СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные проблемы образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Массовое образование не должно подтверждаться дипломом о высшем образовании. То, что едва ли не все россияне имеют дипломы вузов говорит не о всеобщей грамотности, а о девальвации вузовского диплома. 

Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы образования»

Г.Тюмень

Рагозина Ксения Николаевна

Преподаватель Истории

ЭССЕ


на тему: «Современные проблемы образования»


Сам вопрос представляется мне не совсем корректным. России нужны очень грамотные специалисты, которых в принципе не может быть слишком много. А также образованное население, которое умеет грамотно говорить, имеет общую культуру, т.е. знания в сфере как естественных, так и гуманитарных наук, освоило свою профессию.

Массовое образование не должно подтверждаться дипломом о высшем образовании. То, что едва ли не все россияне имеют дипломы вузов говорит не о всеобщей грамотности, а о девальвации вузовского диплома. Если быть честными, то далеко не все имеют способности, да и желание иметь не то, что высшее. Но и полное среднее образование. Результаты ЕГЭ отчетливо показывают, что стандарты школьного образования завышены, т. е порядка 60% учащихся (по самой оптимистичной оценке) этим стандартам не соответствуют. При этом каким-то путем они, не соответствующие, становятся студентами вузов. Дипломированными специалистами, делающими по 10-20 грамматических ошибок на страницу текста.

Куда идут такие специалисты? Увы, значительная часть – на государственную службу, немалое число в систему образования, медицину. То, что эти специалисты представляют собой социальную опасность очевидно, но мода на массовое высшее образование с неизбежностью ведет к их появлению. В то же время на рабочие места, которые должны обеспечиваться молодежью, получившей массовое образование, приходится приглашать «гастербайтеров», вообще не имеющих образования.

Образование должно быть «многослойным». То есть все умственно здоровые дети должны иметь возможность посещать школу, осваивать навыки чтения, письма, счета, получать общекультурные знания о природе, искусстве и т.п.

Начиная с третьего – четвертого класса следует проводить конкурсные отборы с тем, чтобы в классы подбирались дети с близкими возможностями и интересами. Естественно, что уровень преподавания и глубина знаний будут определяться способностями и наклонностями. То есть необходим комплекс разных по глубине программ и соответственно, разных преподавателей.

Дифференциация в выборе специализации должна начинаться не раньше 9-го класса. Но дифференциация по уровню и глубине знаний должна вестись постоянно. На самый высокий уровень при этом выходят претенденты на элитарное образование.

Безусловно, должна сохраняться возможность перейти с одного уровня качества образования на другой. Механизм такого перехода – возможность сдачи экзамена или нескольких экзаменов, подтверждающих достижение требуемого для данной ступени уровня знаний, умений и навыков (ЗУН).

В целом образование должно находиться в ведении государства, т.е. осуществляться за бюджетный счет. Особенно это относится к системе контроля и определения уровня готовности человека перейти к получению следующего уровня ЗУН. Механизмы контроля, используемые и постепенно совершенствуемые в ходе проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ), вполне могут быть адаптированы и для анализа готовности учащегося к следующей стадии и следующему уровню обучения. Тем самым устраняется и возрастная градация в образовании, но вполне может восстановиться институт второгодничества. Однако при этом будет постоянно фиксироваться истинный уровень ЗУН учащихся и в соответствии с ним большинство сможет выбрать дальнейший образовательный маршрут, а также определяться в сфере своей будущей деятельности. Понятно, что все пути махинаций в ходе контроля, которые и сегодня имеют место при сдаче ЕГЭ, должны быть устранены.

Средства подготовки к переводным экзаменам, как и средства обучения, могут и должны быть самыми разнообразными. Собственно, после получения первичных, обязательных для всех навыков чтения, письма и счета (начальное образование в объеме четырех классов) следует предоставить каждому право самостоятельно (разумеется, с учетом мнения и возможностей семьи) определиться в вопросе о том, где и какие знания следует получить.

В первую очередь необходимо сохранить значительный объем бюджетного образования. Каждый, успешно прошедший аттестацию, должен получить право на годичное бесплатное обучение в соответствии с выявленным уровнем готовности. Однако если аттестация не пройдена, то повторный год обучения, как и повторный экзамен должен проводиться на платной основе.

Обучающийся должен иметь право учиться самостоятельно, например, под руководством родителей, у репетиторов, в частных школах, в школах, созданных корпорациями для своих сотрудников, а также за рубежом и т.п. Оценка того, насколько элитарным является то или иное образовательное учреждение дается путем анализа успешности сдачи экзаменов выпускниками.

Для высшего образования предлагаемая система должна быть усовершенствована. По моему мнению, высшее образование по сути своей должно быть элитарным, обеспечиваться на бюджетной основе. В этом вопросе я согласна с такими специалистами как академик РАН А.М. Новиков, российский ученый Г.К. Ашин, председатель «Движения развитие» Ю. Крупнов, который писал, что нынешнее содержание образования и весь набор образовательных технологий нуждаются в кардинальном изменении. В основе нового содержания должны лежать всеобщие способы и техники мышления и деятельности.

Как видно из приведенных предложений, они не сходны ни с немецкой образовательной системой, опирающейся на самостоятельные университеты, предполагающие выпуск специалистов широкого профиля, ни с англа-саксонской системой, основу которой составляют закрытые колледжи. Ближе всего сформулированные предложения к французской системе (которую рассматривают как одну из лучших в мире). Основные принципы французского образования предусматривают бесплатность/свободу преподавания в рамках государственных/частных учреждений/нейтральность/лаицизм, является обязательным для подрастающего поколения 6-16 лет. Обязательность учебы должна касаться возрастных пределов до 14 – 15 лет, но необходима вариативность образовательных учреждений.

Возвращаясь к высшему образованию как элитарному, я полагаю, что Болонская система с ее бакалаврским уровнем не отвечает такой концепции. Бакалаврское образование следует рассматривать как среднее специальное, массовое, но необязательное, получаемой в учреждениях, подобных техникумам советского периода. Вузы же должны выпускать, действительно, интеллектуальную элиту, подтверждающую свой высокий статус как на входе в данные учебные заведения (сохраним для них название «университет»), так и на выходе. Выпускная работа элиты – это не сегодняшние дипломы – результат компиляции и статистических исследований или проекта, сделанного по прототипу, но, действительно, оригинальная и полностью самостоятельная работа.

Сегодня Россия остро нуждается в большом числе людей с максимально доступным для них образованием. При этом элитой могут быть немногие, специалисты с бакалаврскими дипломами могут быть далеко не все, а есть и немало таких людей, уровень которых не простирается дальше стандарта 5-7 класса. Это не значит, что одни плохие, а другие хорошие. Для каждой категории в нашей стране много важной для общества работы, которая должна обеспечивать вполне приемлемый уровень жизни. И каждый честно работающий достоин уважения.

Предлагаемая система предусматривает выстраивание образовательной пирамиды, на вершине которой – элита, получившая элитарное же образование, но базирующееся на образовании массовом, на доступности и постепенности перехода от низших ступеней к высшим.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!