СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные проблемы образования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы образования»

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АКСИОЛОГИЯ - философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества. Ценности выступают ориентирами деятельности человека.
АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ) - процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы.
ВОСПИТАНИЕ - специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — отношение человека к окружающему миру, существующее в форме преобразования и подчинения его; целенаправленная осмысленная активность, в ходе которой происходит развитие как человека, так и человеческого общества.
ДОКУМЕНТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И (ИЛИ) КВАЛИФИКАЦИИ - документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
ИННОВАЦИЯ - нововведение, комплексный процесс создания распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.
КОМПЕТЕНЦИЯ - это базовая характеристика индивида, которая причинно связана с критериями эффективного и/или успешного действия в профессиональных или жизненных ситуациях.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
КВАЛИФИКАЦИЯ - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций.
МЕТОД - способ построения и обоснования системы знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.
МЕТОДОЛОГИЯ – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - cистема взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения.
МОДЕРНИЗАЦИЯ — I) процесс социальных изменений и реформ в обществе; 2) процесс изменения менее развитого общества («догоняющее развитие»), в ходе которого оно приобретает характеристики, свойственные более развитому обществу, т. е. модернизация в, этом смысле является сознательной установкой государства на проведение качественных преобразований в обществе с учетом опыта передовых стран («догоняющее развитие»).
НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) ОБРАЗОВАНИЯ - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения.
НАУКА - 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности - сумма полученных знаний; 2. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства; 3. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – более или менее фиксируемый период быстрого и существенного продвижения науки в познании природы, общества и самого познания, вызванного появлением новых материальных или интеллектуальных средств исследования, формированием новых методов, новым пониманием предметов исследования, интенсификацией исследовательской работы.
НОРМА – понятие, обозначающее границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства. Конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний.
ОБРАЗОВАНИЕ - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационнопедагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ - образовательные стандарты и требования по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ - оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги).
ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей;
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (подразделяются на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение).
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая на основе федерального государственного образовательного стандарта (образовательных стандарта) основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня в этой образовательной организации с учетом ее вида (категории) и особенностей деятельности.
ПАРАДИГМА - признанные всеми достижения, которые определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи.
ПРАКТИКА (УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) - вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - процесс обучения, направленный на освоение лицами знаний и умений, приобретение опыта деятельности, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (определенного вида трудовой деятельности (профессии)) в сфере технического и обслуживающего труда, который не сопровождается повышением уровня образования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений (независимо от организационно-правовых форм, типов и видов), органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ - строение, состав образования, взаимоотноше-ние и связь его отдельных частей. Основными составляющими образования являются: обучение, воспитание и развитие. Структура образования предполагает рассмотрение образования как системы.
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ) - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной и т. д. Содержание и проблематика философии науки существенным образом зависит от того или иного понимания предмета и задач философии (позитивизм, герменевтика, структурализм, экзистенциализм и т. д.).
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Термин «философия образования» характеризуется смысловой многозначностью, определяемой аспектами исследования, задачами анализа и статусом данной проблемной области, что позволяет выделять:
философию образования как научную педагогику или теорию образования(научно-педагогический аспект);
философию образования как методологию педагогической науки (методолого-педагогический аспект);
философию образования как осмысление процесса образования и его соответствия родовой сущности человека (рефлексивно-философский аспект); философию образования как инструмент анализа педагогической действительности (инструментально-педагогический аспект).
ЦЕННОСТЬ - 1. Понятие, которое характеризует "предельные", безусловные основания человеческого бытия. 2.Значение определенных предметов. явлений. процессов для человека, социальных групп, общества в целом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!