1.Организационный момент. | - Добрый день, ребята! Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | Приветствуют, проверяют своё рабочее место, настраиваются на работу. | Личностные УУД: -формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее; -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность и готовность к преодолению трудностей; |
2. Актуализация | -Для начала, мы с вами вспомним, какие жанры устного народного творчества вы уже изучали. Я буду читать, а вы называть жанр. - Золотое решето черных домиков полно? -Какой это жанр? -Верно. А отгадать сумеете? -Молодцы. -Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит – выйди вон. -Действительно, это считалка. -Жили-были баран да овца, Поставили они стожок сенца. Не начать ли сказку с конца? Жили-были баран да овца… -Замечательно. Солнышко-ведёрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Красное, покажись! Солнышко, солнце, Выгляни в оконце, Посвети немножко, Дам тебе горошка! -Верно. А кого закликивает автор? -Хорошо. -Ладушки, ладушки. Где были? У бабушки. Чего ели? Кашку. Чего пили? Бражку. Чего на закуску? Хлеба да капустку. Попили, поели, на головку сели. -Да, это действительно прибаутка или небылица. -Вот и вспомнили мы изученные жанры устного народного творчества. -Ребята, какой раздел в учебнике вы сейчас проходите? -Какое произведение проходили на прошлом уроке? -О чём оно? | -Загадка. -Считалка. -Докучная сказка. -Закличка. -Прибаутка. | Личностные УУД: - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные УУД: - нацеливание на успешную деятельность и готовность к преодолению трудностей; |
3. Знакомство с автором и стихотворением | -Сегодня уроке мы с вами познакомимся с такими авторами, как Ирина Пивоварова и ГАйда ЛАгздынь. - Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора Виктора Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина вдруг начала писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах. Только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки». После этого дети уже не выпускали из своих сердец творчество Ирины. Им нравилось все, что она писала: стихи, рассказы, повести. Она, в свою очередь, дарила им свое маленькое волшебство. Самыми известными произведениями Пивоваровой являются «Тройка с минусом», или Происшествие в 5 А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса». В них Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка. -Откройте учебники на странице 60. -Послушайте стихотворение. (Читаю вслух) -Как называются такие истории: прибаутками или небылицами? Зачитайте строки, которые доказывают ваше мнение.
-Зачитайте те строки, где герой-рассказчик подтверждает, что это небылица. -Сейчас мы выразительно прочитаем это стихотворение по цепочке. Каждый будет читать по 4 строчки. -Но для начала, давайте вспомним, что значит «читать выразительно»? Это как? -Действительно, выразительное чтение – это правильная постановка логического ударения, соблюдение пауз, правильный выбор темпа чтения, соблюдение нужной интонации и, конечно, чтение без ошибок. Читают по цепочке -Хорошо. Переверните страницу. Послушайте стихотворение. (Читаю «Мост и сом») -О ком идёт речь в стихотворении? -Где живёт сом? -Как вы думаете, почему автор называет сома учёным? - К какому жанру относится это стихотворение? Это небылица? Прибаутка? Или докучная сказка в стихах? -Верно. А теперь несколько человек прочитает нам выразительно это стихотворение. -Кто хочет прочитать стихотворение «Мост и сом»? Несколько человек читают стихотворение |
Третье и четвёртое четверостишие говорят о том, что это небылица. А все остальные строки- о том, что это прибаутка. Последнее четверостишие.
-О соме. -В речке под мостом.
-Докучная сказка. | Познавательные УУД: - уметь находить и выделять необходимую информацию; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5. Работа с учебником | -Прочитайте слова Кота на странице 63. -Сейчас мы с вами познакомимся с ГАйда ЛАгздынь и её творчеством. -Закончив с отличием Калининский государственный педагогический институт, Гайда более 30 лет преподавала химию и биологию в школе. Творчество стало неотъемлемой частью ее жизни. Стихи печатались на страницах журналов “Дошкольное воспитание”, “ Мурзилка”, “Веселые картинки”. Автор книг для детей: "Веселые песенки" , "Во дворец влетел птенец" , "Играю я!" , "Собрались в кружок подружки" , "Целый день у нас работа" , "Нам светит солнце ласково" , "Послушные зайчата" и другие. -На уроке мы познакомимся с её стихотворением «Утренняя кричалка». Послушайте его. Читаю «Утренняя кричалка» -К кому обращается герой или героиня стихотворения? -Что напоминает тебе это стихотворение? Загадку? Закличку? Скороговорку? (Закличка – это обращение к явлениям природы) -Теперь несколько человек прочитает нам это стихотворение выразительно. Читает несколько человек -Прочитайте диалог Маши и Коты на странице 63 внизу. -Откройте в конце учебника «Музейный Дом». Найдите там 3 разные иллюстрации к народной сказке про репку. -Вы помните сказку «Репка»? Это докучная сказка или сказка-цепочка? - Кто из художников решил напомнить нам, что это сказка- цепочка? -Сколько звеньев она изобразила? -Верно. А какой художник нарисовал историю про репку так, будто это докучная сказка? | -К зорьке, солнцу, лучу, лукошку. -Закличку. -Сказка-цепочка. -Елизавета Бём. -8. -Борис Ермолаев. | Личностные УУД: - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); Регулятивные УУД: - работать по предложенному плану; - отличать верно, выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - уметь находить и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6. Рефлексия
| -Вы молодцы. Наш урок подходит к концу, поэтому подведем итоги урока. -С чьим творчеством вы познакомились на уроке? -Какие стихотворения прочитали? -Повторим ещё раз, какие жанры устного народного творчества вы знаете? -С иллюстрациями каких художников вы столкнулись? Спасибо за урок, до свидания! |
| Личностные УУД: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи. - слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой. - сохранять дружеские отношения и соблюдать правила поведения на уроке. |