СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные подходы к организации учебной и внеурочной деятельности при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме "Современные подходы к организации учебной и внеурочной деятельности  при реализации предметной области "ОДНКНР"

Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к организации учебной и внеурочной деятельности при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Сторожевская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области
















«Современные подходы к организации учебной и внеурочной деятельности при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».








Подготовила: учитель

Бобровская Татьяна Павловна















-2022 год-


«Современные подходы к организации учебной и внеурочной деятельности при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    «Мы не выбирали ни страну, где

родимся, ни народ, в котором родились,

 ни время, в котором пришлось родиться.

Но, выбираем одно: быть людьми или нелюдями!»
                     Патриарх Павел Сербский.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня становится глобальной. Формирование основ духовно-нравственной культуры – одна из основных задач школы. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, убеждениями, принятыми в семье. В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).

Сегодня Стандарт третьего поколения задает воспитанию статус общенациональной темы, предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного человека. Пути решения глобальных задач во многом определяется выстроенной системой работы в образовательных организациях, широкие возможности открываются при реализации предметной области ОДНКНР, в частности при реализации программы воспитания обучающихся в основной школе.  

     В урочной, внеурочной, внеклассной деятельности происходит знакомство обучающихся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, формирование «ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми. В процессе изучения материала школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.  

В результате формируется:

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

  • знание основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

  • системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

  • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

  • уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

  • знание национальных героев и важнейших событий истории России;

  • знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.

Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Каждодневную жизнь школьников, развитие их отношений необходимо организовывать так, чтобы они основывались на самых высоких нравственных нормах и требованиях.

В разделе 45.8 ФГОС ООО сформулированы предметные результаты освоения программы основного общего образования по ОДНКНР:

«45.8. Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны обеспечивать:

  1. понимание вклада представителей различных народов России в формирования ее цивилизационного наследия;

  2. понимание ценности многообразия культурных укладов народов, Российской Федерации;

  3. поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;

  4. знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;

  5. формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;

  6. осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;

  7. формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации».

Здесь же далее указано:

«Предметные результаты по предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» конкретизируются Организацией с учетом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего региональные, национальные и этнокультурные особенности региона».

Урочная деятельность

При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана. 

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета.

Внешкольная деятельность

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.

Семейное воспитание

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой.

Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий направлено на социализацию школьников путем приобщения к историческим и культурологическим основам российских религий. Дети должны знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного сообщества. 

Такая работа может проводиться:

  • в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла;

  • путем включения в учебный план факультативов или курсов на религиозную тематику;

  • путем организации работы религиоведческих кружков.

Также можно устанавливать связи с религиозными обществами, которые будут проводить просветительские мероприятия, организовывать работу воскресных школ. 

Важным аспектом духовно-нравственного воспитания остаётся богатое культурное наследие христианства.

Президент В.В.Путин отмечал - «трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни». 

В «Основах социальной концепции русской православной церкви» читаем: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре — все это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.»

Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии.   Ведь именно христианская православная  религия  с 988 года традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного  сознания и среды обитания людей, в которой сохранились самые главные этические нормы  и ценности жизни. Христианство учило людей  уважительному отношению каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой  культуры, а  православно-христианские  принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными  возможностями. Именно  на их основе возможно преодоление современного кризиса  культуры и  образования, кризиса  внутреннего мира человека.

История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и  подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный облик, дополняют и расширяют нравственный  опыт человека. Заставляя  понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.

Высоким воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы.  Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях  школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеале. Православная культура содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения.

Православные помощники учителя

Нравственное воспитание не должно быть узким, однобоким, оно предполагает многогранность, широкий спектр направлений и механизмов воздействия на формирование личностных ценностей учащихся. Потому учителю предъявляются высокие требования к его компетентности в сфере духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Учитель оказывает большое влияние на своих воспитанников, но для того, чтобы стать авторитетным и уважаемым человеком для них, ему необходимо быть требовательным, в первую очередь, к себе. Важно постоянно обращать внимание на свой внешний вид, поведение, а главное иметь не иссекаемый внутренний потенциал духовности и нравственности. Открыть такой источник в себе и поддерживать в нем чистоту лично мне, в моей педагогической деятельности помогает чтение и изучение толкования Евангелие, Апостола, Псалтири, творения Святых Отцев и Учителей Церкви, жития святых, посещение церковных служб и т. п.

Слово «образование» происходит от слова «образа» (иконы). Святой покровитель образования преподобный Сергий Радонежский. Будучи великим постником с материнской утробы и неустанным молитвенником, не имел в отрочестве способности к учебе, часто терпел насмешки от братьев и одноклассников, но, имея горячую веру и любовь к Богу, не переставал молиться. Чудо свершилось, Бог даровал просимое. Подробности можно узнать, прочитав житие преподобного Сергия.

Покровителем учащих и учащихся является также святитель Димитрий Ростовский, память которого свершается 4 октября, накануне Всемирного дня Учителя. Это первыйсвятитель прославленный в лике святых в Российской империи. Автор многотомного собрания жития святых, основанных на подлинных исторических сведениях.

Пред иконами Богородицы «Ключ Разумения» (празднование – 15 апреля), «Прибавления ума» (день празднования первое воскресенье после Успенья Пресвятой Богородицы - 28 августа, начало учебного года) прежде всего просят о «прибавлении ума для сердца», а потом знаний и разумения в учебе.

Знакомство с иконами Богородицы «Слово плоть бысть», «Беседная», а так же учителями Словенскими, святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, святителем Иоанном Златоустом, апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, получившим при жизни необыкновенный дар красноречия, помогает сохранять чистоту русского языка и речи, помогает в познании языка любви, объединяющего народы всего мира.

Как учитель математики желаю своим ученикам знать таблицу умножения, как «Отче наш…» и «Отче наш…», как «Дважды два…». Обращение пред иконой Богородицы «Экономисса» содействует рациональному использованию времени, слов, денег, эмоций. Вообще полезно считать от себя, в пользу кого-то, ради Бога и людей, а не к себе и для себя, тогда «Не оскудеет рука дающего». Все цифры и многие числа имеют евангельский смысл, анализируя эти сведения, задания и задачи перестают быть скучными и непонятными.

Как классный руководитель в целях безопасной жизнедеятельности знакомлю своих воспитанников с иконами Божьей Матери «Скоропослушница» и «Целительница», чтобы машина скорой помощи прибыла вовремя и был поставлен верный диагноз;

«Леснинская», «Семистрельная», чтобы сориентироваться на незнакомой местности, в лесной чаще;

«Спасительница утопающих», «Знамение Морская Курская» или «Спасающая на море», если необходима помощь на воде;

«Неопалимая Купина», помогает оперативно скоординировать действия при тушении пожара, избежать опасности во время грозы.

Упрочить исторические знания помогают равноапостольные Ольга, первая христианка на Руси, и внук ее Владимир, креститель Руси, и все святые, угодившие Богу за многовековую историю христианства со времен Ветхого Завета до наших дней.

Направления духовно-нравственного воспитания и православные помощники:

Воспитание патриотизма и гражданственности. Патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства. Важно, чтобы подрастающее поколение имело активную гражданскую позицию личности, было готово к самоотверженному служению своему Отечеству.

Иконы Божией Матери «Донская», «Державная», «Избранной воеводе победительная», «Огневидная», «Воскрешающая Русь»; великомученик Георгий Победоносец – покровитель России, православных воинов; святые благоверные князья Александр Невской и Дмитрий Донской, святые праведные воины Илия Муромец и Федор Ушаков - православные воины-защитники Отечества.

Воспитание трудолюбия. Труд объединяет детей, формируются навыки совместной трудовой деятельности. Чтоб труд приносил пользу Богу, людям и тому, кто трудится, полезно будет обращаюсь за помощью перед иконами Божией Матери: «Неувядаемый цвет» - при работе на цветочной клумбе; «Спорительница хлебов», «Хлебная», апостолу Луке – при работе на пришкольном участке, «Троеручица» - при занятии рукоделием, ручным трудом; святому апостолу Павлу, святителю Василию Великому - при работе в школьной мастерской.

Формирование экологической культуры. Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к природе и окружающему миру. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Духовно наполняют детские души молитвы перед иконам Богородицы «Живоносный источник», «Знамение Курская-Коренная», «Благодатное небо», «Тучная гора», «Муромская», «Леснинская», «Озерянская».

Эстетическое воспитание. Цель эстетического воспитания — научить школьников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей. В формировании эстетического отношения к действительности помогают преподобный Андрей Рублев, молитвы пред иконами Богородицы «Боголюбская», «Неувядаемый цвет», «Неувядаемая Роза» «Благодатное небо», «Живоносный источник».

Учителя, родители и обучающиеся школы являются прихожанами храма Святителя Николая Чудотворца в приспособленном здании. Традиционно ими посещаются молебны на начало учебного года, богослужения, посвященные Рождеству Христову, Богоявлению, Входу Господня в Иерусалим, Пасхе, Святителю Николаю Чудотворцу, Пресвятой Троице, Преображению Господня. 31 августа 2011 года в алтаре освящен престол, потому с этого дня в приходе возобновилась служба Литургии. Важным событием осенью 2013 года стало освящение нового здания школы. Осенью 2016 года на въезде в село Сторожевое поставлен поклонный крест, а в парке крест-заместитель на месте будущего храма.

В школе неоднократно организовывались встречи и беседы обучающихся с отцом Анатолием Волошиным (настоятелем храма Рождества Христова села Большое Солдатское). Традицией стало проведение таких мероприятий, как «Рождественская елка», «Пасхальная радость», а также участие в районных и областных творческих конкурсах «Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо». Обучающиеся принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, цель которых повышение духовности и нравственности.

В библиотеке оформлены выставки:

- «Уголок православной культуры» с православными книгами, поделками и рисунками обучающихся.

- «Неувядаемый цвет чистоты» с иконами Богородицы, святых и книгами о них.

- «Мы перед памятью в долгу» с книгами о Великой Отечественной войне.

- «Не допустить беды» - с целью профилактики вредных привычек.

Ежегодно, в день православной книги 14 марта, обучающиеся школы принимают участие в беседах о душеполезном чтении.

Результатом совместной деятельности учителей, родителей, библиотекаря, учащихся, направленной на развитие духовности, является успешное участие во многих районных и областных конкурсах. Что отмечено многочисленными почетными грамотами за участие и призовые места.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего

Работа с родителями, как и вся работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Важно общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать способы их решения.

Традиционные праздники школы: «День знаний», «Новогодний праздник», «День Матери», «День Семьи», Праздник последнего звонка и другие.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении мы проводим классные часы (в этом учебном году «Разговоры о важном»), конкурсы стихов о войне, рисунков, плакатов, праздники, посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», встречи с ветеранами войны.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

Перед школьной библиотекой стоят задачи воспитания личности и развития духовно-нравственной основы подрастающего поколения через работу с книгой и информацией. Библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание, формирование исторического сознания детей.

Тесное взаимодействие всех участников учебной и воспитательной деятельности способно создать условия для формирования духовно-нравственной, верующей, живущей по Заповедям Божиим, трудолюбивой, образованной, любящей свое Отечество личности, способной успешно решать проблемы социализации в современном обществе.


Литература:

  1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2013

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  3.  Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

  4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Издательский дом «Покров», 2004.

  5. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? - М., 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/212640/.

  2. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/12/11/variativnost-realizatsii-predmetnoy-oblasti-odnknr

  3. https://multiurok.ru/files/dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-v-usloviiakh-s.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!