предложений начинаем задолго до их системного изучения. Уже с 5 класса дети учатся составлять структурные схемы и задавать вопрос от главного предложения к придаточному. У учащихся с высоким уровнем обученности постановка вопроса от одного предложения к другому сложности не вызывает. Учащиеся послабее запоминают структуру СПП через подчинительные союзы и постепенно начинают задавать вопросы от главного предложения к придаточному. Предложения для пунктуационного разбора даю с осложняющим компонентом, требую его графического обозначения на схеме. Ученик с хорошими знаниями составляет схему, а после дальнейшего разбора дети со слабым уровнем знаний зачитывают смысловую часть предложения и находят его на схеме. Когда переходим к изучению простого осложненного предложения, то после составления схемы начинаем писать комментарий к предложению. Таким образом идет целенаправленная подготовка к тестовой части ОГЭ.

  1. При объяснении нового материала обязательно проговаривание 

  • парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами. Часто на уроках закрепления делю класс на три группы по уровню учебных способностей. Ученики работают в группах с заданиями определенного уровня сложности, пытаясь справиться без учителя. Богатый материал для пунктуационного комментария содержится в учебнике русского языка 9 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой С.Г. Бардухарова и др. Обратимся к упражнению 215 на странице 104. Выполнив устно задание по развитию речи, можно перейти к пунктуационному комментарию предложений различного уровня сложности. Первое предложение соответствует уровню сложности С, Второе и третье предложения -уровню В ,четвертое –уровню А. Требую ,чтобы дети составляли структурные схемы СПП предложений. Это особенно важно, т.к. коллективное составление схемы помогает в правильном определении осложняющего компонента и типа сложного предложения, значит, и осмысленной расстановке знаков препинания.

6.На занятиях по русскому языку используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Любимой игрой является синтаксическая минутка. См. план – конспект урока ,задание 2.Учащиеся получают карточки с комментариями предложений, предложения воспроизводятся через проектор. Учитель зачитывает предложение, дети дают характеристику. За каждый правильный ответ

ученик получает 1 балл, за 3 набранных балла - отличную оценку.

II. Вузовские технологии обучения в школе

В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.

В  современной  школе  широкое  распространение  получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку.

Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку школьники дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума.

    II.Технологии личностно -ориентированного образования

В данных технологиях ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.

 

  • Педагогические мастерские

Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. Напомним, что при традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель.

В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.

  • Модульное обучение

Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка.

План модульного занятия может быть следующим: мотивация учеников, самостоятельная работа, работа в малой группе (4–6 человек), работа в целом классе, рефлексия. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути,является интегративной технологией.

  • Метод проектов

Среди новых педагогических технологий выделяется наиболее адекватная поставленным целям обучения русскому языку технология проектов, или метод проектов. Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.

Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов:

  • предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя);

  •  составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой – рефератом.

  • Обучение как исследование

Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого  решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.

  • Пример фрагмента урока по русскому языку с элементами исследования.

Тема урока: «СПП с придаточным определительным».

Анализ

Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

Запишите сложные предложения и выделите грамматическую основу. Задайте вопрос от одного предложения к другому. Задул суховей, и земля начала сохнуть. Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась.

Основы первого предложения: 1ч.-суховей задул, 2ч- земля начала сохнуть;

Основа второго предложения: 1ч- книга понравилась, 2ч-рекомендовали

Выдвижение гипотезы

В каком предложении между его частями вопрос возможен и почему?

Части первого предложения равноправны. Вопрос задать нельзя. Во втором предложении от одной части к другой можно задать вопрос. Значит, это СПП

Подводящий к теме диалог

Какой вопрос вы зададите во втором предложении от главного предложения к придаточному?

От главного предложения к придаточному задаем вопрос: книга КАКАЯ?

Подводящий к теме диалог

Какие второстепенные члены предложения отвечают на такой вопрос? Образуйте от существительного прилагательное.

На такой вопрос отвечает ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Можно образовать прилагательное ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

Формулировка темы

Итак, над какой темой мы будем работать сегодня?

Что такое определительное предложение. Придаточные предложения определительные.


  • Компьютерные технологии в обучении русскому языку

  • Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.

  • настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.

  • Презентация хороша для анонсирования новой темы.

  • Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки.

  • Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

Далее идет специальная переработка содержания и собственно организация учебного процесса.

Литература

1.О.И. Горбич  Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. « Первое сентября» , 2009, № 17

2. Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3.

3.Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе. Краснодар: Просвещение-Юг, 2012.

4.Рябухина Е.А. Проблема разработки критериев уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе. «Наука и школа», 2008, № 4.

5.Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку: 9-й класс. М.: Материк-Альфа, 2004.

6.Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-метод. пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2017

7.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- М.:Просвещение, 2011.

8.Материалы лекций курса «Совершенствование компетенций учителя русского языка в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС». - М.: Актион МЦЭФР,2019.

9.Монахова Г.А., Монахов Н.В. Новейшие педагогические технологии. – М.:  МАКС Пресс, 2006.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!