СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения»»

« Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения»

« Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения»

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев. Что раскрывает понятие «функциональная грамотность» какие признаки функционально грамотной личности?

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев.

Что раскрывает понятие «функциональная грамотность» какие признаки функционально грамотной личности?

 Функциональная грамотность младшего школьника –это: •  готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; •  возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи; •  способность строить социальные отношения; •  совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Функциональная грамотность младшего школьника –это:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи;

• способность строить социальные отношения;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Педагогические технологии •  проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; •  технология формирования типа правильной читательской деятельности; •  технология проектной деятельности; •  обучение на основе «учебных ситуаций»; •  уровневая дифференциация обучения Информационные и коммуникационные технологии: •  технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Педагогические технологии

• проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

• технология формирования типа правильной читательской деятельности;

• технология проектной деятельности;

• обучение на основе «учебных ситуаций»;

• уровневая дифференциация обучения

Информационные и коммуникационные технологии:

• технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Составляющие функциональной грамотности (модель PISA)

Составляющие функциональной грамотности (модель PISA)

Сущность функциональной грамотности

Сущность функциональной грамотности

Сущность функциональной грамотности Для ученика младших классов

Сущность функциональной грамотности

Для ученика младших классов

Цель:  научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию. Задачи: Формирование внутренней мотивации через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Методы и прием обучения.

Цель: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.

Задачи:

  • Формирование внутренней мотивации через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  • Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

Методы и прием обучения.

Приёмы -Технология проектной деятельности. -Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом. -Уровневая дифференциация обучения -Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)

Приёмы

-Технология проектной деятельности.

-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

-Уровневая дифференциация обучения

-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности Групповая форма работы; Игровая форма работы; Творческие задания; Тестовые задания; Практическая работа; Ролевые и деловые игры; Исследовательская деятельность.

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

  • Групповая форма работы;
  • Игровая форма работы;
  • Творческие задания;
  • Тестовые задания;
  • Практическая работа;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Исследовательская деятельность.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Базовый навык функциональной грамотности:  “ Русский язык” “ Литературное чтение”

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Базовый навык функциональной грамотности:

Русский язык”

Литературное чтение”

 «Математическая грамотность» – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Базовый навык функциональной грамотности:  “ Математика”       «Компьютерная и информационная грамотность» –   это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.

«Математическая грамотность» – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Базовый навык функциональной грамотности:

Математика” 

«Компьютерная и информационная грамотность»  это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественно научно грамотный человек стремится научно объяснять явления; понимать основные особенности  естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. В начальной школе учебный предмет : «Окружающий мир»  Финансовая грамотность. В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественно научно грамотный человек стремится

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности  естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

В начальной школе учебный предмет : «Окружающий мир»

Финансовая грамотность.

В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров.

 Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных и/или эффективных решений;  нового знания; эффектного выражения воображения. Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.

Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:

  • инновационных и/или эффективных решений;
  • нового знания;
  • эффектного выражения воображения.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.

Приемы ,создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу. Погружение в тему, сказку Музыка,  фрагмент  фильма Эпиграф, стихотворение

Приемы ,создающие эмоциональное отношение

к изучаемому материалу.

Погружение

в тему,

сказку

Музыка,

фрагмент

фильма

Эпиграф,

стихотворение

Прием «Отсроченная отгадка»  Изучая тему «Словообразование», читается стихотворение: Чудак-математик в Германии жил. Он булку и масло случайно сложил. Затем результат положил себе в рот. Вот так человек изобрёл бутерброд. Приём

Прием «Отсроченная отгадка»

Изучая тему «Словообразование», читается стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.

Он булку и масло случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например, по теме: «Природные зоны», « Глагол», «Табличное умножение на 8», « Морфемы» и т.д.

Приемы мотивации и постановки темы урока. Удивляй! и Яркое пятно  Ребусы и кроссворды Я возьму тебя с собой

Приемы мотивации и постановки темы урока.

Удивляй! и

Яркое пятно

Ребусы и

кроссворды

Я возьму тебя

с собой

 Ребусы

Ребусы

Приемы изучения нового и закрепления материала Ассоциации Кластер   Хорошо - плохо

Приемы изучения нового и

закрепления материала

Ассоциации

Кластер

Хорошо - плохо

 «Кластер»    И.п. предмет Ср.р. Р.п. Ед.ч.  Ж.р. Имя существительное Д.п. Падежи М.р.  Мн.ч. В.п. Т.п. Кто? Что? П.п. неодушевленное одушевленное

«Кластер»

И.п.

предмет

Ср.р.

Р.п.

Ед.ч.

Ж.р.

Имя существительное

Д.п.

Падежи

М.р.

Мн.ч.

В.п.

Т.п.

Кто?

Что?

П.п.

неодушевленное

одушевленное

Приём «Ассоциации» Цветы - лето. Снег – зима.  Малыши – дети.  Петух – Петя. Ученик – учение. Яблоки-плоды.

Приём «Ассоциации»

  • Цветы - лето.
  • Снег – зима.
  • Малыши – дети.
  • Петух – Петя.
  • Ученик – учение.
  • Яблоки-плоды.
 Приемы активизации мыслительной деятельности . Ложная альтернатива Да -нет Добавь следующее Мои аргументы Поиск информации

Приемы активизации мыслительной деятельности .

Ложная

альтернатива

Да -нет

Добавь следующее

Мои аргументы

Поиск

информации

Ложная альтернатива Кто быстрее летает- собака или мышь? Что растет на осине – шишки или орехи? Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи? Слово «гр…бы

Ложная альтернатива

  • Кто быстрее летает- собака или мышь?
  • Что растет на осине – шишки или орехи?
  • Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи?
  • Слово «гр…бы" - пишется как «гребы" или «грябы"?
  • Столица России – Рязань или Лондон?
  • Сколько будет 17 + 3? 15 или 30 ?

Приём «Да - нет». « Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы: •  Это планета земной группы? (нет) •  Эта планета – гигант? (да) •  Эта планета имеет кольцо? (нет) •  Это самая большая планета? (да)

Приём «Да - нет».

« Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы:

Это планета земной группы? (нет)

Эта планета – гигант? (да)

Эта планета имеет кольцо? (нет)

Это самая большая планета? (да)

Добавь следующее Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику. Например, дети придумывают слова на тему «Учебные вещи» 1.Учебник. 2.Учебник, указка. 3. 2.Учебник, указка, тетрадь и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только несколько слов, в конце года – в 2 раза больше слов.

Добавь следующее

Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику. Например, дети придумывают слова на тему «Учебные вещи» 1.Учебник. 2.Учебник, указка. 3. 2.Учебник, указка, тетрадь и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только несколько слов, в конце года – в 2 раза больше слов.

Мои аргументы  Приём этот для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание. Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька». Задание: - Основной чертой Жульки была её природная деликатность. -Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

Мои аргументы

Приём этот для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.

Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька».

Задание:

- Основной чертой Жульки была её природная деликатность.

-Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

Приёмы актуализации знаний. Фишбоун Игра Живые буквы

Приёмы актуализации знаний.

Фишбоун

Игра

Живые буквы

Фишбоун

Фишбоун

Игра  1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов.  2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов. 1. Терминал. 2. Магазин «Продукты». 3. Аптека. 4. Магазин «Зоотовары». 5. Магазин «Спорттовары». 6. Магазин «Всё для рукоделия».

Игра

1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов.

2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов.

1. Терминал.

2. Магазин «Продукты».

3. Аптека.

4. Магазин «Зоотовары».

5. Магазин «Спорттовары».

6. Магазин «Всё для рукоделия».

Приемы закрепления изученного материала и рефлексии Собери рюкзачок Путаница Синквейн

Приемы закрепления

изученного материала и рефлексии

Собери

рюкзачок

Путаница

Синквейн

Собери рюкзачок  Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. «Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.

Собери рюкзачок

Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. «Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.

Путаница Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:   Больше дела- а руки делают.  Терпение и труд а неученье - тьма   Глаза бояться, меньше слов  Ученье – свет, все перетрут

Путаница

Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:

Больше дела- а руки делают.

Терпение и труд а неученье - тьма

  Глаза бояться, меньше слов

Ученье – свет, все перетрут

Умозаключения   Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.  Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);  Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);  Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);  Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);  Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

Умозаключения

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

 «Синквейн»   Приём универсальный эффективный повышает создаёт усиливает Успех  Русский язык (Один из предметов в школе) Великий, могучий. Учится, преподаётся, развивается. Россия

«Синквейн»

Приём

универсальный

эффективный

повышает

создаёт

усиливает

Успех

Русский язык (Один из предметов в школе)

Великий, могучий.

Учится, преподаётся, развивается.

Россия

Написание творческих работ Создание викторины Приём «Написание творческих работ»  Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Приём «Создание викторины».  После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие). Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две

Написание творческих работ

Создание викторины

Приём «Написание творческих работ»

Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две

 Использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

Использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!