ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»
Подготовила
учитель биологии и химии
высшей категории
Лысенко Ольга Александровна
Донецк, 2020
Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроках биологии и химии в контексте внедрения новых Государственных образовательных стандартов
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
(А. Дистервег)
Если мы сегодня будем учить детей
как вчера, мы украдем у них завтра.
( Джон Дьюн)
Современный учитель - творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением.
Наверное, самое важное для успешной работы учителя в условиях введения ГОС – это желание меняться и способность видеть проблемы, а не только их следствия. Сегодня каждый критически мыслящий учитель задается вопросом: а насколько приблизился я в своей педагогической деятельности к «образу современного учителя»? И, конечно же, приходит осознание: необходимо постоянно повышать свою личностную и профессиональную культуру педагога.
Учителю нужно стать современным, конкурентоспособным, востребованным. Как достичь поставленной цели? Как распределить приоритеты в самообразовании? Эти главные вопросы задает нам сегодня время, а найти ответы на них обязан каждый учитель.
Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться; научить жить - учение для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя - учение для совместной жизни. Вот основные приоритеты современного образования во всём мире.
Приоритетной целью современного образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс учения и оценивать полученный результат.
Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И, в первую очередь, в деятельности учителя.
Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Ведь всем известна истина: тот кто, отправляясь в путь, не принял решения, куда он отправляется, будет очень удивлен, придя не туда. Понятно, что, прежде чем на практике включиться в процесс внедрения новых Государственных образовательных стандартов, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний, определить цель образовательной деятельности.
Именно учитель является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации задач, поставленных перед нами учителями, мы должны обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным сегодня считается учитель, который, на достаточно высоком уровне, осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это формирование творческой индивидуальности, восприимчивой к педагогическим инновациям, способной адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Понятие профессиональная компетентность педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда - это и особое мировоззрение человека.
Исходя, из современных требований, в педагогическом коллективе определены основные пути формирования и развитие профессиональной компетентности учителя:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие учителей в педагогических конкурсах;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если мы, педагоги, сами не осознаем необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.
Отсюда следует необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. В нашем МО созданы такие условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Мотивация к развитию профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта, здоровая конкуренция в творческом коллективе, активизируют профессиональное саморазвитие педагога. В результате, развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Учитель должен быть вовлечен и в процесс управления развитием школы, что, в свою очередь, способствует развитию его профессионализма.
Чтобы формировать свою профессиональную компетентность мы должны учиться, чтобы научить чему – то других, мы должны быть способными к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.
В чем же новизна современного урока в условиях внедрения ГОС?
Какие требования предъявляются к современному уроку?
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
На уроках биологии и химии целесообразно активно применять технологии проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Эти технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения. Их применение легко адаптируется к индивидуальным особенностям учащихся, прививает культуру общения, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, самокритичности.
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. В своей работе учителям биологии и химии рационально использовать следующие средства и формы обучения: метапредметный урок, метапредметные задания, метапредметные проблемные ситуации, метапредметные проекты.
Таким образом, учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ГОС не могут быть реализованы.
Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
«Учитель живёт, пока учится» – так считал выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Эти слова сегодня – лучший девиз сознательной самообразовательной деятельности современного учителя. Ведь совершенствование качества обучения и воспитания в школе зависит от уровня подготовки учителя, а от профессионального уровня педагога зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Вот почему уровень профессиональной компетентности должен постоянно расти и, немалую роль, здесь играет самообразование учителя:
формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;
формирование педагогической компетентности в области мотивирования учащихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;
совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;
формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ИКТ;
развитие педагогического мастерства в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных, предметных и метапредметных компетентностей:
вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки;
формирование исследовательской компетентности, как составляющей учебно-познавательной компетентности;
освоение учащимися навыков работы с различными источниками информации.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к нам, учителям. Ведь, чтобы воспитать достойного гражданина, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, мы, педагоги, должны сами быть примером для подражания.
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность учиться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, осуществлять рефлексию по поводу собственной практики и практической деятельности коллег, теоретически осмысливать существующие и формулировать возникающие новые проблемы.
В связи с вышесказанным, хочется отметить, что сегодня особенно актуальны слова В. Сухомлинского: «Ни одной человеческой черточки природа не отшлифовывает, она лишь закладывает, а отшлифовывать приходится нам – родителям, педагогам, обществу». Чтобы быть способным реализовать свою учительскую миссию, учитель просто обязан стремиться быть самым, самым, самым…
Литература
Закон ДНР «Об образовании» (№ 56-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020).
Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОН ДНР от 17.08.2020 г. № 120- НП).
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ МОН ДНР от 17.08.2020 г. № 121- НП).
Гузеев В. Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов., 2006..
Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. Москва. Академия. 2001.
Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность. «Педагогика», №3, 2006.
Педагогический энциклопедический словарь. Москва. « Большая Российская энциклопедия». 2003.
Печерикина Л. Какой учитель нужен нынешним школьникам? «Директор школы»,№ 2, 2007.
Подласый И. П. Педагогика. Москва. Владос. 2002.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.