СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематических функций

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематических функций»

  Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематических функций   Подготовил: учитель – дефектолог ГУО « Мётченский УПК ДССШ» Буяк Л.В.

Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематических функций

Подготовил:

учитель – дефектолог

ГУО « Мётченский УПК ДССШ»

Буяк Л.В.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он вырабатывается в процессе речевого развития у ребенка. Традиционно в логопедии под термином « фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие; фонематические представления; фонематический анализ;  фонематический синтез .

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он вырабатывается в процессе речевого развития у ребенка.

Традиционно в логопедии под термином

« фонематический слух» обозначают фонематические процессы:

  • фонематическое восприятие;
  • фонематические представления;
  • фонематический анализ;
  • фонематический синтез .
 Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.  Процесс развития фонематического восприятия длительный и сложный, т.к. при восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. 0н слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты .  Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Процесс развития фонематического восприятия длительный и сложный, т.к. при восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. 0н слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты .

Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Рассмотрим некоторые современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематических функций    Проблема обучения детей с нарушением фонематических функций рассматривается исследователями с разных позиций.  Б.М. Гриншпун предлагает строить работу по формированию восприятия звуков речи с учётом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в её задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

Рассмотрим некоторые современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематических функций

Проблема обучения детей с нарушением фонематических функций рассматривается исследователями с разных позиций.

Б.М. Гриншпун предлагает строить работу по формированию восприятия звуков речи с учётом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в её задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие положения: 1. Умение опознавать и различать звуки как осознанные; 2. Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки – фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путём специальной операции они выделяются при анализе; 3 . Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками; 4. Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему; 5. Проговаривание ребёнка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

При этом нужно учитывать следующие положения:

  • 1. Умение опознавать и различать звуки как осознанные;
  • 2. Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки – фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путём специальной операции они выделяются при анализе;
  • 3 . Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками;
  • 4. Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему;
  • 5. Проговаривание ребёнка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.
 В соответствии с программой, разработанной Г.А. Каше, логопедическая работа включает развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется дифференциации звуков.  Предусмотрена следующая последовательность: уточнение артикуляции звуков [у], [а], [и]; анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок; выделение последнего согласного из конца слова (кот, мак); выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк);  анализ и синтез прямого слога типа са.

В соответствии с программой, разработанной Г.А. Каше, логопедическая работа включает развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется дифференциации звуков.

Предусмотрена следующая последовательность:

  • уточнение артикуляции звуков [у], [а], [и];
  • анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок;
  • выделение последнего согласного из конца слова (кот, мак);
  • выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк);
  • анализ и синтез прямого слога типа са.
 Далее основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используются схема. Составляются схемы односложных, двухсложных и трёхсложных слов.  Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляющих соответствующие схемы, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.  Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трёхсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием.

Далее основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используются схема. Составляются схемы односложных, двухсложных и трёхсложных слов.

Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляющих соответствующие схемы, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трёхсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием.

 Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся.  Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся.

Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

 Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов: 1) Узнавание неречевых звуков ; 2)Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;  3) Различение слов, близких по звуковому составу;  4) Дифференциация слогов;  5) Дифференциация фонем; 6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов:

  • 1) Узнавание неречевых звуков ;
  • 2)Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  • 3) Различение слов, близких по звуковому составу;
  • 4) Дифференциация слогов;
  • 5) Дифференциация фонем;
  • 6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.
 Эффективная программа обучения детей, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Они предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. В программе работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.  Процесс обучения делится на три периода. В течении первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков.

Эффективная программа обучения детей, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Они предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. В программе работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

Процесс обучения делится на три периода. В течении первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков.

 Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та – ат, пу- уп –пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.).

Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та – ат, пу- уп –пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.).

 Во втором периоде новым является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, цу-цо и т.д. в это же время учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. в конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.

Во втором периоде новым является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, цу-цо и т.д. в это же время учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. в конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.

 В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги. Выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук); слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) ;  слов типа: стол, стул, шкаф.

В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги. Выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез

  • односложных слов (рак, шум, лук);
  • слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) ;
  • слов типа: стол, стул, шкаф.
 Авторы Л.Ф. Спирова и А.В. Ястребова предлагают проводить работу по устранению фонематического недоразвития речи по двум взаимосвязанным направлениям: 1) коррекция произношения, то есть постановку и уточнение артикуляции звуков; 2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.  На начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углублённой и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы.

Авторы Л.Ф. Спирова и А.В. Ястребова предлагают проводить работу по устранению фонематического недоразвития речи по двум взаимосвязанным направлениям:

  • 1) коррекция произношения, то есть постановку и уточнение артикуляции звуков;
  • 2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.

На начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углублённой и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы.

 Основными задачами логопеда являются:  1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи;  2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано;  3. Постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь;  4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных признаков звуков.  5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку.

Основными задачами логопеда являются:

1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи;

2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано;

3. Постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь;

4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных признаков звуков.

5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку.

 Т.А. Ткаченко предлагает систему работы по развитию фонематического восприятия. Она предлагает задания на узнавание неречевых звуков, развитие речевого внимания, речевого слуха, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять в ряду названных слов похожие по звучанию слова и отличающиеся (по звучанию, по количеству слогов), рифмовать слова, подбирать пропущенные в стихотворении слова. Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего.

Т.А. Ткаченко предлагает систему работы по развитию фонематического восприятия. Она предлагает задания на узнавание неречевых звуков, развитие речевого внимания, речевого слуха, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять в ряду названных слов похожие по звучанию слова и отличающиеся (по звучанию, по количеству слогов), рифмовать слова, подбирать пропущенные в стихотворении слова. Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего.

 Для развития фонематического восприятия В.И. Селиверстов предлагает систему упражнений, включающую задания, направленные на:   1) развитие слухового внимания, 2) развитие речевого слуха, 3) развитие фонематического слуха.  Переход к каждому последующему этапу осуществляется после освоения предыдущего.

Для развития фонематического восприятия В.И. Селиверстов предлагает систему упражнений, включающую задания, направленные на:

  •   1) развитие слухового внимания,
  • 2) развитие речевого слуха,
  • 3) развитие фонематического слуха.

Переход к каждому последующему этапу осуществляется после освоения предыдущего.

 В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи. Предлагаются задания по анализу звуковых рядов из двух, трёх гласных звуков. Затем дети учатся выделять глухой или сонорный согласный в обратных слогах, в словах. Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза строится от выделения ударных гласных к безударным. Предлагаются задания на воспроизведение слоговых рядов с одинаковым гласным или согласным звуком. На практическом уровне у детей формируются представления о гласных и согласных звуках, о звонких, глухих, твёрдых и мягких звуках, о слоге, слове, предложении.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи. Предлагаются задания по анализу звуковых рядов из двух, трёх гласных звуков. Затем дети учатся выделять глухой или сонорный согласный в обратных слогах, в словах. Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза строится от выделения ударных гласных к безударным. Предлагаются задания на воспроизведение слоговых рядов с одинаковым гласным или согласным звуком. На практическом уровне у детей формируются представления о гласных и согласных звуках, о звонких, глухих, твёрдых и мягких звуках, о слоге, слове, предложении.

 Автор Р.А. Кирьянова предлагает свою программу обучения детей , состоящую из трех вариантов методик учебно-воспитательной и коррекционной работы:   1) с детьми высокого уровня развития; 2) с детьми среднего уровня развития; 3) с детьми низкого уровня развития.  Автор рекомендует проводить занятия с детьми по подгруппам в зависимости от уровня их развития. Комплектование подгрупп производится по результатам обследования детей в начале и середине учебного года.

Автор Р.А. Кирьянова предлагает свою программу обучения детей , состоящую из трех вариантов методик учебно-воспитательной и коррекционной работы:  

  • 1) с детьми высокого уровня развития;
  • 2) с детьми среднего уровня развития;
  • 3) с детьми низкого уровня развития.

Автор рекомендует проводить занятия с детьми по подгруппам в зависимости от уровня их развития. Комплектование подгрупп производится по результатам обследования детей в начале и середине учебного года.

 Проблемой развития фонематического восприятия у детей в настоящее время занимаются Н.А. Лукина и И.И. Никкинен. Они выделяют три этапа слухоречевого развития ребёнка: Первый этап - это появление реакции на  неречевой звук  (комплекс оживления): ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками. Второй этап - различение неречевых звуков. Ребенок начинает различать неречевые звуки по их основным характеристикам: по громкости (громкий - тихий); по продолжительности звучания (долгий - короткий); по направлению звука; по высоте (высокий - низкий); по ритму. На третьем этапе ребенок начинает различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости - мягкости, интонации, ритму, направлению звука.

Проблемой развития фонематического восприятия у детей в настоящее время занимаются Н.А. Лукина и И.И. Никкинен. Они выделяют три этапа слухоречевого развития ребёнка:

  • Первый этап - это появление реакции на  неречевой звук  (комплекс оживления): ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками.
  • Второй этап - различение неречевых звуков. Ребенок начинает различать неречевые звуки по их основным характеристикам: по громкости (громкий - тихий); по продолжительности звучания (долгий - короткий); по направлению звука; по высоте (высокий - низкий); по ритму.
  • На третьем этапе ребенок начинает различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости - мягкости, интонации, ритму, направлению звука.
 Таким образом , анализ представленных методик демонстрирует, что все исследователи в коррекционно-логопедической работе показывают важность развития фонематического восприятия у детей. Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.  

Таким образом , анализ представленных методик демонстрирует, что все исследователи в коррекционно-логопедической работе показывают важность развития фонематического восприятия у детей. Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!