СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок - как основы эффективного и качественного образования

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок - как основы эффективного и качественного образования»

Тамбовское областное государственное

автономное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Промышленно – технологический колледж»







ДОКЛАД



«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»










Выполнила:

преподаватель

Серова Н.Ю.










Мичуринск 2021


«Если мы будем учить сегодня

так, как мы учили вчера, мы

украдём у наших детей завтра»

Джон Дьюи


Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

В связи с этим от преподавателя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.

Личностно - ориентированный характер образовательного процесса не является принципиально новой проблемой. Как реально сделать студентов активными и сознательными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для обучающегося и выработать у него потребность в самообразовании? Этим вопросы задаёт себе каждый преподаватель.

Современный этап педагогической практики - это переход от преимущественного использования репродуктивных методов в обучении и воспитании к деятельностно - развивающим технологиям, способствующим развитию личностных качеств. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала обучающегося.

Раскрытие личности обучающегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма её организации.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет преподавателю в достижении цели, а уж затем определения способа — как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Сразу возникают вопросы: «Что же для нас современный урок? Какой он – современный урок? Что главное в уроке?»

В современном обществе можно отметить тенденцию возрастания интереса к получению хорошего образования, которое является одним из компонентов социального статуса. Поэтому в жизни современного образовательного учреждения появилось множество новаций. Это и многотипность образовательных учреждений, и возможность свободного выбора учебного заведения, и мощный педагогический поиск.

Желая совершенствоваться, мы не можем оставить в стороне вопрос о проблемах и перспективах урока как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и все без исключения педагоги.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалсь традиционное и стоит современное образовательное учреждение.

Усложнение задач в обучении выдвигает потребность в уточнении и конкретизации общих проблем урока.

Можно выделить следующие проблемы:

  1. дидактические;

  2. проблемы взаимодействия участников образовательного процесса;

  3. воспитательные;

  4. материально-технические;

  5. медицинские;

  6. психологические;

Что такое урок? В педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и обучающихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой обучающихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию преподавателя и обучающегося, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства преподавателя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока преподавателем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет преподавателю в достижении цели, а уж затем определения способа — как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Таким образом в уроке представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

При любом индивидуальном методическом почерке должны соблюдаться некоторые основные требования, вытекающие из объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, открытые педагогической наукой.


Как же эти дидактические требования соблюдаются педагогами?

Где испытывают затруднения?

Как решить данную проблему?

  1. Педагоги всех предметно – цикловых комиссий знают и, в основном, соблюдают дидактические требования к уроку.

  1. Начало урока проходит достаточно организованно

Обучающиеся могут опоздать на урок, не всегда готовят к уроку свое рабочее место, т.е не в полной мере сформированы учебно-организационные умения у обучающихся.

Постоянно соблюдать требования при организации начала урока. Не начинать объяснение материала, когда обучающиеся не готовы слушать. Не начинать урок сидя. Приучить обучающихся к

организованному началу урока. Выявить отсутствующих в начале урока.

3. Большинство педагогов четко формулируют цели, задачи урока, выбирают оптимальную форму проведения урока и его структурных элементов,

тип и структура урока соответствует дидактической цели, и уроки достигают

поставленной цели.


Не всегда цель является отражением результата урока.


1. Вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.

2.Предложить обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения.

3. Предложить обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой

4. Использовать метод подводящий (или побуждающий) диалог.

(Предложить студентам систему посильных вопросов и заданий, кoтopыe шаг за шагом приводят к формированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог, выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления обучающихся)

4. Педагоги грамотно отбирают содержание в соответствии с поставленной целью.

Но необходимо отметить, что иногда уроки ведутся спонтанно, без предварительной подготовки, без какого-либо плана.

Использовать познавательные методы: опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, учебно-познавательная игра.

6. Соблюдается этап подведения итогов урока.

Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Использование алгоритма оценки работы группы, преподавателя и отдельных студентов. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.

  1. Используется этап рефлексии урока

Прослеживается не на каждом уроке.

Практиковать самооценку деятельности


- Не всегда преподаватели прибегают к социальным методам мотивации: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы. Что же говорить о преобладании фронтальной и индивидуальной формах работы на уроках.

Безусловно, смотивировать обучающихся дело не простое. Возможно, поэтому у преподавателей возникло желание отойти от скучных, шаблонных приемов преподавания, от сковывающих учебный процесс рамок инструкций, найти новые методы обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню: воплощающие идеи педагогики сотрудничества, пробуждающие активность учащихся, зажигающие интерес к знаниям.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать преподавателя с обучающимися, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед преподавателем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые студенты, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для обучающихся, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в школе, где его учат писать, читать и считать и это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, которые требуют развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наши сегодняшние студенты должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество.

Поэтому главное, чему следует учить, — умению осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т. е. информационной культуре. Что нужно, чтобы овладеть информационной культурой?

Человеку необязательно все помнить, так как любую нужную в данный момент информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна, и каким способом ее затребовать. При этом большое значение имеет развитие способности правильно сформулировать проблему, умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы; умение определить, какой информации не хватает и где ее искать; умение найти недостающую информацию; оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы; умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.

Получается, что современный урок – это проблема. Проблема в том, что надо обучающемуся на данный отрезок времени, чтобы определить тему урока, цели урока и что надо взять из предложенного учебником материала, чтобы обеспечить усвоение знаний конкретной темы.

Преподаватель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает студентам поставить ту или иную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у обучающихся интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога преподаватель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание студентами материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Одним из путей решения этих проблем является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность обучающихся.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и студента.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

В заключении хочется сказать, что урок играет ведущую роль в развитии и формировании личности. И каким бы мы не представляли себе современный урок, он все равно должен соответствовать дидактическим требованиям образовательной системы, которая представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности обучающихся. Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок – дело непростое даже для опытного преподавателя.



























Список использованной литературы

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга». – с.135

  2. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. 2-е изд.- М.: Педагогика. 2009. – с.149

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М. 2010.- с.165

  4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос». 2010-ч.1.- 253с

  5. Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование. 2011.- с.65

  6. Махмутов М.И. Современный урок: Монография. – М.: Педагогика. 2009. – с.44

  7. Игротека педагога / сост. А. Г. Баковец. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).

  8. Левин, Э. А. Методика индивидуально-группового обучения / Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. – М.: Сентябрь, 2007. – 112с.

  9. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1 / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьные технологии, 2006. – 816с.

  10. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока: Учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК  / В. В. Шоган – Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2003. – 160с.







11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!