СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок технологии как средство развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок технологии как средство развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)



Институт заочного и дополнительного образования






Бабешко Лидия Евгеньевна




СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ



Направление подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование»


Профиль

«Технология»



Бакалаврская работа











Комсомольск-на-Амуре, 2020

Работа выполнена на кафедре теории и методики технологического образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»




Научный руководитель: Лунь Г.Ш., к.п.н, доцент кафедры теории и методики технологического образования




Защита бакалаврской работы состоится: «21» февраля 2020 г. в 8ч. 30 мин., в аудитории «215» ГЭК направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технология» института заочного и дополнительного образования




К защите допускаю:

Научный руководитель ______________________ Лунь Г. Ш. (подпись)


Заведующий кафедрой

ТиМТО ______________________ Асланова Е.С.

(подпись)


Директор ИЗиДО ______________________ Зайцева Н.В.

(подпись)










Оглавление


Введение 4

Глава 1. Современный урок технологии как средство развития креативного мышления учащихся 7

1.1 Общее понятие о современном уроке технологии 7

1.2 Общая характеристика средств развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классах 11

1.3 Общее понятие о роли развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классах. Особенности развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классах 14

1.4 Особенности применения проектной деятельности для развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов. 17

1.5 Метод проектов в технологическом образовании учеников инженерно-технологических классов 19

Глава 2. Развитие креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов в МБОУ СШ №3 имени А.И.Томилина 24

2.1 Современный урок в МБОУ СШ №3 имени А.И.Томилина 24

2.2 Развитие креативного мышления учащихся инженерно- технологических классов в МБОУ СШ №3 имени А.И.Томилина 29

2.3 Использование метода проектов на уроках технологии для развития креативного мышления учащихся в 5а и 6а классах 34

Заключение 42

Приложение 1 48

Приложение2 51

Приложение 3………………………………………………………………………

Приложение4……………………………………………………………………….

Приложение5……………………………………………………………………….

Приложение6…………………………………………………………………….....

Приложение7……………………………………………………………………….

Приложение8……………………………………………………………………….

Приложение9……………………………………………………………………….

Приложение10………………………………………………………………………

Приложение11……………………………………………………………………...



Введение


В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым трудностям, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. В последнее время в деловой сфере чрезвычайно востребована креативность – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития. В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.

Вопрос о развитии креативного мышления у учащихся имеет важное значение для теории и практики обучения и воспитания. Без знаний особенностей развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов нельзя правильно организовать современный урок технологии.

Отсюда возникает проблема исследования: какие существуют пути решения проблемы в процессе развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов.

Тема данной курсовой работы: «Современный урок технологии как средство развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов»

Цель работы: анализ средств, форм и различных методов, способов развития креативного мышления учащихся на уроках технологии.


Объектом настоящего исследования является учебно-воспитательный процесс.

Предметом исследования выступает проблема процесса развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов в средней общеобразовательной школе.

В соответствии с целью, объектом, предметом, были поставлены следующие задачи:

1.Разобрать уровни развития креативного мышления у учащихся;

2. Разработать модель развития креативного мышления учащихся на уроках технологии на основе метода проектов.

3. Определить эффективные формы и методы учебной деятельности с целью развития креативного мышления учащихся на уроках технологии.

4. Разработать содержание, определить классификацию творческих задач на уроках технологии и выявить критерии оценки развития креативного мышления учащихся

5. Экспериментально проверить модель и проследить динамику формирования креативного мышления учащихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы психологов, философов, педагогов. Л. Н. Когана, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.А. Сухомлинского, А.Г.Асмолова, В.П. Журавлева, и других.

Для изучения данной темы в работе был использован комплекс адекватных объекту исследования методов:

- метод проектов,

- метод открытий,

-практические и творческие работы,

-проблемное обучение

Теоретическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что модель развития креативного мышления учащихся на уроках технологии на основе метода проектов дополнят и обобщат знания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработки, полученные в ходе данной работы, могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.

Тема выпускной квалификационной работы актуальна, она интересна и востребована в настоящее время.

Эмпирической базой исследования является МБОУ «Средняя школа №3 имени А.И.Томилина» г. Советская Гавань Советско-Гаванского района Хабаровского края, в которой автор работы работает учителем технологии.

Структура бакалаврской работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.




















Глава 1. Современный урок технологии как средство развития креативного мышления учащихся


Современный урок – это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, каждая из которых вызывает у учащихся вопросы и удивление. Современный урок – это педагогическое произведение.

1.1 Общее понятие о современном уроке технологии


Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит учиться; при этом учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Характер деятельности учителя и ученика меняется. Ученик из пассивного участника образовательного процесса становится активным и наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Современный урок — урок, который соответствует нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Наличие технических средств обучения? Совокупность методических приемов? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой, современный урок в действительности? И какие знания, нужны сегодняшним школьникам?»

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». [17]

А.А. Бударный считает, что современный урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. [ 4 ]

По мнению А.Г.Асмолова современный урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:

  • необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

  • проектировать пути их реализации;

  • контролировать и оценивать свои достижения. [17 ]

Невозможно также не согласиться с В.П. Журавлевым, что самый распространённый тип урока – комбинированный. [18] Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, представленных в таблице 1, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Таблица 1. Основные дидактические требования к уроку

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует


Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Таблица №1 позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) предъявляет такие требования к современному уроку.

- Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.

- Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

- Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.

- Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

- Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

- Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.

- Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций. [ 22 ]

Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно–деятельностного подхода. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Таким образом, современный урок технологии –это урок, который хорошо укладывается в новую парадигму образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности: системно – деятельностный подход, формирование УУД, личные, метапредметные, предметные результаты. 

1.2 Общая характеристика средств развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классах


Современный мир меняется слишком быстро, так что успеть меняться вместе с ним иногда кажется непосильной задачей. Ведь наша жизнь богата на неожиданные проявления, и нужно быть готовым «включить мозг» по совершенно разным поводам. К тому же современное общество нуждается в активной, инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию.

Конечно, в каждой школе создаются условия для того, чтобы ученики развивали свой кругозор, эрудицию, интеллектуальные способности на уроках. Но сама жизнь ставит перед ними разнообразные задачи, решить которые школьные науки не всегда смогут помочь: как отучить любимого котенка грызть карандаши, как нестандартно украсить дом к Новому году, как собрать брату вертолет из того, что есть под рукой. Вот тогда-то на помощь приходит умение мыслить творчески, креативно. Поэтому стандарт второго поколения одной из задач ставит развитие творческого мышления учащихся не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. [22]

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета является актуальной так как в любое время необходимы люди, способные креативно решать стоящие перед ними задачи. [22]

В психолого-педагогических исследованиях П. Торренс выделяют 4 типа креативности:

- наивная (проявляющаяся в дошкольном и младшем школьном возрасте). В этом возрасте у школьников нет стереотипов, которые надо преодолевать;

- стимульно - продуктивная (деятельность определяется действием внешнего стимула);

- эвристическая (деятельность имеет творческий характер, осуществляется поиск новых оригинальных или более рациональных способов решения задач);

- подлинная (самостоятельно найденная закономерность выступает в качестве новой проблемы: ученик умеет думать «около»). [23]

Ученые определят креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты креативных способностей школьников:

- творческое мышление;

- творческое воображение;

- применение методов организации творческой деятельности. [3]

Лев Семенович Выготский считает, что для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

-классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

а) преодоление психологической инерции мышления;

б) оценивание оригинальности решения;

в) сужения поля поиска решения;

г) фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

д) мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой. [3]

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов выделяет следующие творческие способности:

- способность видеть проблему там, где ее не видят другие;

- способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;

- способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой;

- способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части;

- способность легко ассоциировать отдаленные понятия;

- способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

- гибкость мышления;

- способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;

- способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

- способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

- легкость генерирования идей;

- творческое воображение;

- способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [4]

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

- развитие воображения,

- развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Развитие креативности учащихся происходит при использовании следующих принципов:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

Таким образом, основная цель – это раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его творческих способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии. Успех в обучении, технологии как предмета, зависит от умения учащихся инженерно-технологических классов работать самостоятельно, от их желания выполнять те или иные виды заданий, пользоваться справочной литературой, технологическими картами, заниматься исследовательской деятельностью.

1.3 Общее понятие о роли развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классах. Особенности развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классах


По мнению Дж. Гилфорда, креативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стало возможным синтез творчества и креативности. [26]

А.В. Выготский же определяет творческое воображение следующим образом: «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» Воображение, по Выготскому - импульс к творчеству!» [1]

Итак, тезис Л.С Выготского о взаимосвязи развития воображения, мышления, волевой регуляции творчества ребенка можно рассматривать как ведущий принцип организации обучения, направленного на развитие творческой личности.

Наряду с понятием «творчество» в современной литературе также широко используется и понятие «креативность» (от латинского creatio - создание, сотворение). Креативность определяется, как способность сделать или каким- либо иным образом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства.

Отметим, что креативность - это способность к творчеству. Творческая способность, или креативность, одна из важнейших составляющих общих способностей наряду с интеллектуальной способностью - интеллектом.

Согласно А. Маслоу, творчество - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и насущных возможностей. [27] Креативность, по его мнению - это творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием окружающей среды .

В отечественной психологии проблема творчества рассматривалась в работах Б.М. Бехтерева, С.О. Грузенберга В.В. Савич, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, О.К. Тихомирова, Б.М. Теплова, Д.Б. Богоявленской, Г.А. Глотовой и других. [28]

В начале XX столетия творчество рассматривалось с рефлексологической точки зрения.

Б.М. Бехтерев рассматривал творчество как реакцию на раздражитель. Таким раздражителем, по его мнению, является творческая ситуация - проблема. «Для всякого творчества, - пишет В.Н. Бехтерев, - необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности. Непосредственным определением её задач является окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки, последней - в особенности». [25]

Е. Л. Яковлева же рассматривает креативность «как личностную характеристику как реализацию человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности - это и есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего)».Креативность имеет значение в развитии личности и способствует этому развитию. [29]

Для развития личности в современном учебном процессе все больше обороты набирает проектная деятельность. Тема «Основы проектирования» наилучшим образом создает условия для развития креативных способностей учащихся инженерно-технологических классов. Выполняя проектные работы, ребята на собственном опыте получают представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся инженерно-технологических классов приобретают опыт решения нетиповых задач. [30]

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Метод проектов позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Проект выполняется по определенному плану. Мы предлагаем подойти к каждому пункту проекта творчески, креативно. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически реализовали свою идею.

Таким образом, новые потребности развития современного общества уже не могут быть удовлетворены уровнем подготовки молодого поколения с помощью традиционных форм, содержания и методов обучения. Сегодня требуется специальными педагогическими средствами целенаправленно и систематически развивать интеллект учащихся, их креативное мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию.

1.4 Особенности применения проектной деятельности для развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов.


Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «креативность» имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Н.В. Матяш рассматривает проектную деятельность как проявление творческой деятельности, а метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяет с понятием креативность. Учебный творческий проект, по мнению Н.В. Матяш, выполняется в три этапа: исследовательский (подготовительный), технологический и заключительный. На каждом этапе в совместной деятельности учеников и преподавателя решаются определенные задачи. При выборе, анализе и реализации проекта необходимо решать следующие проблемы: как определить сферу деятельности; как выбрать тему проекта; как провести исследование проблемы; как оформить защиту проекта.

1. Исследовательский или подготовительный этап. Прежде всего, на этом этапе необходимо осуществить поиск проблемной области. Преподаватель ставит перед учениками проблему. На данном этапе кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. После выявления проблем преподаватель, используя метод информационной поддержки, предоставляет ученикам книги, журналы, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый учащийся определяет для себя область интересов и тему. Таким образом, формируются группы по интересам. И уже каждая группа формулирует для себя конкретную задачу проекта. Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается план выполнения проекта. 2. Технологический этап. Основным методом на этом этапе выступает метод упражнений. На этом этапе школьники работают над созданием продукта проекта, проявляя свою креативность и творчество. Данный этап завершается, когда завершается работа над продуктом, и ученики переходят к обдумыванию способов представления продукта труда.

3. Заключительный этап. Подготовленные и оформленные проекты защищаются. К защите проекта ученики готовят презентацию, отвечают на вопросы одноклассников, делают самооценку проектов. Выполненный проект вначале оценивает сам ученик, а затем оценку дают другие ученики и сам преподаватель.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Критерии оценивания выполненных проектов включают в себя актуальность выбора темы, значимость выполненной работы, выполнение принятых этапов проектирования, законченность, материальное воплощение, заинтересованность проблемой проекта. [31]

Таким образом, приобщение учащихся инженерно-технологических классов к проектной деятельности способствует развитию у них целого комплекса качеств креативной личности: быстрой обучаемости; умственной активности; смекалки; изобретательности; способности самостоятельно добывать новые знания и применять их в новых жизненных ситуациях, а также повышает мотивацию к учению.

1.5 Метод проектов в технологическом образовании учеников инженерно-технологических классов


Введение в педагогические технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов проектно-исследовательского труда учащихся инженерно-технологических классов в процессе учения сегодня является метод проектов.

Для того, чтобы понять метод проектов нам нужно обратиться к истории данного метода.

Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. [39] Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников: А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Школа, созданная С.Т. Шацким, была ориентирована на творчество детей, на самостоятельный поиск решения проблемы. Учащимся предоставлялась свобода выбора творческого дела, направленного на решение прикладной задачи, важного для окружающих. [40]

В современной педагогической литературе существует немалое число определений метода проектов в обучении (С. И. Горлицкая, В. В. Копылова, Н. В. Матяш, В. М. Назаренко, В. В. Николина, Е. С. Полат, 3. И. Равкин, И. Д. Чечель и др.). [41]

Среди них в качестве основного нами взято определение этого понятия, данное В. В. Копыловой: "Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и идеального продукта". [42] Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие креативного и критического мышления. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. [39]

Таким образом, учащиеся инженерно-технологических классов учиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, находить необходимую информацию для выполнения того или иного проекта, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, школьники получают необходимые для этой жизни знания.

















Выводы по главе


Образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Современный урок, который поможет выявить уровень креативности школьников на уроках, научит их творчески мыслить, углублять полученные знания и применять их в новых жизненных ситуациях включает:

  • предварительную диагностику по выявлению уровня креативности обучающихся; многообразные формы внеклассной работы;

  • индивидуальные консультации с обучающимися;

  • творческую самостоятельную работу самого школьника;

  • участие в олимпиадах и конкурсах творческих проектов;

  • итоговую диагностику;

  • коррекцию своей деятельности.

Главнейший основополагающий принцип метода проектов в современном уроке –это прежде всего интересы самого ребенка, непосредственно связанные с текущими практическими и духовными нуждами, а также их близких и общества. В педагогической деятельности возможно применение методов стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование. Метод проектов организует учебно-познавательную деятельность учеников. Современный урок состоит из творческих заданий, из создания проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы. Известный учитель-новатор И. П. Волков говорил: «Обучать творческой деятельности – это, по нашему мнению, добиваться создания школьником оригинального продукта: модели, макета, литературного или художественного произведения, «изобретения», идеи решения технической задачи. [44]

На современных уроках учащиеся должны как можно больше самостоятельно работать головой, думать и делать. Только таким путем они смогут овладеть знаниями, умениями и навыками, научатся не говорить о работе, а работать. Подготовка учащихся к жизни и труду всегда была важнейшей задачей школы, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовывать свой творческий потенциал.




















Глава 2. Развитие креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов в МБОУ СШ №3 имени А.И.Томилина


В МБОУ СШ №3 имени Алексея Ивановича Томилина с 2016 года работает образовательный проект «Комплекс инженерно-технологической направленности».[42] В данном проекте приоритетом развития креативного мышления учащихся инженерно-технологических классов является превращение жизненного пространства обучающихся в мотивирующее пространство, где обеспечивается формирование интереса к технике, математике, естественно – научной сфере, а также мотивация к познанию, научно-исследовательской и проектной деятельности, научно-техническому труду, приобщение к современным технологиям и производству. Учителя разных предметов в инженерно-технологических классах применяют различные педагогические технологии, одна из них является метод проектов. Метод проектов позволяет ребятам не только изучать предмет теоретически, но и применять полученные знания на практике, тем самым креативно подходить к решению любой проблемы. Данный метод дает возможность использовать педагогам и ученикам на уроке межпредметные связи, а также отработать универсальные учебные действия. Так на уроке технологии в 8, а классе изучая тему «Технологии получения продуктов питания» девочки решили узнать, как изготавливают шоколад и сразу возникла проблема: «Полезный ли это продукт?». На уроке химии были изучены свойства шоколада и был создан совместный проект. Результатом проекта стало изготовление информационного стенда: «Вред и польза шоколада». Благодаря проделанной работе ученики инженерно-технологического класса сами узнали о технологии получения шоколада, но также творчески подошли к решению проблемы, создав стенд, тем самым довели полученную информацию для учеников и учителей школы. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей, при групповой работе или выполнение заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов для ребят должны быть предметными, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

2.1 Современный урок в МБОУ СШ №3 имени А.И.Томилина


Какие требования к уроку предъявляются сегодня в МБОУ СШ №3 имени А.И. Томилина? Современный урок проектируется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). При подготовке к современному уроку учитель четко планирует свое взаимодействие с учениками, в технологической карте расписывает свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность учеников представляется в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Почему так делают учителя нашей школы? Мы готовим детей для государства и должны в первую очередь подготовить учащихся к будущей, современной жизни, развивать у ребят личностные качества.

Существует алгоритм действий учителя по определению целей урока:

  • по тематическому планированию, определяется тема урока, учитель знакомится с материалами учебника, методическими пособиями.

  • решает, на какие планируемые результаты следует ориентировать содержание урока, и исходя из этого формулирует цель урока.

  • определяет, какие действия необходимо включить в содержание урока для формирования общего умения и обозначает их в качестве планируемых результатов.

  • выделяет из рабочей программы метапредметные результаты, достигаемые на этом этапе обучения, и вводит их в качестве планируемых достижений.

  • фиксирует выделенную цель и планируемые достижения в проекте урока.

Для подготовки к современному уроку учитель определяет целеполагания:

  • Ставится цель урока.

Обязательно учитываются планируемые достижения:

  • предметные (перечисляются формируемые умения, но учитель может упомянуть и знания, и отношения);

  • метапредметные (универсальные учебные действи , формируемые на уроке).

Например:

Класс: 6 А

Тема урока: «Разработка творческого проекта»

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цели урока:

Деятельностная:

• формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в проектной деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательные:

• Систематизация и обобщение знаний по теме «Творческое проектирование», умение их применять в условиях решения конкретных творческих задач.

• Дать представление учащимся об основах художественного дизайна женской одежды с элементами русского народного декора.

Воспитывающие:

• Обеспечение условий для творческого отношения к решению поставленной проблемы на уроке.

• Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности в проектной деятельности.

• Способствование воспитанию любви и гордости к творческому наследию нашего народа на примере изучения душегреи как элемента в русском национальном костюме.

Развивающие:

• Обеспечить условия для развития у школьников творческой самореализации.

• Содействовать развитию у обучающихся художественно-эстетического вкуса, художественных склонностей и задатков.

Задачи урока:

• организовать применение учащимися знаний и опыта проектирования;

• развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе коллективного решения творческой задачи, совершенствование навыков общения, умения самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание культуры своего народа; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные: овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; базовым понятийным аппаратом (проект, проектирование, банк идей), знанием обучающихся основ художественного дизайна, использованием приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Необходимое техническое оборудование:

• ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, экран.

• Электронные ресурсы: диск СД с презентацией к уроку; музыка Mp3 для практической работы, видео «Быть русским сегодня – это модно» («Дом русской одежды» Валентины Аверьяновой).

• Наглядные пособия: куклы в русском народном костюме, иллюстрации с изображением различных русских народных костюмов, модели одежды с различными вариантами отделки в народном стиле, стенд «О творчестве», русские народные рушники, шитьё, вышивка.

• Раздаточный материал: карточки-задания, иллюстративный материал к практической работе, карточки для рефлексии.

• Материалы и инструменты: образцы тканей; отделочные материалы: ленты, тесьма, сутаж, шитьё, кружево; ножницы; карандаши, фломастеры, клей, бумага, каноны женской фигуры из картона для эскизирования, рабочие тетради учащихся.

Метапредметные понятия: проект, проектная деятельность, аргумент, модель, проблема.

План урока:

• обобщить знания по теме «Проект, этапы выполнения»

• сообщить познавательные сведения по теме «Русский национальный костюм. Душегрея, как элемент костюма»;

• познакомить с оформлением душегреи (цветовое сочетание, символика, украшение); назначение и её ролью в костюме.

• практическая работа: дизайн душегреи по выбору (подбор отделки);

• провести мини – защиту своих моделей по плану (в виде игры) – разработка банка идей.

Предварительная работа: знакомство и изучение русского национального костюма. (приложение 1)

На каждый урок учитель составляет технологическую карту урока, (приложение 2) где прописывает:

  • Этап и время;

  • Ход урока, деятельность учителя;

  • Деятельность учащегося;

  • Планируемые результаты этапа;

  • Учебно-методическое обеспечение, гиперссылка на ресурс ЭОР;

  • Критерии оценки достижения результатов занятия (приложение 3)

В современном уроке технологическая карта урока помогает учителю наглядно проследить ход работы по формированию УУД. Кроме того, технологическая карта урока позволяет сделать процесс формирования УУД видимым и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности.

В нашей школе успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Важную роль играет форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, а современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

2.2 Развитие креативного мышления учащихся инженерно- технологических классов в МБОУ СШ №3 имени А.И.Томилина


Главная задача учителя, на наш взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы определить, насколько креативны ученики инженерно-технологического класса, мы в декабре 2019 года провели исследование обучающихся 5А класса МБОУ СШ № 3 г. имени А.И.Томилина. За основу был взят тест американского психолога Пола Торренса для определения творческой активности человека «Незавершенные фигуры».

Методы исследования: тест-рисунок «Незавершенные фигуры».

Учащимся были предложены незавершенные фигуры и дан следующий инструктаж: «На этой странице нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, то у вас получатся интересные картинки или даже целые сюжеты. Постарайтесь придумать такую картинку, которой не будет ни у кого. Подпишите каждую картинку. На выполнение этого задания вам дается 20 минут».

Рисунок 1. Бланк для выполнения задания.

Результаты теста мы оценили по трем показателям:

оригинальность (изображены фигуры не такие, как у всех) начисляется

- 0 баллов за часто встречающиеся ответы;

-1 балл - за редко встречающиеся;

-2 балла - за необычные рисунки;

разработанность (наличие уточняющих элементов в рисунке) начисляется

-от 1 до 3 баллов за использование деталей, штриховки или цвета; название рисунка

- 0 баллов за очевидные названия,

1 балл - за простые названия,

2 балла - за образные названия,

3 балла - за оригинальные названия с информацией, которую можно прочитать между строк.


Таблица 2. Результаты исследования.

№ п/п

фамилия, имя учащегося

оригинальность

разработанность

название

количество баллов

1

Васильева Полина

2

3

2

7

2

Галямова Виктория

1

1

1

3

3

Гаврилина Анастасия

1

2

2

5

4

Гильманов Дмитрий

2

2

2

6

5

Дадеко Арсений

1

2

2

5

6

Дорошкевич Дарья

1

2

0

3

7

Душина Алина

2

3

2

7

8

Жукова Агата

1

1

1

3

9

Кислякова Марьяна

1

1

1

3

10

Кондратьева Арина

1

1

0

2

11

Киселева Полина

1

1

1

3

12

Калуга Матвей

0

1

1

2

13

Корнеев Кирилл

1

1

1

3

14

Курникова Анастасия

2

3

3

8

15

Новикова София

2

2

2

6

16

Шадрина Дарья

1

2

1

4

В исследование приняли участие 16 человек. В результате исследования мы установили, что только на 5 рисунках изображены фигуры не такие, как у всех. Таким образом, оригинальность составила - 31,25%. Уточняющие элементы мы заметили только на 3 рисунках. Разработанность составила -- 19%. А вот с названием рисунков у одноклассников возникли самые большие трудности: у 6 ребят преобладали очевидные названия (37,5%), у 7- простые названия (43,75%), и только три работы имеют образные названия (19%). Следовательно, только у трех учеников креативные способности развиты выше среднего уровня.













Рисунок 2. Рисунок учащейся











Рисунок 3. Рисунок учащейся.

У учеников инженерно-технологического пятого, а класса креативные способности развиты на среднем уровне. Результаты исследования способствовали выявлению факторов, условий и инструментария для формирования креативности. Для развития креативного мышления учеников инженерно-технологического класса разработаны следующие документы:

  • Рабочая программа предмета Технология разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15) и обеспечена УМК для 5-9-го классов авторов Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю.

  • Учебный план МБОУ СШ№ 3 имени А.И.Томилина

  • Основная общеобразовательная программа среднего общего

образования МБОУ СШ№ 3 имени А.И.Томилина


Содержание программы для учеников с пятого по восьмой класс содержит три блока: (Приложение 4)

Блок 1

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития;

Блок 2

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления;

Блок 3

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального определения.

Согласно календарно-тематическое планирование каждая тема блоков помогает ребятам в развитии креативного мышления. При изучении темы в 5, а классе «Реклама. Виды, понятие рекламы», ребята выбирают задание на выбор, выполнить рекламу воскресного завтрака или рекламу своего предприятия по приготовлению воскресного завтрака. Ребята подошли творчески к выполнению задания. Курникова Анастасия, в рекламе своего предприятия «Воскресный завтрак» сделала маркетинговый ход, при заказе фруктового салата, предложила ребятам различные фрукты на выбор, а также скидку на свои продукты и кекс с сюрпризом. Ее рекламный лист был признан одноклассниками самым лучшим (Приложение 5). Изучая тему «Антропогенное воздействие на окружающую среду» перед ребятами встала проблема, как обратить внимание других школьников на данную тему. Ребята изготовили кормушки, разместили их во дворе школы и создали листовки «Покорми птиц зимой» (Приложение 6). Теперь не только ребята нашей школы приходят кормить птиц, но и жители близлежащего микрорайона стараются подкармливать пернатых.

Ученицы 6, а класса изучая тему №3 «Дом, в котором я живу», тема урока: «Этапы строительства. Разработка макета». Девочки разделились на 2 бригады, в каждой были выбраны бригадир, прораб, строительная бригада. За три часа отведенных на данную тему, девочки создали макеты домов и сделали краткие характеристики данных профессий. (Приложение 7).

Ученики 7А класса изучив тему № 1 «Энергия», тема урока «Энергия: виды, преобразование, устройства накопления и передачи», данную тему изучают и на уроке физики, ребята творчески подошли к изучению данной темы. Изучили историю энергии и создали информационный стенд в кабинете физики, отработали познавательные действия, а работая парами отработали коммуникативные действия. Ребята в технике коллаж изготовили картины, на которых изобразили те предметы, которые помогали преобразовывать и передавать энергию и рядом разместили информационный лист (Приложение 8).

В 8А классе изучая тему № 1 « Материалы и технологии. Их получение и обработка» был разработан проект «История стилей одежды разных эпох». Девочки изучили особенности эпох, стили, нравы, составили сравнительную таблицу (Приложение 9). По данным исследования была изготовлена одежда и аксессуары для кукол. Была создана коллекция для показа ученикам начальной школы.

Выполняя творческую работу ученики инженерно-технологических классов получают удовлетворение от проделанной деятельности, развивают креативное мышление, поэтому урок технологии мы строим так, чтобы каждый ученик почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность. 

2.3 Использование метода проектов на уроках технологии для развития креативного мышления учащихся в 5а и 6а классах


Метод проектов - это творческий процесс совместной деятельности ученика и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение.

Начинаем заниматься с учениками инженерно-технологических классов методом проектов уже с 5 класса, так как полноценная проектная деятельность требует накопления знаний и умений. Согласно программе образовательной области, «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учитель развивает у учеников активность, самостоятельность, творчество, индивидуальность учащихся. А также в процессе изучения метода проектов у ребят развивается креативное мышление. В примерные программы образовательной области «Технология» введен блок – модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельностью обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно – технологической цепочке - от идеи до ее реализации  (изготовления объекта труда - модели, изделия). Метод проектов, в сравнении с традиционными методами преподавания имеет свои особенности. Он включает в себя ряд этапов:

  • Поисково – исследовательский (проектировочный).

  • Технологический (этап реализации проекта).

  • Заключительный (презентация и практическое использование изделия).

Контрольный лист проекта (таблица №3) показывает деятельность ученика и учителя при работе по созданию творческого проекта.

Таблица №3 Контрольный лист проекта

Поисково  -  исследовательский  этап

  Поиск  проблемы

 Учащиеся  слушают  учителя,  анализируют  услышанное.
Учитель  ставит  перед  ними  проблему,  предлагает    банк тем проектов,  раскрывает  требования  к  ним,  технологию  их  выполнения  и  критерии  оценивания.

 Осознание  проблемной 
области

 Учащиеся  из  предложенных  учителем  проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них  (или  формулируют  сами).
Учитель  выступает  в  роли  консультанта.

  Первое  мини – исследование:  выявление  конкретной  потребности.

Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации  (банк  данных  и  предложений.  Книги,  журналы,  газеты,  телерадиоинформацию,  рекламные  буклеты,  справочники  и  др.),  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях  или  услугах,  проводят  мини – маркетинговое  исследование,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности. Учитель  наблюдает,  консультирует,  советует.

Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировка

Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу  исследования,  определяют  тему  проекта.
Учитель  помогает  уточнить  формулировки.

Установление  основных  параметров  и  ограничений

Учащиеся  определяют  основные  параметры  (размеры,  мощность,  функции  и  т.д.)  и  ограничения  предполагаемого  изделия,  диктуемые  обстоятельствами.
Учитель  делает  уточнения.

Второе  мини – исследование:  выявление  традиций,  тенденций,  истории.

Учащиеся  изучают  возможную  историю  проекта,  конспектируют,  рисуют,  чертят,  генерируют  идеи.
Учитель  помогает  подобрать  необходимую  литературу,  оказывает  помощь.

Третье  мини – исследование:  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  на  листе  бумаги  составляют  схематично  перечень  проблем  для  решения:  материалы,  инструменты,  модель,  размеры,  форма,  стиль,  дизайн,  технология  изготовления,  себестоимость  изделия.
Учитель  проверяет,  уточняет,  советует.

Четвертое мини – исследование:  выработка  идей,  вариантов,  альтернатив

Учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок  или  эскизов.
Учитель  уточняет,  советует,  предлагает  дополнительную  литературу.

Пятое  мини – исследование:  анализ  и  синтез  идей,  выбор  оптимального  варианта

Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием.Учитель  контролирует,  уточняет,  оказывает  помощь.

Выбор  материала,  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие  из  них.Учитель  консультирует,  обобщает.

Выбор  инструмента,  оборудования

Учащиеся  определяют  и  записывают  перечень  необходимых  инструментов  и  оборудования.
Учитель  консультирует,  обобщает.

Разработка  технологического  проекта

Учащиеся  выбирают  и  анализируют  рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы,  конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты  времени,  уточняют  критерии  контроля. Учитель  наблюдает,  консультирует,  обобщает.

Организация  рабочего  места

Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте  материалы,  инструменты,  приспособления,  проверяют  освещенность,  проветриваемость  в  соответствии  с  санитарными  нормами  и  правилами  безопасности.
Учитель  оказывает  помощь.

Экономическое  и  экологическое  обоснование

Учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия.Учитель  оказывает  помощь,  контролирует  процесс.

Контроль  качества

Учащиеся  уточняют  критерии  проверки  и  оценки  качества  творческого  проекта.Учитель  проверяет,  уточняет  результаты.

                                                      Технологический  этап

Выполнение  технологических  операций 

Учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки  деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения  в  технологический  процесс;  корректируют  последовательность  операций,  режимы  обработки,  последовательность  сборки;  соблюдают  технологическую  и  трудовую  дисциплину;  контролируют  организацию  рабочего  места.
Учитель  наблюдает,  контролируют,  консультирует,  оказывает  помощь,  следит  за  соблюдением  правил  безопасности.

                                                           Заключительный  этап                 

Коррекция

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты. Учитель  анализирует,  советует.

Контроль,  испытание

Учащиеся  осуществляют  контроль  и  корректировку  параметров  изделия,  проводят  его  испытание.
Учитель  наблюдает,  консультирует.

Реклама

Учащиеся  готовят  рекламу,  товарный  знак  изделия,  предлагают  способы  реализации  изделий.
Учитель  консультирует,  советует.

Оформление

Учащиеся  оформляют  проект  в  соответствии  с  установленными  требованиями.
Учитель  консультирует,  помогает.

Самооценка

Учащиеся  анализируют  достоинства  и  недостатки  проекта,  оценивают  результаты  и  перспективы  производства.
Учитель  наблюдает,  консультирует.

Защита  проекта

Учащиеся  готовят  и  делают  доклады,  иллюстрации,  отвечают  на  вопросы. Учитель  слушает,  участвует  в  оценке  проекта.

Практическая работа над проектом   осуществляется  по  различным  разделам  курса  «Технология» («Обработка  материалов»,  «Художественная  обработка  материалов»,  «Электрорадиотехнология»  и  др.).  При изучении темы «Обработка материалов» учащиеся выполняют творческий проект «Шляпка-игольница». (Приложение 10). Конечно же для оценивания проекта используются критерии оценки, которые переводятся в отметку.





Таблица №4 Критерии оценки творческого проекта.

Оценка пояснительной записки проекта (до 20 баллов)


Рекомендованные шкалы

Баллы учащегося

Общее оформление

2


Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

1


Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов.

2


Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей

1


Выбор технологии изготовления изделия

4


Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

2


Разработка конструкторской документации, качество графики

4


Описание изготовления изделия

1


Эстетическая оценка выбранного варианта

1


Экономическая и экологическая оценка готового изделия

1


Реклама изделия

1


Оценка изделия (до 50 баллов)

Оригинальность конструкции

10


Качество изделия

20


Соответствие изделия проекту

10


Практическая значимость

10


Оценка защиты проекта (до 30 баллов)

Формулировка проблемы и темы проекта

6


Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

4


Описание технологии изготовления изделия

8


Четкость и ясность изложения

2


Глубина знаний и эрудиций

4


Время изложения

2


Самооценка

2


Ответы на вопросы

4


ИТОГО (до 100 баллов)

Метод проектов дает ребятам возможность полностью проявить свой творческий потенциал. На примере проекта дизайна школы «Сделаем жизнь в школе ярче!» Оформление школы – это сложная, творческая работа. Цель данного проекта – дизайн проект зоны зимнего сада. Мы с учениками инженерно-технологических пятых и шестых классов решили не только украсить деревья, но и создать познавательную зону, чтобы ученики не просто любовались красотой, но еще и получали нужные знания. Актуальность данного проекта заключается в том, наш зимний сад школы преобразуется руками самих учеников. Вместе с этим, ученики приобретут опыт работы дизайнерских профессий и проектной деятельности. На стене учениками десятого класса были нарисованы три дерева. Наша задача была оживить эти деревья. Ребята пятого класса решили показать на своем дереве эволюцию бабочки. Они нашли информацию о развитие и росте бабочки. Изготовили информационный лист, сделали в технике оригами бабочек, цветовое решение было принято выбрать цвета радуги. На ствол дерева приклеили ростовую линейку, чтобы ребята могли на перемене измерить свой рост. Бабочек разместили на кроне дерева и направили их к следующему дереву, на котором наклеили большие цветы, в середину которых поместили таблицу умножения. Ученицы 6 класса приняли решение украсить свое дерево совами, которые изготовили из различных материалов. Совы-птицы мудрости, так они решили. Возникла проблема, как посадить сов на деревья. Были изготовлены деревянные круги мальчиками шестого класса. Совы были изготовлены разными технологиями, от вязанных до сшитых из фетра и меха. Из кругов сделали гнезда, поместили в них совушек и разместили на кроне дерева. Наш проект был одобрен администрацией школы и вдохновил ребят седьмых классов внести свой творческий вклад в наш проект. Воронина Катя связала гусеничку, а другие одноклассники изготовили совушек из бумаги. Цель проекта была достигнута, зимний сад был украшен. Ученики инженерно-технологических классов ярко проявили креативное мышление при работе над проектом (Приложение 11).

В результате проектной деятельности обеспечиваются  современные  требования  к  развитию  обучающихся.  Выполняются  и  осваиваются  не  только  конкретные  трудовые  действия,  но  и  решаются  разнообразные  конструкторско – технологические  и  технические  задачи,  возникающие  в  ходе  выполнения  проектов,  анализируются  факторы,  влияющие  на  конструкцию,  форму,  дизайн  объектов  труда  (моделей,  изделий).  Действия  обучающихся  носят  в  основном  преобразующий  характер,  способствуют  развитию  у  них  творческого  потенциала.

Выводы по второй главе


Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), то есть заданий для каждого ученика при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению. Заметим, что плюсы использования в школе метода проектов очевидны: ребята с удовольствием, поскольку для них это важно, участвуют в проектной деятельности, приобретая и знания, опыт применения, а умения общаться дает возможность раскрыть свой творческий потенциал, развить креативное мышление.

В процессе работы над проектом или исследованием у учащихся формируются следующие элементы творческой деятельности: - коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; - поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; - информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. В целом в работе над проектом учитель: - помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником информации; - координирует весь процесс; - поощряет учеников; - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Метод проектов обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких профессий, как дизайнер, конструктор, модельер, художник, проектировщик и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.


Заключение 

Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Предмет «Технология» - образовательная область, которая синтезирует научные знания математики, физики, химии, биологии. Показывает их практическое использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения. Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Учащимся предлагается огромный спектр объектов труда, для создания которых необходимы базовые знания науки, знания школьных дисциплин. И, как средство подготовки школьников к творческой преобразовательной деятельности, использую метод проектов. Введение проектной деятельности в профессиональное самоопределение способствует установлению доступа к полноценному выбору профессий в соответствии с их интересами, способностями, потребностями и возможностями. В процессе проектной деятельности происходит саморазвитие через пробы сил в выбранной сфере деятельности. Для меня важно создавать для учеников максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. В ходе выполнения исследований у обучаемых происходит интеграция знаний по естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, что приводит к формированию базовых профессиональных компетентностей. Для учителя и ученика проект важен и как продукт труда, и как метод познания. Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик инженерно-технологического класса выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается.

В заключение данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой выполнена успешно. В первой главе показано, что современный урок является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Рассмотрена структура современного урока, которая управляет творческим процессом учеников. Показано, что развитие творческих способностей и развитие креативного мышления у учащихся напрямую связано с творческой активностью учителя.

Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, креативного мышления, обучения способам самостоятельной деятельности через метод проектов.

Во второй главе были рассмотрены такие проблемы как: развитие и реализация креативного мышления у учащихся на уроках технологии, рассмотрели применение метода проектов для развития креативного мышления у учеников инженерно-технологических классов.

Цель работы - анализ средств, форм и различных методов, способов развития креативного мышления учащихся на уроках технологии достигнута с помощью решения следующих задач:

- сделан анализ средств, форм и методов;

- рассмотрена структура современного урока;

- дана характеристика методу проектов;

- выявлены критерии креативного мышления;

- разработано тематическое планирование, план-конспект уроков.

Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения. Проектная культура как часть общей культуры — культуры созидательной, преобразующей деятельности — должна стать стилем мышления учащихся, а непосредственное их участие в реализации проектов под руководством учителя позволит сформировать у них целостные представления о понимании взаимосвязи созидательного труда и роли человека в созидании. Учитель технологии, призван способствовать формированию у школьников желания трудиться с охотой, интересом. Интерес появляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности.

Данная работа помогла систематизировать материал по проектному методу обучения, продуктивному дающему результаты в развитии творческого интереса учащихся. Применение данной методики на практике позволило добиться определенных успехов в работе.

Очень важно пробудить у детей желание «хочу знать». Но и этого, на мой взгляд, ма­ло, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца — «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнять более сложную, интересную и творческую работу.

В настоящее время метод проектов широко применяется в школах многих стран мира главным образом потому, что он позволяет органично инте­грировать познания учащихся из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, ценности.

В заключение хочу отметить: тенденции внедрения технологии в образовательный процесс ряда стран мира свидетельствуют, что методология метода проектов становится доминирующей.



Библиографический список


  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

  2. .Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Смысл, 2005. 1136 с. Кравцова Е. Е. Развитие идей Л. С. Выготского о мышлении и речи в современной образовательной практике // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. — № 2. — 2015. — С. 46–53.

  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С- Пб.: Союз, 1997. – 93с.

  4. Лук А. Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1988. – 126 с.

  5. Шадриков В. Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить: монография. — М.: Университетская книга, 2016. — 220 с.

  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  7. Иванов Б.И., Чешев В.В. Специфика технических наук. М.: Просвещение1974. - 263 с.

  8. Малых Г.И., Осипов В.Е. История и философия науки и техники: методические указания. - Иркутск: ИрГУПС, 2008.

  9. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение, изд. 3-е доп. 1989.

  10. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования: учеб. пособие / МАДИ (ГТУ). – М., 2007. – 195 с.

  11. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.

  12. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

  13. Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978

  14. . Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. – М.: Академия, 2009. –192 с.

  15. Поляков С. Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. – Ульяновск,1996. –28с.

  16. .Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. –М.: НИИ школьных технологий, 2006. –816 с.

  17. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

  18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

  19. Журавлев В. П. От учебного комплекса к линии учебно-методических комплектов (к вопросу об уточнении терминологии) // Преподаватель ХХI век. − 2008. − № 4. − С. 3–8.

  20. Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие / М. Г. Ермолаева — «КАРО», 2011 — (Уроки для педагогов)

  21. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008 - С.15 - (Стандарты второго поколения).

  22. Борисова Т.Г. Технология проектного обучения / Т. Г. Борисова, Е. В. Сердюкова //Образование в соврем. шк. - 2011 - № 5 - С. 24-29.

  23. Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. — Казань: Магариф—Вакыт, 2016 Т.4: Современный урок и педагогические технологии развития мышления /Сост. Д.М. Шакирова. — 375 с.

  24. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

  25. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности ООО Издательство «Питер», 2012- 420с.

  26. Глазунова О. И. О творчестве и креативности [Текст] / О. И. Глазунова // Нева: ежемесячный литературный журнал. - 2014. - № 2. - С. 188-194.

  27. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер. 2006. – 352 с.

  28. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для академического бакалавриата / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 119 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).

  29. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. 224 с.

  30. Международный Научный Журнал «Символ науки» №2/2016

  31. Матяш, Н.В., Хохлова, М.В. Творческие проекты [Текст] / Н.В. Матяш, М.В. Хохлова. – Брянск: Пресс – А, 1999. – 379 с.

  32. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с.195, 198

  33. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.

  34. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.

  35. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.

  36. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. // Дисс. докт. психол. наук. - К.: 1981.

  37. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. – 110 с.

  38. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.

  39. Е. Ф. Томина Дж. Дьюи – выдающийся педагог XX столетия: Учебная литература: ИПК ГОУ ОГУ. Оренбург: 2009

  40. Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. - М.: АПН РСФСР, 1960. – 421 с.

  41. Байкова JI.A., Гребёнкина JI.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. / JI.A. Байкова, JI.K. Гребёнкина. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.

  42. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС. Москва, 2015.

  43. Гасанова Э. Д. Идея развития мышления в работах Л. С. Выготского и В. Д. Шадрикова // Молодой ученый. — 2016. — №27.

  44. Подласый И.П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения: Учебник для вузов: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС. Москва, 2008.

  45. https://mou-svg3.ippk.ru/index.php/osnovnye-svedeniya (последняя дата обращения 18.01.2020г)

  46. https://sites.google.com/site/issledowanie/home/glava-1/1-1-susnost-tvorceskih-sposobnostej(последняя дата обращения 17.01.2020г)

  47. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4726(последняя дата обращения 19.01.2020г)

  48. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=898201#text(последняя дата обращения 29.01.2020г)

  49. http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos (последняя дата обращения 28.01.2020г)


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!