СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок истории в контексте реализации технологии ИСУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе учитель делает акцент на технологии Индивидуального стиля учебной деятельности ребенка (ИСУД), которая успешно используется для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ, картотек учебных заданий, развивающих различные УУД в соответствии с требованиями ФГОС. Также педагог делится положительным опытом внеурочной деятельности с учащимися, позволяющей активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить их мотивацию к изучению и пониманию истории.

 

In this work, the teacher focuses on the technology of Individual style of educational activity of the child (ISEA), which has been successfully used for differentiation and individualization of the learning process, design and implementation of individual educational programs, records of learning activities that develop different skills in accordance with the requirements of the Federal government (state) standards. Also, the teacher shares positive experience extracurricular activities with the students, allowing to stir up informative activity of pupils, arouse their motivation to the study and understanding of history.

 

Просмотр содержимого документа
«Современный урок истории в контексте реализации технологии ИСУД»

Современный урок истории в контексте реализации технологии ИСУД

------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---

Кузьмина Анастасия Викторовна,

учитель истории, высшая квалификационная категория,

Почетный работник общего образования РФ,

Частное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Олимп-Плюс», г. Москва



1. Краткая аннотация работы:

В данной работе учитель делает акцент на технологии Индивидуального стиля учебной деятельности ребенка (ИСУД), которая успешно используется для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ, картотек учебных заданий, развивающих различные УУД в соответствии с требованиями ФГОС. Также педагог делится положительным опытом внеурочной деятельности с учащимися, позволяющей активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить их мотивацию к изучению и пониманию истории.


In this work, the teacher focuses on the technology of Individual style of educational activity of the child (ISEA), which has been successfully used for differentiation and individualization of the learning process, design and implementation of individual educational programs, records of learning activities that develop different skills in accordance with the requirements of the Federal government (state) standards. Also, the teacher shares positive experience extracurricular activities with the students, allowing to stir up informative activity of pupils, arouse their motivation to the study and understanding of history.



О. Васильева неоднократно в своих выступлениях подчеркивала, что «никакого "натаскивания" на ЕГЭ быть не должно. Если человек знает предмет, школьная программа пройдена, страха перед ЕГЭ быть не должно». И тут возникают следующие вопросы: как сделать так, чтобы знал? Как сделать так, чтобы знал без ущерба для здоровья? Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, ученые выделяют дидактогенную организацию образовательного процесса, вызывающую угнетенное настроение, страх, фрустрацию основных участников образовательных отношений.

Такая организация связана со слабым использованием или незнанием технологий, помогающих каждому учащемуся приобрести опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни.

Индивидуализация обучения – это не обучение в формате «один учитель – один ученик», индивидуализация обучения это обеспечение конкретных условий для достижения учебного успеха каждым обучающимся.

Осуществить целенаправленную индивидуальную помощь конкретному ученику и в классно-урочной системе, и в групповой работе, и в урочной и внеурочной деятельности помогает технология Индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД, автор Галеева Н.Л.)

Технология индивидуального стиля учебной деятельности (далее ИСУД) требует от учителя знать и уметь диагностировать следующие параметры учебного успеха ученика: уровень обученности (что уже знает), уровень обучаемости ( что умеет, какими УУД уже владеет), особенности психофизиологии ребенка (уровень развития внимания/ памяти, модальность, функциональное доминирование полушарий мозга), а также уровень мотивационно-потребностной и эмоционально-волевых сфер.

В условиях классно-урочной системы выполнить такую диагностику для всех учащихся способен далеко не каждый учитель, но выявить отстающих детей и оказать им адресную помощь – вполне реализуемая задача. Вспомним девиз благотворительного фонда «Вера»: «Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь». И здесь перед учителем встает вопрос свободы и ответственности в выборе веры или отказе от нее. Веры в успешность и уникальность каждого ребенка. Фраза «Блажен, кто верует…» может трактоваться двояко. С одной стороны, мы произносим ее по отношению к людям, которым проще жить, не анализируя, не вникая в суть проблемы. В евангельском смысле фраза трактуется по-другому. Дело в том, что люди постоянно требовали от Иисуса знамений и чудес, то есть доказательств его Мессии. Поэтому однажды он поставил посреди толпы на возвышенность малое дитя и сказал, обратившись к окружающим, что если не будете, как дети - не войдете в Царство Отца. А кто же более открыт искреннему доверию, нежели дети?

Интерес и доверие являются основополагающими факторами в мотивации и эмоционально-волевом настрое ребенка на учебу. Без фактора «хочу» не откроется портфель ресурсов ученика ( его «знаю», «могу», «умею»). Чтобы урок был современным и динамичным, учитель должен знать, кого мы учим (ребенка как представителя поколения «Z», ребенка как индивидуальность с набором определенных психо-физиологических характеристик, ребенка как личность, обладающую определенным социальным опытом).

Я прекрасно понимаю, что современным инструментом образовательной деятельности должен быть смартфон (планшет); что уроки должны быть интерактивными и практикоориентированными; что для оказания адресной помощи ученику нужно заходить в его «ближайшую зону развития» (сильным детям давать больше самостоятельных заданий, испытывающим затруднения – подбирать посильные задания для создания ситуации «успеха» и оказывать помощь при выполнении развивающих заданий).

Я также понимаю, что испытывать трудности в обучении истории могут дети, которые имеют противоположный моему профиль интеллекта (так как мои объяснения могут быть им не понятны); с доминированием правового полушария; имеющие большие пробелы в знаниях.

Поэтому урок объяснения материала лучше превратить в урок открытия нового знания каждым ребенком. Для этого в своем арсенале я должна иметь огромное количество форм и приемов учебной работы, систематизированных по тем же основаниям, что и матрица внутренних ресурсов учебного успеха ученика.

В нижеследующей таблице представлен дидактических минимум для создания эффективной обучающей среды с учетом параметров Индивидуального стиля учебной деятельности учащегося (ИСУД).








Таблица 1. Дидактический минимум эффективной образовательной среды


Параметры ИСУД

Дидактический минимум учителя/формы педагогического воздействия

Обученность

Наличие КИМов с обязательной ( на «3») и дополнительной частями

Обучаемость

Наличие заданий для самостоятельной, в т.ч. домашней работы разного уровня сложностей (папки-кейсы);

Наличие управленческих папок с памятками на каждом ученическом столе ( как писать эссе, как составлять план, как вести дебаты, как подготовить спич, как работать в группе, как провести сравнение и т.д.)


Внимание

Краткосрочное непроизвольное и произвольное: яркие плакаты, видеофрагменты, медиастредства (свежие газеты, журналы)

Послепроизвольное внимание: игры «Мемори», «Таймленд», видеофрагменты с предварительным заданием; презентации, построенные по принципу проблемно-диалогического обучения (технология Мельниковой Е.Л.)

Память

Наличие дидактических карточек:

- по датам/событиям,

- по терминам/определениям;

- портреты правителей ( расставь по хронологии, сопоставь с историческим событием, датой и т.д.)


Модальность

Материалы для задействования всех каналов восприятия информации: презентации/видео + схемы +объяснение


Мотивация и воля


Уют в классе, правильная рассадка и организация учебной деятельности учащихся с учетов следующих уровней:

Базовый (эмоциональный): предоставлять свободный выбор заданий; предлагать чаще учебно-познавательные игры

Познавательный: опора на жизненный опыт, предъявление заданий на смекалку, творческие задания

Социальный: предлагать командные формы работы, взаимопроверку, рецензирование

Духовный: предлагать больше самостоятельных заданий




Чтобы выработать наиболее эффективную модель построения урока для конкретного класса, необходимо провести педагогическую диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха учащихся, испытывающих трудности в обучении (внимания, памяти, общеучебных умений, мотивации, модальности, доминирующего полушария). После чего выбрать для них комфортные формы и виды заданий для этапов уяснения и окончательной диагностики предметных знаний) и развивающие формы заданий (для этапа отработки и обобщения ЗУН). Выполнение развивающих форм заданий требует поддержки и помощи со стороны учителя.




Таблица 2. Параметры реализации ИСУД для правополушарных/ левополушарных детей



Параметры для реализации ИСУД

Правополушарные

Левополушарные

Условия, необходимые для возникновения стабильной мотивации

Образы

Связь информации с реальностью

Творческие задания

Эксперименты

Музыкальный фон

Речевой музыкальный ритм

Детали

Технологии

Неоднократное повторение учебного материала

Линейное изложение информации

Тишина

Особенности памяти

Наглядно-образная

Словесно-логическая

Особенности переработки информации

Быстрая, мгновенная

Последовательная, медленная (требуют неоднократного повторения)

Методы проверки

Устный вопрос

Вопросы развернутого типа

Решение задач

Выбор готового варианта из нескольких

Формы, приемы обучения

Сочинения

Нахождение взаимосвязи

Выявление сходства

Обобщение

Чтение схем и таблиц

Инсценировки, работа с картинами, фильмами


Анализ текста

Применение правил

Выявление различий

Логическое дробление текстов

Составление схем и таблиц

Задание на поиск ошибок


Наиболее «трудными» учащимися для меня как учителя истории с вербально-лингвистическим профилем интеллекта являются правополушарные дети, с ведущим кинестетическим каналом восприятия информации, моторно-двигательным и музыкально-ритмическим профилем интеллекта ( из семи возможных профилей интеллекта «по Гарднеру»). Таким детям для поддержания чувства успеха мне лучшие давать следующие типы заданий:

1. Сравнить современную карту Российского государства с картой изучаемой эпохи

2. Собрать карту из элементов, используя предложенный контур/то же самое без контура

3. Собрать таблицу по аналогии, а потом по памяти

4. Просмотр видеофрагмента с вопросами До просмотра

5. Просмотр видеофрагмента с составлением собственных вопросов повторяющего, уточняющего и открытого типов

6. Составить цифровой диктант для одноклассников ( с объяснением причины отрицательных ответов)

7. Дойти до 8 уровня по определенной теме в игре «Castle Quiz»

8. Составить по карте-схеме рассказ о событии под определенный музыкальный ритм

9. Расставить портреты правителей в нужном порядке

10. Привести карточки в соответствие друг с другом ( найди пару)

11. Сгруппировать карточки по определенным критериям

12. Проинсценировать исторический анекдот, дать комментарий ( почему появился, какие политические/общественные проблемы времени поднимает)

13. Придумать, записать и разыграть сценку встречи и короткого разговора двух представителей одной социальной группы или двух представителей разных социальных групп


Для развития других профилей интеллекта следует предлагать ученику задания на выбор. При этом учитель ни в коем случае не ставит плохую оценку в случае невыполнения/плохого выполнения задания, учитель дает комментированную (качественную) оценку.


Таблица 3. Взаимосвязь профиля интеллекта и типа заданий, его развивающих


Тип (направление развития)
интеллекта



За что отвечает



Чем развивается

1. Вербально-лингвистический

За развитие устной и письменной речи, грамотность, поэтический дар, сочинительство и… ЮМОР

Любой работой с устным и письменным текстом, сочинениями


2. Логико-математический

Индуктивные и дедуктивные умозаключения, оперирование абстрактными символами, числами, раскрытие закономерностей, причинно - следственных связей, соотношения частей и целого


Заданиями на смекалку, занимательными задачами, логическими играми и головоломками; софизмами и парадоксами


3.Визуально-пространственный


Образное мышление, творческое воображение


Рисованием, лепкой, моделированием в пространстве; заданиями на активное воображение; мысленными экспериментами; использованием наглядных средств



4. Моторно- двигательный


Творческое выражение эмоций, силы, красоты, с использованием пластики мышц и тела в целом; любые материализованные действия, в которых участвуют руки



Ролевыми играми, драматизацией, танцами, физкультурой, спортом; развитием любых языков тела; развитием моторики рук трудовыми навыками


5. Музыкально – ритмический


Способность к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувство звука и тональности, развитие музыкального слуха


Пением, музицированием, разучиванием ритмических памяток; природными звуками


6. Межличностный

Развитие коммуникативных способностей, умение работать в команде, общаться с аудиторией, способность к ЭМПАТИИ (сопереживанию)

Работой в команде, взаимообучением, созданием ситуаций взаимопомощи

7. Внутри-личностный

Способность к самоанализу на уровне чувств, эмоций; развитая интуиция; анализ реальности, активная рефлексия; СИСТЕМНОЕ восприятие объектов и явлений; Способность к МЕТАПОЗНАНИЮ

Все приемы развития навыков саморегуляции, самоконтроля, самооценки; целенаправленное развитие навыков системного мышления; развитием интуиции


Очень важным этапом каждого урока я считаю подведение итогов (рефлексию).

Для этого ученики должны выбрать и продолжить любую фразу (при фронтальном опросе) или три фразы (при письменном) из предложенных ниже:


  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что …

  8. я приобрел…


  1. я научился…

  2. у меня получилось…

  3. я смог…

  4. я попробую…

  5. меня удивило…

  6. урок дал мне для жизни…

  7. мне захотелось…




Любимой формой изучения истории для моих учащихся являются выезды в музеи и на экскурсии. Наиболее эффективной формой такой работы считаю «День погружения».

Так например, начиная изучать историю России в XX веке, я люблю вывезти учащихся 9/11 классов вместо уроков на целый день по следующему маршруту:

«ВДНХ – Исторический парк «Моя Россия» - галерея Ильи Глазунова».

Часть детей заранее готовят интересные факты о ВДНХ для проведения экскурсии по пути к павильону 56 (Исторический парк «Моя история»).

В историческом парке ребятам предлагается выполнить три вида заданий на выбор: взять аудиогида и обобщить знания в виде тезисов; выполнить практикум, предложенный учителем (см. Пример Практикума в Приложении 1).; самим составить задания по выставке (уточняющего, повторяющего и открытого типа).

Очень хорошо, когда ребята, выбравшие задание, подготовленное учителем, объединяются в пары. Их профили интеллекта и модальность не совпадают, значит, они прекрасно будут друг друга дополнять и помогут друг другу в выполнении заданий.

Переезжая на станцию м. Кропоткинская ( где находится галерея Ильи Глазунова), ребята узнают о первой линии метро, а также о судьбе Храма Христа Спасителя ( рассказывает сам учитель или специально подготовленные дети).

В галерее заказываю тематическую экскурсию «История глазами художника». Прекрасное завершение учебного дня – познание истории средствами искусства. Согласитесь, что такая форма организации учебной деятельности учащихся задействует все каналы восприятия информации.

Огромным ресурсом для активизации познавательной деятельности учащихся (особенно правополушарных с моторно-двигательным профилем интеллекта) являются Предметные недели, в ходе которых проводятся различные квесты и конкурсы. Моим любимым мероприятием на Неделе истории является конкурс «Ожившие картины». За несколько дней до проведения конкурса каждый класс (или группа учащихся) вытягивает или получает свою картину. Это могут быть: «Клятва Горациев», «Мать партизана», «Утро на Куликовом поле», Приезд Н.И. Пирогова в Москву» и др.

В ходе презентации своей картины участникам необходимо за 5-7 минут раскрыть содержание картины, ее замысел, особенности исторического периода, деятельности исторического персонажа и т.д.

Критерии оценки выступления команд (классов):

  1. Композиционная точность в изображении картины

  2. Эстетика внешнего вида выступающих

  3. Качество смыслового содержания комментариев к «ожившей картине» (от лица героев, ведущего, самого художника и т.д.)

    1. Глубина

    2. Оригинальность

    3. Артистизм

    4. Речевое мастерство

  4. Соблюдение регламента выступления.


В практике своей работы я использую огромное количество технологий. Каждый год ко мне приходят новые ученики:, то, что получалось с одними детьми – не всегда проходит с другими. Технология ИСУД стала для меня скорее философией, общим знаменателем под всеми остальными технологиями. Она позволяет учителю реализовать не только дидактический, но и управленческий потенциал любых образовательных ресурсов, обеспечивает преодоление и предупреждение стрессовых ситуаций, эффективность и результативность инноваций.








Список использованных источников и литературы

1. Галеева Н.Л. Образовательная технология ИСУД. Реализуем требования ФГОС и профессионального стандарта педагога. – М.: 5 за знания, 2017.

2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2013

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М., 2012

4. Шабанова П.Е. Учет и развитие различных направлений «профиля интеллекта» в предметном обучении. Электронный ресурс. Адрес: http://psihdocs.ru/uchet-i-razvitie-razlichnih-napravlenij-profilya-intellekta-v.html









































Приложение 1. Пример заданий для самостоятельной работы учащихся, посещающих экспозицию «Моя Россия: 1900-1945 гг.» в Историческом парке на ВДНХ

I зал. Россия накануне Первой мировой войны.

    1. XX век для России – как и для всего мира – стал не только временем грандиозных возможностей, но и эпохой величайших испытаний. Используя материалы одного из стендов зала, перечислите основные вызовы времени для общества помимо мировой войны и нового искусства.

II зал. Россия в Первой мировой войне.

2.2.О чем говорит стенд «Никто не хотел воевать?»

2.2.Что находится в середине второго зала, каково его символическое значение?

2.3. Перечислите четыре империи, прекратившие свое существование после Первой мировой войны.

III зал. 1917 год.

3.1. Обратите внимание на цитату великого князя Александра Михайловича. Она говорит о подлинных творцах и исполнителях переворота в России. Кто они?

IV зал. Гражданская война

4.1. Подойдите к стенду «От первого лица». Прочитайте подборку фраз В.И. Ленина. Какие выводы можно сделать из этих высказываний?

4.2. Перечислите даты, причины и основные итоги гражданской войны.

V зал. Двадцатые годы.

5.1. Найдите афишный стенд и заполните пропуски в стихотворении:

Скоро будет Рождество -

______ праздник ________ ,

Связан испокон веков

С ним обычай ______________

VI зал. Исповедники и новомученики земли русской.

Чему посвящен данный зал? Почему новомученики?

VII.Как называется VII зал экспозиции. Почему?

VIII зал. Индустриализация и коллективизация. 1930-1934 гг.

8.1Обратите внимание на стенд, посвященный Иосифу Сталину. Какова задумка авторов этого стенда?

8.2. Какие советские мегапроекты были построены в годы первых пятилеток? (см. большую «живую карту»)

8.3. Продолжите фразы И.В. Сталина:

«Жить стало лучше, _______ _____________ _____________»

«Либо мы сделаем это, либо __________ ______ _________»

8.4. Согласны ли Вы с данными высказываниями? Свой ответ аргументируйте.

IX зал. Сталинский социализм

9.1.Как назывался первый советский звуковой фильм

    1. Какой праздник вернулся к россиянам 28 декабря 1935 года. Чем он отличался от прежнего?(ищи афишный стенд)

    2. Когда и зачем вскрыли могилу Тамерлана? Что гласила зловещая надпись на саркофаге великого воина? ( ищи афишный стенд)

X зал. Репрессии

10.1.Какова была цель репрессий?

10.2. Сколько по разным оценкам историков было репрессировано человек в эти годы?

XI зал. Великая Отечественная война.

XII зал. Победа. Кто, зачем и почему разработал операцию «Немыслимое» летом 1945 г.?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!