СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии в преподавании предметов гуманитарно-эстетического цикла

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в методтческой подготовке учиетля.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в преподавании предметов гуманитарно-эстетического цикла»

Современные технологии в преподавании предметов гуманитарно-эстетического цикла


Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области «Искусство». Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс «Мировая художественная культура», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.

Особенно актуален этот курс для подростков. Сегодня переосмысливаются идеи развития творческой личности, в том числе в подростковом возрасте, преодоления отчужденности подростка от педагогического процесса, гуманизации и демократизации педагогических взаимоотношений, подростка и учителя, оптимизации деятельности последнего. В центре современного образовательного процесса находятся взаимосвязи между видами и явлениями искусства, его проблемами, теориями, в контексте целостного гуманитарного знания.

Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы. Ее реализация призвана помочь подростку ответить на вопросы: - как устанавливались теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи в разных цивилизациях, как связаны между собой литература, музыка, изобразительное искусство, как обусловлены они жизнью эпохи и общими закономерностями развития культуры в данный исторический отрезок времени, как передают духовные ценности от поколения к поколению, чтобы помочь человеку понять окружающий мир?

Применение интегративного принципа открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством.

Одной из первых задач в изучении МХК является раскрытие перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей художественно-образного языка искусства. Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания МХК как предмета эстетического цикла. Главным в методике становится развитие способности восприятия, понимания языка искусства, его роли в жизни людей, воспитание читателя, зрителя, слушателя, обогащение его духовного мира в процессе общения с прекрасным.

В помощь педагогической науке выступает медиаобразование как направление, которое и занимается проблемами образования и воспитания при помощи средствмедиа, т.е. средств массовой коммуникации.

Шариков: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как например, математика, физика, география и т.п.»

Спецификой содержания преподавания мировой художественнойкультуры является передача учащимся опыта художественной деятельности человека, воспитание эстетической культуры и развитие образного мышления как необходимых личностных качеств.

В процессе формирования эстетической культуры личности предполагается организация трех видов деятельности учащихся:

непосредственное знакомство с художественными произведениями;

приобретение необходимых искусствоведческих знаний;

собственная художественно-творческая деятельность.

При этом в качестве основных образовательных задач выдвигаются:

развитие эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности и художественного вкуса;

совершенствование эстетического образования школьников в целом.

При этом Включение личности в творческий процесс проходит в три основных этапа:

формирование мировоззренческой позиции;

положительной «Я - концепции»;

осуществление субъектных отношений (становление человека как субъекта своей жизнедеятельности, как творческой личности.)

Здесь особую роль играют Интегрированные уроки искусствакоторые открывают возможности для решения ряда специфических проблем. Важнейшими из них следует считать, во-первых, обеспечение условий для постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками учебной информации; во-вторых, создание предпосылок для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.

Обе указанные проблемы являются междисциплинарными и могут быть успешно решены только при объединении усилий и четкой координации работы всех учителей, осуществляющих развивающее обучение в VI-IX классах. Необходимыми условиями перехода к индивидуальным формам учебной деятельности являются: формирование эффективных способов работы с различными источниками учебной информации (текст, формула, график, карта и т.п.), а также изменение форм организации учебного процесса. Для этого нам потребуется определить несколько последовательных стадий. Первой из них в конце решения учебной задачи перед учащимися ставится специальная цель: попытаться зафиксировать способы, последовательность и результаты проделанной работы в знаковой форме (в виде модели, таблицы, словесного описания и т. п.). Если на предшествующей стадии происходило свертывание установленных способов действия в знаковую модель, то теперь она развертывается в новые для учащихся способы действия, позволяющие решить сформулированную учебную задачу. Такая работа предполагает существенную перестройку форм организации учебного процесса.

Следовательно, концепция преподавания предмета базируется не только на формировании определенных знаний в области истории художественной культуры, но и в формировании умений и навыков общения с шедеврами мирового искусства, «прочтения» их, в развитии его художественного вкуса, понимания закономерностей развития искусства и культуры, развития ассоциативных и интегративных связей между различными искусствами в процессе их становления и развития.

Наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.

Особо можно выделить проведение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в интегрированном курсе, которая может принимать форму реферативной работы или при более глубоком и широком подходе (в том числе и коллективном) форму проекта. Работа начинается с выбора темы и поиска материала по интересующему вопросу. В качестве источников информации могут быть книги, журналы, энциклопедии, газеты, а так же электронные источники (CD диски, электронные энциклопедии, Интернет). Под руководством учителя разрабатывается план и основное содержание работы. Когда структура и содержание реферата (или проекта) разработаны, возникает вопрос выбора формы защиты или представления его.

Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством преподавателя информационных технологий.

При работе над презентацией решается несколько вопросов:

дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;

акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

систематизация материала;

использование и создание иллюстрированного материала;

создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, создавая таким образом свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей.

Возможно использование современных технологий при публичной защите работы. В этом случае мы имеем дело с современной формой проведения урока. Каждый учащийся имеет возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, рассказать о своей работе, отстаивать свою точку зрения, вовлекая в дискуссию остальных учеников и других слушателей, так как выступление имеет яркий, привлекающий внимание характер.

Важнейшими условиями организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства и информационных технологий, являются следующие:

- Интегрированный характер учебных тем и проблематики уроков и рефераты;

-сотворческий характер интегрированной деятельности учителя и учащихся на уроке, предполагающий активизацию проблемно -поисковой деятельности обеих сторон, совместное и взаимосвязанное решение любой учебной проблемы, в том числе медиа средствами (например, на специальном уроке «Реферативный час»проводится реферирование под руководством учителя самостоятельно найденной учащимися литературы и иллюстраций исторического, искусствоведческого и культурологического характера, способствующей подготовке рефератов по индивидуальным темам, разработка их тезисов в жанремедиапрезентации, а также процедура защиты);

- постоянное расширение культурологического контекста в процессе интегрированного освоения искусства и медиаобразования, что позволяет рассматривать его как ценнейшее духовное наследие, тесно взаимосвязанное по «линиям времени» со всеми сторонами человеческой жизнедеятельности в ее творческом практическом воплощении;

- углубление практико-ориентированного характера деятельности учащихся на уроках искусства, закрепляющей интегрированное теоретическое его освоение, духовное постижение, в том числе с использованием средств и форм информационных технологий, театрализованной технологии «погружения в эпоху», «вхождения в картину», «урок в городе-музее» и др.

Таким образом, средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.



Методика использования инновационных технологий в преподавании курса МХК


Предмет «мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в классах универсального обучения. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в классах художественно-эстетического профиля.

Для обязательного изучения мировой художественной культуры на базовом уровне отводится 70 часов в Х и ХI классах - по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры отводится 204 часа в Х и ХI классах - по 102 часа, из расчета 3 учебный час в неделю.

Мировую художественную культуру ведут учителя при соответствующем повышении квалификации.

В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 г. опубликован Федеральный перечень учебников, «рекомендованных» и «допущенных» МОиН РФ на 2010-2011 учебный год.

В соответствии с данным приказом изменен статус некоторых учебников по МХК. Из «допущенных» они стали «рекомендованными»:

.Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11классы);

.Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11 классы);

Таким образом, теперь существуют 5 завершенных линий учебников «рекомендованных»

.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень)

.Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый и профильный уровни)

.Рапацкая Л.А. Русская художественная культура (профильный уровень)

.Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11классы);

.Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11 классы);

Издательство «Академия», традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает перспективную линию учебников Л. Г. Емохоновой по мировой художественной культуре для средней (полной) школы (базовый уровень). Кроме учебников для 10 и 11 класса, в комплект входят методические пособие, рабочие тетради и компакт-диски с иллюстрациями и музыкальными записями. УМК успешно прошёл апробацию во многих школах области и получил положительный отзыв учителей и методистов. В 2010-2011 уч. г. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин совместно с издательством планируется семинар для учителей МХК.

Учебно-методический комплект Л. А. Рапацкой для 10-11 классов, вышедший в издательстве «ВЛАДОС», рекомендуется для использования на базовом и профильном уровне, по русской художественной культуре - на профильном уровне, а также в качестве дополнительной литературы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий

В федеральный перечень учебников 2010 года вошли обновленные учебники Г. И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.

Издательство «Просвещение» разрабатывает линию учебников Ю. А. Солодовникова 10-11 классов базового уровня. Учебно-методический комплекс, включающий программу для 6-11 классов, пособия для учителей и методистов, учебники и хрестоматии, рекомендуется к использованию в качестве дополнительного материала к занятиям в 10 и 11 классах.


Реализация метапредметного подхода в преподавании МХК

В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе.

Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством докт. психол. наук Ю.В.Громыко начиная с 1990 г. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, в нём выступают культурные техники и способы мышления и деятельности

Что является результатом метапредметного обучения? Версия ответа на этот вопрос, которая даётся в ФГОС, - универсальные учебные действия.

Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Метапредметные технологии

В практике мною используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

2. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков в курсе МХК.

Проектная деятельность по мировой художественной культуре является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся.

Результативным проектом по МХК является тот, в котором учащиеся понимают, как объект изучения (художественный образ или произведение) отражает эпоху, исторические и нравственные искания конкретного времени.

В учебной деятельности для создания проекта мы выбираем темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы.

Собственный опыт педагогической деятельности показывает, что проекты по МХК, как правило, долговременные.

Как правило, проектную деятельность осуществляют учащиеся одной возрастной группы, т.е. класса.

3. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных умений.

Интегрированные уроки - это не новация, они известны каждому учителю. На мой взгляд, учитель должен в своей работе пользоваться теми методами, выбирать те формы, которые ближе и интересны именно ему, те, что будут способствовать лучшему усвоению учащимися материала.

Поэтому, работая над темой интеграции материала в обучении МХК, я стараюсь не повторяться, а развиваться в этом направлении.

В своей практике я часто провожу интегрированные уроки одной образовательной области: литература - история, литература - МХК; вместе с тем мы с учителями других предметов проводим бинарные уроки: МХК - литература - биология, МХК - литература - история, МХК - русский язык - музыка - совместно с учителями выше названных предметов.

Нереально проводить большое количество таких интегрированных уроков, однако там, где возможно (в год 4-5 уроков) можно провести эффективно, соединив близкие темы или сопроводив урок видеоматериалами, музыкой и т. п.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

4. Синхронизированный курс МХК, литературы и истории

Возможен интегрировано-синхронизированный курс преподавания истории, литературы и МХК, который позволяет учащимся увидеть целостную картину мира на основе изучения социальных процессов и восприятия произведений искусства. Это помогает им проследить взаимодействие всех сфер жизни общества.

Такая интеграция увеличивает информативную емкость урока и позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении ИЗО и истории.

Данный курс помогает формировать позитивную мотивацию обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, снижать перенапряжение и утомляемость.

Таким образом, целью работы в рамках интегрировано - синхронизированного курса является формирование ключевых компетенций на основе творческого осмысления духовного опыта человечества.

На интегрировано-синхронизированных уроках мы поняли, что этот подход помогает воспитывать интерес к образовательному процессу. Во время разработки интегрированных уроков информация делится на блоки для подачи её, какие знания уже даны, или будут даваться на другом уроке, экономя время и объем информации для нового материала

При составлении тематического планирования согласуются темы, изучаемый материал, сроки проведения уроков, что позволяет не только экономить время, но, самое главное - достичь высоких результатов в усвоении учебной программы. Во избежание дублирования материала четко обговариваются все понятия и темы, связанные с культурой стран, изучаемых на уроках истории или ИЗО.

5. Интерактивная методика.

Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

Осмысление полученного опыта.

Обобщение (рефлексия).

Применение на практике.

Огромным подспорьем в этом нелегком деле становится использование лекций-визуализаций.

Лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения в новый раздел, тему.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (мультимедийный проектор, ПК). Чтение лекции превращается в развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов.

К этой работе привлекаются и школьники, у которых в связи с этим формируются соответствующие умения, развивается высокий уровень активности, воспитывается личностное отношение к содержанию обучения. Школьники эту работу могут выполнять как в классе, дополняя лекцию учителя, так и дома, создавая свою небольшую лекцию-визуализацию.

Изучение дисциплины в целом завершается коллективным творческим делом - театрализованным представлением «Эпоха», где учащиеся демонстрируют полученные теоретические знания, практические умения исследования вопроса (проблемы), организации работы в коллективе, творческий потенциал. Группа учащихся выбирает эпоху, культуру которой должны представить в мини-спектакле. Обязательным условием является использование достижений эпохи из разных областей жизни (научной, нравственной, художественной и т.д.). Форма театрализованное представление, конечно, требует костюмы и декорации, которые также должны соответствовать эпохе. Подготовка таких представлений - процесс трудоёмкий и для преподавателя, и для учащихся, но «искусство требует жертв».

5. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании мировой художественной культуры.

Сегодня в нашу жизнь прочно вошло понятие компьютерные технологии. Использование «компьютерных технологий» на уроках МХК необходимо. Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся - становится актуальным на каждом уроке. На изучение МХК отводится ограниченное количество часов - 35 (1 час в неделю), а стандарты никто не менял.

Применение компьютера может быть самым разнообразным, преследовать различные цели (заочные экскурсии по местам, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, балетов, спектаклей; прослушивание мастеров художественного слова, музыкальное сопровождение урока и.т.д.). Использование компьютеров позволяет реализовывать задачи обучающие, развивающие и эстетические на более высоком эмоциональном зрительном уровне.

Должны быть созданы необходимые условия: развивающаяся материально-техническая база (видео- и аудиоаппаратура, цифровые фотоаппараты, компьютеры, оборудование для использования звукового сопровождения, мультимедийный экран, мультимедиапроектор, сканер и т.д.).

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий - весьма интересное и творческое дело. Интерес к представленным таким образом материалам и эффективность восприятия предлагаемой ими информации намного превосходят возможности любых традиционных наглядных пособий.

Современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.

Современные требования к уроку ставят перед учителем много новых задач, одна из которых - научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет. Проблема же состоит в том, каким образом воспользоваться ресурсами сети Интернет непосредственно в ходе образовательного процесса.

Все используемые источники могут быть поделены на три части:

. информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы в качестве формы урока (Интернет-урок);

. информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы при подготовке к уроку;

. информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы во внеурочной деятельности.

В основу такого деления ресурсов сети Интернет был взят принцип расположения информации на сайте (информация располагается на одной веб-странице или на нескольких) и качество содержания информации (не перегружено сложными искусствоведческими терминами, именами, датами).

Ресурсы сети Интернет используются в качестве музея. Можно совершить виртуальные экскурсии по всем музеям мира на сайте #"justify"Кроме этого, можно составить список сайтов, которыми ученики могут воспользоваться на уроках. Например, можно воспользоваться такими ресурсами, как Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (#"justify"Компьютерные мультимедийные энциклопедии (например, «Шедевры музыки», «Шедевры архитектуры», «Энциклопедия кино», «Искусство Японии», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Эрмитаж:Искусство Западной Европы», «5555 шедевров мировой живописи», «5000 шедевров гравюры», «5000 шедевров рисунка» и др.) помогают изучать как отдельные виды искусства, стили, направления, эпохи, так и творчество выдающихся мастеров прошлого и настоящего, оказавших огромное влияние на формирование идей мировой художественной культуры. Помимо этого, энциклопедии можно использовать как источник высококачественных изображений, аудио- и видеофрагментов в художественно-творческой деятельности преподавателей и учащихся.

Эти учебные электронные издания обладают широким спектром возможностей применения в учебном процессе.

Неоценимым помощником при изучении данных мифологий может стать сайт «Виртуальная мифологическая энциклопедия». Сайт содержит минимальные тексты, достаточные для раскрытия поставленных учителем целей, поэтому может использоваться непосредственно на уроках и при первичном знакомстве с мифологией, и на повторительно-обобщающих уроках. Например, после вступительного слова учителя об общих чертах египетской мифологии, может быть организована работа с одноименным разделом, где учащимся предстоит самостоятельно познакомиться с основными древнеегипетскими богами, выступить с устным сообщением по тому материалу, который они изучали. Данная работа может быть организована как индивидуально, так и группами, тогда уже можно включить в работу несколько разделов сайта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!