Слайд 2
На каждом этапе развития определенный вид деятельности приобретает доминирующее значение в жизни и в формировании психических особенностей.
Так, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Игра создает зону ближайшего развития, и сама выступает источником развития. Л.С. Выготский отмечал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие». Поэтому игра может по праву считаться наиболее эффективным способом развития ребенка.
Слайд 3
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:
- цель обучения ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
- в воспитательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит обучающую задачу в игровую;
- успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
Слайд 4
Игра способствует развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения: развитию памяти, внимания, наблюдательности; обогащает словарь; способствует воспитанию у детей умения играть вместе.
Слайд 5
Игра – источник развития творческого воображения и общей креативности ребенка. Игра не подчиняется какой-либо программе, строгому правилу или плану. Даже если это игра по правилам, в ней все равно остается элемент случайности, а выигрыш заранее неизбежен. Такая спонтанная импровизация стимулирует творческую активность детей, позволяет им самовыражаться, становится источником новых решений и замыслов.
Кроме того, игры позволяют индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизиологических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. В играх, особенно коллективных, формируются качества личности детей. Они учатся учитывать интересы других детей, развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер. В возрасте 3–5 лет игра – главная и фактически единственная форма проявления детской инициативности и самостоятельности. Самостоятельно организуя игровой процесс, ребенок получает возможность увидеть и почувствовать результаты своей активности, воплощение своего замысла, что имеет неоценимое значение при становлении самосознания и самоотношения.
Слайд 6
Е.Н. Касаткина были выделены и обоснованы ряд дидактических принципов:
1.Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности. Необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась под предметный материал, а не материал – под ситуацию.
2. Принцип адекватности используемого предметного содержания. Игровая деятельность с обучающим материалом должна быть построена таким образом, чтобы помочь детям выявить и осознать существенные свойства и качества изучаемого материала.
3.Принцип интерактивности предполагает, что полноценные знания и умения формируются только в самостоятельной деятельности. Поэтому при организации игровых образовательных технологий необходимо каждому ребенку обеспечить возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом.
Условия организации игровой деятельности, направленной на обучение и развитие дошкольников, в детском саду:
1.Открытость образовательной программы игра обладает мощным развивающим потенциалом, образовательная дошкольная программа должна предусматривать специальное время для игровой деятельности и возможность содержательного и свободного общения детей.
2.Адекватная предметно-пространственная среда предполагает трансформируемость и гибкость пространства, возможность использования различных предметов для самостоятельного создания игровой ситуации. 3.Игровая компетентность взрослого-воспитателя является базовой составляющей квалификации педагога дошкольного образования. Прежде всего, игровая компетентность – это наличие креативности и развитого воображения у воспитателя, умение по-новому увидеть привычную ситуацию, придумать сюжет, придать знакомым вещам новое значение, способность преодолевать сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог должен не только уметь играть, но и заражать детей своими эмоциями. Для этого он должен быть открытым, артистичным, обладать эмоциональной выразительностью и, что особенно важно – серьезным отношением к игровой ситуации.
4. Тактичность и чуткость со стороны воспитателя. Воспитатель должен быть в игре и непосредственным участником действия, и в то же время удерживать общий замысле и план игры. Поддержка игры предполагает не директивное, а косвенное руководство. Авторитарная, дидактическая позиция взрослого, так и полное отстранение от игры детей недопустимы.
Слайд 7
Игра – уникальное явление детства и ее роль в обучении и воспитании ребенка, его развитии и становлении личности неоспорима. Игра оказывает значительное влияние на процесс социализации, становления самосознания, развитие коммуникативных и познавательных способностей, самостоятельность, инициативность, творчество.