СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии развития личности и формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности учащихся

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О cовременных технологиях развития личности и формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии развития личности и формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности учащихся»

Современные технологии развития личности и формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности учащихся

Медведчук Л.Б.

МБОУ СОШ №81

Учитель немецкого языка

[email protected]

С введением ФГОС в моей работе мало что изменилось. Я и до этого работала по тем же принципам. Только ФГОС привело в систему все мои действия. Чему я весьма рада. В умных статьях в Интернете я нашла подтверждение своим мыслям.

Лет 18 назад я повезла впервые группу учеников нашей школы в Германию, где они пытались на практике применить те знания, которые я им пыталась втолковать на уроке. (Кстати, из них 8 связали свою жизнь с языком, закончив факультет РГФ в ВГУ или факультет иностранных языков в ВГПУ). Пересмотрев свои взгляды и концепцию своей деятельности после приезда, я начала смотреть на преподавание немецкого языка с целью преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью. Необходимо включить обучающихся в учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность в качестве активных субъектов, сформировать способы деятельности в различных жизненных ситуациях. Короче говоря, привести учащихся к практическому применению знаний. А это и есть главная задача стандартов 2 поколения. В ФГОС говорится, что «главным критерием успешности  является освоение учебных предметов – не «знания» в чистом виде, а способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач   на основе системы знаний и представлений, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений».

В своей деятельности я и раньше побуждала учащихся к самостоятельной работе по добыче знаний. Учащийся сейчас имеет большую возможность из разных источников самостоятельно получить сведения, от Интернета до собственного опыта или опыта родителей. Поэтому при планировании урока учитель должен предусмотреть возможные варианты заданий, чтобы вовремя направить деятельность учащегося, спланировать применение разных приемов. Все это требует от учителя развития профессиональных компетенций и личных качеств: личное обаяние, авторитет, уважительное, доброжелательное отношение к ученику, умение поддержать его успех, оригинальность поведения и суждения, умение привлечь к работе, умение понимать ученика, входить в положение, терпение, такт и многое другое. При удачном сочетании опыта педагога, его профессионального мастерства и личных качеств можно добиться поставленного результата при решении задач ФГОС.

В документе, которому мы должны следовать (ФГОС), очень много говорится о том, что надо чередовать урочную и внеклассную деятельность.

Каждому учителю немецкого языка известно, что дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения; воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий. Иначе говоря, при проведении внеклассной деятельности формируются все те межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые учащиеся затем используют в учебной, познавательной и социальной практике.

Наиболее эффективным направлением в моей работе, считаю, проведение внеклассных мероприятий по изучению страноведения с применение ИКТ.

Интерес к изучению страноведения в нашей школе стабилен. Появился он вместе с применением ИКТ на моем предмете. Элективный курс, который мне дает возможность время от времени вести в 8, 9 классах, активно посещается учащимися. Изучение страноведения предоставляет детям возможность расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся стран изучаемого языка (Германия, Австрия, Швейцария), особенностей культуры народа – носителей немецкого языка; лучше осознать явления современной действительности путем сравнительного исследования их в различных странах; развивать умения представлять как свою страну, так и страны изучаемого языка; совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе общения с носителями языка, проявлять толерантность к явлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка, что способствует формированию социокультурной компетентности учащихся.

У нас нет проблемы, как заставить детей заниматься во внеурочное время, а потом еще и выступать. Они делают это с большим удовольствием. Изучая нравы и обычаи немецкоговорящих стран, мы проводили такие мероприятия: «Празднование Рождества в Германии», «Пасхальный заяц приглашает», «День святого Николауса», «Пасха в Германии и России. Общность и различия», «День святого Валентина», «Важные праздники Германии», «Немецкие художники», «Немецкие композиторы», «Падение Берлинской стены». Ежегодно, во время декадника иностранного языка учащиеся с удовольствием выступают на галла-концертах на немецком языке. Как видно из тематики подготовку и проведение мероприятий невозможно без ИКТ и Интернета. Использование компьютера в подготовительном процессе при поиске музыки, слов, текста, выполнение презентаций, монтаж видеофильмов и т.д. способствует развитию познавательного интереса, активизирует речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать поставленные задачи.

Мы приглашаем в школу иностранных граждан, говорящих на немецком языке. К таким встречам дети тщательно готовятся: разучивают песни, танцы, готовят презентации чтобы «удивить», гостей своей эрудицией. Но самое интересное, на мой взгляд, происходит в неформальной обстановке, за чашкой чая, когда дети, преодолев языковую боязнь, начинают действительно общаться, пусть они делают ошибки, это нормально, но коммуникация имеет место: их понимают, и они тоже.

Учащиеся нашей школы успешно выступают на научной конференции «Языки строят мосты», проводимой ВГПУ и ежегодно являются победителями в различных номинациях. Темы их выступлений на немецком языке: «Придонской – моя малая Родина», «Замки Баварского короля», «Русский след в истории городов Баден-Бадена, Ваймара, Дрездена». «Петр 1 в Германии». «Переход Суворова через Альпы». Для выступления учащихся работает творческая группа: пишется видеофильм, создается презентация, ведется поиск информации в Интернете. Хорошо владеющие языком и умело пользующиеся компьютерными технологиями учащиеся представляют коллективную работу на конференции.

С большим интересом и активностью учащиеся участвуют во всероссийском конкурсе «Золотое руно», главная задача которого – поиск и отбор информации в сети Интернет. Многие учащиеся становятся победителями.

Полагаю, путем проведения внеклассных мероприятий и занятий кружка или электива мы решаем одну из задач ФГОС «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания».

В школе я руковожу кружком «Киностудия 81 Континент», где дети учатся создавать видеофильмы. Учащиеся приобретают необходимые навыки, сочетающие в себе как техническое развитие (работа с различными программами профессионального компьютерного монтажа, а именно: Adobe Premiere Pro, Adobe After Effect, Pinnacle Studio, EDIOS, Windows Movie Maker и др.), так и эстетическое (продолжение работы над развитием творческого мышления, привитие четкого ощущения гармонии и композиции). Учащиеся часто занимают призовые места на фестивале школьных и студенческих СМИ «Репортёр», на конкурсе видеороликов ежегодного фестиваля «Неделя информатики» при ВГПУ, на открытом городском конкурсе медиа проектов «Волшебный город». На просторах Youtube просматривают наши видеоролики на немецком языке. Одним из ведущих преимуществ применения ИКТ в школе - является содействие индивидуализации обучения, позволяющее ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

К сожалению, время, отведенное на изучение социокультурных реалий в школе, крайне ограничено. Использование ИКТ позволяет интенсифицировать уроки страноведения .

Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. И даже если дальнейшая жизнь выпускника не будет связана с иностранным языком, пользование Интернетом и компьютером становится необходимым условием для дальнейшего его обучения и развития. А знание культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка расширит его кругозор и подготовит учеников к творческой, активной жизни.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3.УМК И.Л.Бим со 2 по 11 класс Просвещение, Москва, 2017г.

4.Адреса некоторых видеофильмов, созданных учащимися кружка «Киностудия 81 Континент»:

https://www.youtube.com/watch?v=uPylYC2Bj5I&t=32s

https://www.youtube.com/watch?v=V-PuHDuO8uI&t=45s

https://www.youtube.com/watch?v=7LcR3UP4FpA&t=2s

https://www.youtube.com/watch?v=tlahJ9uYA50

https://www.youtube.com/watch?v=b9rVXBaFWxg&t=7s

https://www.youtube.com/watch?v=pyuYI3T2Ccc&t=58s

https://www.youtube.com/watch?v=BznfrMUQkUQ

hhttp://www.youtube.com/watch?v=b9rVXBaFWxg ttp://www.youtube.com/watch?v=ZZ8wExQaIg4








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!