

«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования» |
Выступление на заседании Р МО учителей иностранных языков учителя английского языка Мастеровой С.А.. |
|
Обзор материала по обобщению педагогического опыта по заявленной теме. Причин снижения эффективности обучения. Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках немецкого языка. |
|
«Использование инновационных технологий в образовательном процессе
для повышения мотивации к предмету и качества образования»
«…Учение – это радость, а не только долг,
учением можно заниматься с увлечением,
а не только по обязанности….»
Важнейшей задачей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь ребёнка, заинтересовать предметом.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов для достижения целей.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Изучение и правильное использование действующих мотивов, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического процесса.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету в каждой школе. В школе, где я преподаю немецкий язык особо остро стоит проблема мотивации изучения этого предмета. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, отношение учащихся меняется к изучению немецкого языка. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.
В связи с этим вопрос о повышении мотивации изучения немецкого языка у учащихся представляется очень актуальным.
Одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, а также повышения мотивации в преподавании немецкого языка является использование новых образовательных технологий, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Если содержание обучения строится как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у школьников отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у них складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические технологии можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний по немецкому языку?
Сегодня в российском образовании произошли как важные позитивные, так и негативные явления, неизбежно связанные с крупными социально-политическими изменениями. Эти явления оказали отрицательное влияние на отношение детей и их родителей на обучение. Поэтому повсеместно мы видим снижение мотивации и интереса к обучению, в том числе и к изучению немецкого языка. Низкий уровень практических умений применения теоретических знаний в нестандартных ситуациях, несформированность у обучающихся потребности самостоятельно добывать знания вызывают большую тревогу. А социальный заказ государства заключается в формировании свободной личности, способной жить, творить в условиях постоянно меняющегося общества и интегрироваться в мировое сообщество. Обществу нужна свободная, образованная, развитая личность.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы.
Современный опыт российской школы имеет широчайший арсенал применения педагогических инноваций. Их эффективность зависит от сложившихся традиций в учебном заведении и способности педагогов воспринимать эти инновации. В связи с этим можно выделить наиболее характерные инновационные технологии:
ИКТ. Информационно-коммуникативные технологии подразумевают интеграцию любых предметов с информатикой. Это ведет к информатизации и развитию сознания учащихся. Такое направление реализуется за счет включения в план предметов, изучающих информатику.
Личностно-ориентированные технологии. Технологии, ставящие в центр школьной системы личность ребенка, обеспечивающие ей комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка.
Информационно-аналитические технологии. Такая методика позволяет объективно и беспристрастно оценить развитие во времени каждого ребенка, класса, школы в целом. Незаменимое средство для подготовки в классных условиях, обеспечивает обобщающий контроль за изучением предметов.
Мониторинг интеллектуального развития. Диагностика и подробный анализ качества знаний каждого ученика при помощи тестов, построения графиков и т.д.
Воспитательные технологии. Неотъемлемый фактор, реализуется за счет участия учеников в дополнительных формах развития личности (например, культурно-массовые мероприятия).
Дидактические технологии. Например, самостоятельная работа, защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных средств, дифференцированные способы обучения и т.д.
Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования.
Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию.
Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: «все, что становится обыденным, мало ценится».
Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:
– проблемное обучение;
– технологию развития «критического мышления»;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).
А так же элементы других инновационных технологий.
– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию «дебаты»;
– интерактивные методы.
При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.
Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть ими мне пришлось получить диплом оператора персонального компьютера, пройти курсы «Интел – обучение для будущего», курсы «Интернет - технологии учителю – предметнику». Преимущества ИКТ:
– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.
Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся.
Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах.
Создают учебные проекты.
Занимаются научно-исследовательской деятельностью.
На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы.
Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.
Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.
Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии «метод проектов» и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности.
Учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов, уроков-аукционов. Для выполнения этой работы учащиеся обращаются за помощью к своим родителям, знакомым, учителям технологии, руководителям кружков и секций, ищут дополнительный материал в различных источниках. Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение, способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в результатах деятельности учащегося.
Используя ИКТ на уроках немецкого языка, я ищу новые подходы и стили к процессу обучения. И так, назову наиболее часто используемые мною элементы ИКТ в учебном процессе: образовательные ресурсы Интернета, CD диски с картинами и иллюстрациями, видео- и аудиотехника, мультимедийные программы, аудиокурсы, светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства ( компьютер) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разные функции: служить опорой для понимания речевой структуры; быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание; проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению.
Использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых, что способствуют интенсификации учебного процесса, и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.. Использование мультимедийных презентаций позволяет наглядно систематизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности в сочетании разнообразной текстовой аудио - и видеонаглядности.
Одним из способов применения информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка - являются компьютерные обучающие программы – мультимедиа упражнения направленные на развитие всех видов речевой деятельности. Положительные результаты качества проведения урока оказывают аудиокурсы, которые помогают закреплять лексические единицы, речевые образцы, грамматические структуры. Планируя цепочку уроков по теме, важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным. Использование ИКТ в учебном процессе и в внеклассной работе повышает информационную культуру учащихся, уменьшает утомляемость, усиливает мотивацию учеников, помогают сделать уроки более яркими и интересными.
На своих уроках я использую такие виды заданий как:
– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
– сочинение от первого лица.
Система работы учителя немецкого языка и ее результативность.
Использование информационных технологий на уроках немецкого языка способствует повышению степени сформированности коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: учащиеся овладели новыми языковыми средствами, увеличили объем используемых лексических единиц; развили учебно-познавательные, информационные компетенции. Они научились делать презентации, используя вставки аудио и видео файлов, картин и фотографий. Кроме того, совместная деятельность усилила чувство ответственности за общее дело. Учащиеся научились принимать другую культуру и толерантно относиться к другим нациям. Знакомство с культурным наследием немецко-говорящих стран и России стало намного доступнее. Это как раз тот случай, когда « лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Благодаря Интернету получен доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас можно показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Сельские школьники редко выезжают на экскурсии за пределы села, фонды крупных музеев нам не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. «Достопримечательности Германии», «Города Германии» , «Система образования Германии» , «Прогулка по Рейну» - вот далеко не полный перечень презентаций, имеющихся в арсенале учителя.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации: весь урок не должен быть «завязан» на презентации; слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке; отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
На уроках целью презентации может быть: актуализация знаний; сопровождение объяснения учителем нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний.
Широкое применение ИКТ на уроках породило стремление самих учащихся к созданию презентаций. Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам «Мой день», «Мой любимец» или «Моя семья» и др.
Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную методику. Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала.
Инновационность опыта вижу в обогащении коммуникативной технологии обучения иноязычной культуре деятельностными приемами (приемами технологии модерации, проектной технологии, элементами информационно-коммуникационных технологий), что значительно повышает уровень мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Именно мотив побуждает человека к деятельности, в деятельности мы добиваемся определенных результатов. При получении желаемых результатов, у нас появляются новые мотивы, которые ведут нас на новый этап развития. В этом и заключается смысл непрерывности образования.
Wer will, der kann! (Volksmund)
Кто хочет, тот может! (народная мудрость)
Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению.
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Э. Асадов
Уч. год | Мероприятия |
2009-2010 | Участие в областном конкурсе по иностранным языкам «Коала» |
2010-2011 | Участие в областном конкурсе по иностранным языкам «Коала» |
2011-2012 | Участие в областном конкурсе по иностранным языкам «Коала». Всероссийская олимпиада по немецкому языку от ООО «Образовательные технологии» 45 минут, 1место – 1 участник |
2012-2013 | Всероссийская дистанционная олимпиада по немецкому языку от проекта InfoUrok.RU. 1 место – 2 участника Дистанционная олимпиада по немецкому языку от проекта Videouroki.net. 1 место – 2 участника . Участие в муниципальном конкурсе учебно - исследовательских и проектных работ «Науки юношей питают» . Муниципальный конкурс по немецкому языку «С чего начинается Родина?» . 1 место – 1 участник. Призер муниципальной олимпиады по немецкому языку. |
2013-2014 | Всероссийская дистанционная олимпиада по немецкому языку. 1 место – 2 участника. |
2014-2015 | Всероссийская дистанционная олимпиада по немецкому языку (Лисенок). 1 место – 3 участника Всероссийская дистанционная олимпиада по немецкому языку. (Молодежное движение). 1 место – 3 участника. |