СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроках биологии и химии в контексте внедрения новых ГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде чем на практике включиться в процесс внедрения новых Государственных образовательных стандартов, учителю необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний, определить цель образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроках биологии и химии в контексте внедрения новых ГОС»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА»






ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ


«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»





Подготовила


учитель биологии и химии

высшей категории

Лысенко Ольга Александровна






Донецк, 2020

Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроках биологии и химии в контексте внедрения новых Государственных образовательных стандартов

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

(А. Дистервег)

Если мы сегодня будем учить детей

как вчера, мы украдем у них завтра.

( Джон Дьюн)

Современный учитель - творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением.

Наверное, самое важное для успешной работы учителя в условиях введения ГОС – это желание меняться и способность  видеть проблемы, а не только их следствия. Сегодня каждый критически мыслящий учитель задается вопросом: а насколько приблизился я в своей педагогической деятельности к «образу современного учителя»? И, конечно же, приходит осознание: необходимо постоянно повышать свою личностную и профессиональную культуру педагога.

Учителю нужно стать современным, конкурентоспособным, востребованным. Как достичь поставленной цели?  Как распределить приоритеты в самообразовании? Эти главные вопросы задает нам сегодня время, а найти ответы на них обязан каждый учитель.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться; научить жить - учение для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя - учение для совместной жизни. Вот основные приоритеты современного образования во всём мире. 

Приоритетной целью современного образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс учения и оценивать полученный результат.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И, в первую очередь, в деятельности учителя.

Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Ведь всем известна истина: тот кто, отправляясь в путь, не принял решения, куда он отправляется, будет очень удивлен, придя не туда. Понятно, что, прежде чем на практике включиться в процесс внедрения новых Государственных образовательных стандартов, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний, определить цель образовательной деятельности.

Именно учитель является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации задач, поставленных перед нами учителями, мы должны обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным сегодня считается учитель, который, на достаточно высоком уровне, осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это формирование творческой индивидуальности, восприимчивой к педагогическим инновациям, способной адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Понятие профессиональная компетентность педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

  Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда - это и особое мировоззрение человека.

Исходя, из современных требований, в педагогическом коллективе определены основные пути формирования и развитие профессиональной компетентности учителя:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие учителей в педагогических конкурсах;

  6. Трансляция собственного педагогического опыта;

  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если мы, педагоги, сами не осознаем необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.

Отсюда следует необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. В нашем МО созданы такие условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Мотивация к развитию профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта, здоровая конкуренция в творческом коллективе, активизируют профессиональное саморазвитие педагога. В результате, развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Учитель должен быть вовлечен и в процесс управления развитием школы, что, в свою очередь, способствует развитию его профессионализма.

Чтобы формировать свою профессиональную компетентность мы должны учиться, чтобы научить чему – то других, мы должны быть способными к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.

В чем же новизна современного урока в условиях внедрения ГОС? 
Какие требования предъявляются к современному уроку?

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, активизирует деятельность учащихся;  вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение; 

- в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.

На уроках биологии и химии целесообразно активно применять технологии проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Эти технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения. Их применение легко адаптируется к индивидуальным особенностям учащихся, прививает культуру общения, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, самокритичности.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. В своей работе учителям биологии и химии рационально использовать следующие средства и формы обучения: метапредметный урок, метапредметные задания, метапредметные проблемные ситуации, метапредметные проекты.

Таким образом, учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ГОС не могут быть реализованы.

Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

«Учитель живёт, пока учится» – так считал выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Эти слова сегодня – лучший девиз сознательной самообразовательной деятельности современного учителя. Ведь совершенствование качества обучения и воспитания в школе зависит от уровня подготовки учителя, а от профессионального уровня педагога зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Вот почему уровень профессиональной компетентности должен постоянно расти и, немалую роль, здесь играет самообразование учителя:

  • формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;

  • формирование педагогической компетентности в области мотивирования учащихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;

  • совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;

  • формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;

  • формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ИКТ;

  • развитие педагогического мастерства в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных, предметных и метапредметных компетентностей:

  • вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки;

  • формирование исследовательской компетентности, как составляющей учебно-познавательной компетентности;

  • освоение учащимися навыков работы с различными источниками информации.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к нам, учителям. Ведь, чтобы воспитать достойного гражданина, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, мы, педагоги, должны сами быть примером для подражания.

Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность учиться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, осуществлять рефлексию по поводу собственной практики и практической деятельности коллег, теоретически осмысливать существующие и формулировать возникающие новые проблемы.

В связи с вышесказанным, хочется отметить, что сегодня особенно актуальны слова В. Сухомлинского: «Ни одной человеческой черточки природа не отшлифовывает, она лишь закладывает, а отшлифовывать приходится нам – родителям, педагогам, обществу». Чтобы быть способным реализовать свою учительскую миссию, учитель просто обязан стремиться быть самым, самым, самым…


Литература

  1. Закон ДНР «Об образовании» (№ 56-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020).

  2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОН ДНР от 17.08.2020 г. № 120- НП).

  3. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ МОН ДНР от 17.08.2020 г. № 121- НП).

  4. Гузеев В. Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов., 2006..

  5. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. Москва. Академия. 2001.

  6. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность. «Педагогика», №3, 2006.

  7. Педагогический энциклопедический словарь. Москва. « Большая Российская энциклопедия». 2003.

  8. Печерикина Л. Какой учитель нужен нынешним школьникам? «Директор школы»,№ 2, 2007.

  9. Подласый И. П. Педагогика. Москва. Владос. 2002.

  10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!