Современные возможности интернет-ресурсов для учителя физики
Выступающий:
Капин Артем Витальевич, учитель МОУ СОШ №19 г.Раменское
Информационный электронный образовательный ресурс – совокупность данных в электронном виде, реализующая возможности средств информационных и коммуникационных технологий, содержащая информацию, предназначенную для осуществления всесторонней педагогической деятельности.
В помощь педагогам и детям создаются
ЭОРы, размещенные в сети Интернет, на CD дисках.
Учебные объекты представлены с помощью:
- текста,
- графиков,
- фотографий,
- видео,
- звука,
- анимации.
Классификация ЭОР по цели создания
• педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;
• культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса.
Классификация ЭОР по природе основной информации
• текстографические ресурсы, самые простые ЭОР – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, что допускает посимвольную обработку;
• ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента - содержащие цифровое представление звуковой или видео информации в форме, допускающей ее прослушивание или просматривание ;
Классификация ЭОР по природе основной информации
• мультимедиа - самые мощные и интересные для образования продукты. Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
• открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС). Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru/ http://eor.edu.ru/
Причины использования ИКТ на уроках физики
объективные
субъективные
- Целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием
- Многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас
Ежегодно от 15 до 25%
выпускников выбирают ЕГЭ по физике, что предполагает освоение знаний по предмету
на профильном уровне
Применение ЭОР по уровням деятельности:
Уровень деятельности
Примеры действий учителя
Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов. Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов.
Пассивный
Примеры действий об уча ю щихся
Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов. Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя.
Деятельностный
Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ. Организация тестирования.
Выполнение лабораторных работ. Выполнение тестовых заданий и решение задач.
Творческий
Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде.
Самостоятельное исследование. Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного.
Направления использования ЭОР:
• для демонстраций различных физических процессов - анимации, компьютерные модели;
• для организации индивидуального интерактивного обучения учащихся;
• для проведения компьютерных лабораторных работ с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторных работ;
• для проведения контроля знаний учащихся с использованием компьютерных тестов.
Как можно использовать ЭОР на уроках физики и во внеурочной деятельности?
1. Использование компьютерных моделей на уроках физики:
- исследовательские задания;
- творческие, проблемные задания;
- задачи с недостающими данными;
- компьютерные эксперименты;
- расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой;
- экспериментальные задачи.
Как можно использовать ЭОР на уроках физики и во внеурочной деятельности?
2. Использование компьютерной измерительной лаборатории.
3. Цифровые образовательные ресурсы.
- «Образовательная коллекция. Открытая физика 1.1»
- «Физика 7 – 11 классы: практикум.
(Учебное электронное издание)»
- «Физика 7 – 11 классы (Электронная библиотека наглядных пособий.)»
- «Физика в школе» (7 дисков).
- «Физика. Подготовка к ЕГЭ (Обучающие курсы TeachPro)»
Как можно использовать ЭОР на уроках физики и во внеурочной деятельности?
4. Использование Интернет – ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- http://www.ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»).
- http://fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»).
- http://www.physics.ru/ (Открытая физика. Физикон).
- http://physics.nad.ru/ (Физика в анимациях).
- http://www.uroki.net (Все для учителя).
- http://www.ege.ru (Сервер информационной поддержки ЕГЭ).
- http://class-fizika.narod.ru/ (Классная физика).
Как можно использовать ЭОР на уроках физики и во внеурочной деятельности?
5. Проектная деятельность учащихся. Позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат.
6. Дистанционное обучение.
- появляется возможность заниматься в удобное для себя время;
- обучаемый может осваивать данный курс одновременно с основным обучением
- дает равные возможности получения разнообразного образования вне ограничений места проживания,
состояния здоровья и других особенностей.
7. Работа на сайте «Система электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий школьников Курганской области» 8. Подготовка к ЕГЭ и ГИА http://phys.reshuege.ru/ , http://ege.yandex.ru/physics/
Интерактивные лабораторные работы
в курсе физики 7-11 классов
Компьютерный эксперимент
Активно-деятельностные формы обучения
Дистанционное образование
Самостоятельная работа учащихся
Преимущества интерактивных лабораторных работ по физике
Наглядность
Вариативность параметров
Выделение главного в явлении
Возможность повторения эксперимента
Возможность самостоятельной работы
КОМПОНЕНТЫ
Основу учебного комплекса составляют три компонента:
- Модули – лабораторные работы.
- Рабочие листы учащегося.
- Тестовые задания.
Тестовые задания
Модули – лабораторные работы
Рабочие листы
Модули – лабораторные работы.
КОМПОНЕНТЫ («Открытая физика»)
Основным типом ресурса ИИСС «Интерактивные лабораторные работы» является комплексный модуль – лабораторная работа , представляющий собой интерактивный модуль с анимацией. Интерактивность модуля заключается в возможности смены параметров эксперимента пользователем. В зависимости от заданных параметров модуль отрабатывает анимацию и расчёты. В состав ряда модулей входит, как составная часть, ресурс интерактивный график .
Рабочие листы учащегося.
КОМПОНЕНТЫ
Практика внедрения в учебный процесс элементов компьютерного эксперимента показала эффективность работы с рабочими листами учащегося, обеспечивающими заданную траекторию учебной деятельности ученика на уроке. При этом в ходе урока проводится промежуточное подведение итогов исследовательской деятельности ученика с целью коррекции процесса.
Тестовые задания.
КОМПОНЕНТЫ
Третьей функциональной частью ресурса являются базовые вопросы и задачи по разделам физики, к которым относятся предлагаемые модели.
Вопросы и задачи могут представляться учащемуся в виде тестовых заданий как отдельно, так и одновременно с проведением компьютерного эксперимента.
Дополнительные материалы.
КОМПОНЕНТЫ
В качестве дополнительных материалов для учителей предоставлены примеры поурочного и календарного планирования, учитывающего специфику построения учебного процесса с учетом использования компьютерных лабораторий, а также методические рекомендации по планированию и проведению уроков с использованием интерактивных моделей, разработке и применению рабочих листов учащегося.
Периодическая печать.
Некоторые газеты и журналы выкладывают в сети полные публикации вместе с иллюстрациями.
- Журнал «Квант» - www.kvant.info.
- Журнал «Знание – сила» - www.znanie-sila.ru .
- Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru/
- Газета «Физика» - http://fiz.1september.ru/
Общие сайты по физике
- «Активная физика» - http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ - программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов.
Сайты для использования учителем физики и обучающимися:
- «Коллекция образовательных ресурсов для школы» - http://school-collection.edu.ru/. На сайте содержится множество материалов для проведения уроков, также анимации и иллюстрации.
- Сайт заслуженного учителя Елькина - http://elkin52.narod.ru/poxod.htm . На сайте содержится много информации для внеклассной работы, элективных курсов.
- "Классная физика" - http://class-fizika.narod.ru/ . Физика для малышей. Астрономия и космонавтика. Физика погодных явлений. Камера - обскура – знакомая и незнакомая. Достижения науки и техники.
Сайт для преподавателей и обучающихся
- http://www.fizika.ru/ - Клуб для учителей физики,
обучающихся 7-9 классов и их родителей.
Учебники . Проверялки . Рассуждалки . Тестилки . Задачники . Вычислялки . Лабораторки .
ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ
- http://fizzzika.narod.ru/
- Задачи по физике с решениями
- Коротко о главном...
- Таблицы физических величин
Информационные технологии в преподавании физики
http://ifilip.narod.ru/
- Уроки физики: - мультимедийные сценарии уроков;
- компьютерная лаборатория Philip Harris;
- цифровая лаборатория "Архимед";
- проверка знаний на уроке.
- Внеурочная деятельность: - творческие задания;
- домашние лабораторные работы;
- ученические конференции;
- проектная деятельность.
- проекты видеоанализа.
Физика вокруг нас
http://physics03.narod.ru/
Разделы:
- Физика в литературе;
- Опыты. Фокусы. Самоделки
- Сто тысяч почему?
- Статьи, доклады, интересные факты
- Физика как развлечение
- Приборы
- Анимация
Классная физика для любознательных
http://class-fizika.narod.ru/vu7.htm
- Видео уроки по физике для 7-9 классов (диафильмы)
- Мультимедиа 7-11 классы
- Тесты для учащихся 7 – 11 классов
- ЦОР для 7 – 11 классов
- Викторины
Портал готовых презентаций
- http://prezentacii.com/po-fizike /
- https://www.uchportal.ru/dir/4-1-0-3253
Видео-демонстрации по физике
- http://soksvet.ucoz.ru/index/video_demonstracii_po_fizike/0-106
- http://www.chirshsosh-rcheb.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=8196&hry=./92797/148451 (сайт Тимофеевой С.Л.)
Решу ЕГЭ. Решу ОГЭ.
- https://ege.sdamgia.ru/
- https://oge.sdamgia.ru/
«Учи.ру» — это отечественная интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по основным предметам школьной программы, которая является системой адаптивного образования, полностью соответствующая ФГОС.
Интерактивный курс онлайн-платформы «УЧИ.РУ» позволяет учителю:
- формировать у учащихся учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию;
- контролировать процесс освоения учебного материала;
- оценивать достижения учащихся;
- дистанционно обучать учащихся;
- корректировать знания и самообучение;
- использовать интерактивные задания на разных этапах урока, во внеурочной деятельности.
Интерактивный курс онлайн-платформы «УЧИ.РУ» позволяет ученику:
- оценивать свои достижения;
- повышать уровень своего интеллектуального развития;
- достигать планируемых результатов;
- работать в комфортном для себя режиме.
Обучение в игровой форме на Учи.ру —
это отличный способ сделать уроки еще более яркими, используя планшеты, компьютеры или интерактивную доску в классе.
Участие в марафонах:
- марафон «Волшебная осень»
- марафон «Эра роботов»
- марафон «Новогодняя сказка»
- марафон «Зимнее приключение»
- марафон «Подвиги викингов»
- марафон «Весеннее пробуждение»
- марафон «Соня в стране знаний»
- марафон «Супергонка»
- марафон «Поход за знаниями»
Сервисы для дистанционного обучения:
- Онлайн-уроки - готовые видео-уроки, на которых учитель разбирает сложные темы.
- «Виртуальный класс» - это сервис, в котором учитель может провести урок- онлайн.
- «Задания от учителя» - ученики закрепляют знания, решая карточки, а результаты проверяются автоматически.
- «Проверка знаний» - сервис, который позволяет создавать проверочные работы по русскому языку и математике из готовых подборок заданий.
1 место в регионе
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея, до лабораторного эксперимента, и тут же проверить собственные знания, умения, навыки. Домашнее задание становится полноценным, оно в корне отличается от традиционного.
Вывод :
создание и использование ЭОР , образовательных платформ на уроках и во внеклассной
работе помогает об уча ю щимся :
- преодолеть трудности в обучении,
- создает благоприятные условия для более тесного
и результативного взаимодействия в учебном процессе,
- позволяет чувствовать себя уютно в новом формате образования,
- продвигает учеников в их общем развитии,
- показывает возможность использования ИКТ для
самообразования, мотивируя их на самостоятельную
и исследовательскую деятельность.
Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению
качества, развитию навыков и умений, необходимых в
современном мире.
А значит, даёт нашим детям возможность стать более
успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке
труда в будущем.
СПАСИБО
за внимание
С уважением, Артем Витальевич Капин