Группы технологий | Название технологии | Характеристика (для кого предназначена) | Литература (гиперссылка) |
Технологии развивающего обучения | Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова 2. Технолгия развивающего обучения Эльконина -Давыдова арифметики, геометрии и логики | Для одаренных детей. 1. Высокий уровень сложности. Учёба должна порождать вопросы, которые ребёнок сможет решить с помощью учителя. 2.Быстрый темп. Леонид Владимирович Занков полагал, что повторение изученного вызывает у детей скуку, поэтому приоритет всегда отдаётся новому материалу. 3. Ориентация на самообучение. В ходе учёбы дети сталкиваются с проблемами, которые должны решать самостоятельно. Учитель может лишь направить их к правильному ответу. 4.Развитие личностных качеств. Помимо интеллектуального развития, система Занкова призвана развивать креативное мышление и силу воли. 5. Индивидуальный подход. Система направлена на развитие индивидуальных особенностей и способностей школьников. 6. Ведущий принцип — обучение от сложного к простому. Учитель не даёт детям готовой информации, а ставит перед ними задачу, которую они должны решить. Дети ищут ответ совместно через обсуждение в классе и наводящие вопросы со стороны учителя. 7. Для формирования у ребёнка целостной картины мира в учебниках Занкова задания выстраиваются на стыке нескольких дисциплин. 1 Например, чтобы решить задачу по математике, могут потребоваться знания Подходит для детей разного уровня обучаемости. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент. Работа идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами. Неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия». В системе Эльконина-Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию. Домашние задания сведены к минимуму. Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома. Такая система обучения развивает у детей инициативность, самостоятельность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить и находить креативные решения, повышает самооценку. | https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologii_razvivayuschego_obucheniya/ |
Технологии личностно-ориентированного обучения | Личностно-ориентированное обучение Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов) | Подходит для детей разного уровня обучаемости.Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, совместная с учителем поисковая деятельность, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, «выращивание» этого способа. Роль учителя – в организации поисковой деятельности «изнутри». Учитель – участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо. Основной формой поисковой деятельности учащихся является диалог , в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализирует пути ее решения. Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создает его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, но и развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определенным предметам). Для детей разного уровня усвоения материала. Обучение в сотрудничестве. Целью является овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Метод проектов. Ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Разноуровневое обучение. Предполагает учёт разных уровней подготовки обучающихся и использование соответствующих методов и средств обучения. «Портфель ученика». Включает в себя классные и домашние работы учащихся в течение определённого периода и позволяет продемонстрировать умение думать самостоятельно, творчески применять полученные знания, давать им собственную оценку. | https://spravochnick.ru/pedagogika/lichnostno-orientirovannaya_tehnologiya_obucheniya/ |
Инклюзивные технологии | Программы экранного доступа Интерактивная доска. | Для слабослышаших. Позволяют увеличивать текст на мониторе, читать его с помощью встроенного синтезатора речи, озвучивать все действия пользователя, вводить и выводить информацию с помощью дисплея Брайля. Для слабослышащих детей. С помощью специального программного обеспечения учитель может работать с учебными материалами прямо на доске, делать примечания, выделять важную информацию, увеличивать текст и картинки. | https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/12/09/pedagogicheskie-tehnologii-inklyuzivnogo |
Здоровьесберегающие технологии | Двигательная активность. Использование оздоровительной силы природы. | Для детей разной физической подготовки. В рамках урока это могут быть физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, дыхательная, профилактическая, пальчиковая) Для детей разной физической подготовки и разных групп здоровья. Прогулки на свежем воздухе (динамические перемены), экскурсии, подвижные игры на свежем воздухе. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/12/12/zdorovesberegayushchie-tehnologii-na-urokah-v |
Информационно-коммуникационные технологии | Технология асинхронного режима связи - offline Дистанционное обучение | Для детей любого уровня усвоения материала. Это традиционное обучение, которое происходит в физическом классе или в любой другой образовательной среде. Помогает улучшить свои навык работы в команде и интерактивные навыки, т.к. приходится работать в одном классе, коммуницируя друг с другом. Для одаренных детей и не имеющих трудностей в обучении и усвоении материала. это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В основе дистанционного обучения лежат самостоятельные занятия ученика по разработанной программе. Отчеты о проделанной работе он периодически отдает на проверку учителю. | https://spravochnick.ru/pedagogika/informacionno-kommunikacionnye_tehnologii/ |
Индивидуализированные технологии | обучение в сотрудничестве метод проектов | Подходит для инклюзивных детей. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода. Для одаренных детей, детей стремящихся к знаниям. идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самос-тоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. | https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/04/04/tehnologiya-individualizatsii https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/04/04/tehnologiya-individualizatsii |
Коллективные (групповые) технологии | Работа в парах сменного состава | Для детей разного уровня усвоения материала. глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме. Важные задачи и понятия требуют разностороннего рассмотрения. Ученик, рассматривая проблему с разных сторон, смотрит на нее и своими глазами и глазами других участников. Происходит обогащение разными техниками мышления, эмоциями. Вовремя обнаруживаются проблемы, происходит коррекция. | https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/03/24/tehnologii-kollektivnogo-obucheniya |
Проективные технологии | Творческие проекты Информационные проекты | . Детей разного уровня усвоения учебного материала. Строятся по известной логике «дизайн - петли»: определение потребности; исследование (дизайн-анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.) Для одаренных детей. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотека, СМИ, Интернет и др.), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами) и презентации (доклад, публикация, размещение в Интернет и др.) | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/03/29/tehnologiya-proektivnogo-obucheniya-dzh-dyui |