СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в условиях системно-деятельностного подхода

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена особенностям ведения современного урока в контексте  системно-деятельностного подхода, описываются критерии эффективности современного  урока, приведена структура урока в технологии системно-деятельностного подхода, а  также алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в условиях системно-деятельностного подхода»


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 

«Единственный путь, ведущий к знанию – 

это деятельность» 

Б. Шоу 

Аннотация. Статья посвящена особенностям ведения современного урока в контексте  системно-деятельностного подхода, описываются критерии эффективности современного  урока, приведена структура урока в технологии системно-деятельностного подхода, а  также алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ГОС. 


Ключевые слова: современный урок, системно-деятельностный подход, структура  урока. 

Почему необходимы изменения в образовании? 

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы над содержанием образования? Давайте попробуем  найти ответы на эти вопросы. Человек XXI века – это творческая личность. Он должен быть  активным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным коммуникативным, умеющим отстаивать свое мнение. 

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Это требует умение  отбирать главное в море информации. 

Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику – учитель должен научить  ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль  организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е.  планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. 

Родители хотят видеть у своего ребенка по окончании школы следующие умения • Умение ставить цель 

• Умение общаться 

• Умение адаптироваться к ситуации 

• Умение ориентироваться в мире 

• Самостоятельно добывать и применять знания 

По результатам международных исследований PISA и TIMSS. 

Обучающиеся ДНР уступают своим сверстникам в таких умениях, как:

• умение работать с информацией; 

• умение решать практические проблемы, строить гипотезы, делать выводы;

• умение связывать свой жизненный опыт с приобретенной системой знаний.

Итак, мы видим, что ЖИЗНЬ требует новой работы над содержанием образования.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально  базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их  возрасту и индивидуальным особенностям.  

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает  основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений,  компетенций, видов и способов деятельности.  

Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования формирование  универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,  способность к саморазвитию и самосовершенствованию рассматриваются в качестве  важнейшей задачи системы образования на государственном уровне [3]. По этой причине  чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать  универсальные учебные действия. По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения – это  процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности  в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!» [1,18-22]. 

Принципиальным отличием новых стандартов стала ориентация не на содержание  образования, а на результаты (личностные, предметные, метапредметные). Следует отметить,  что сам факт применения методологии системно-деятельностного подхода при разработке  стандартов общего образования вызвал неоднозначные оценки как ученых, так и педагогов. В  частности, А. В. Хуторской указывает на то, что «введение в стандарты новых позиций и  требований, таких как системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия,  метапредметные образовательные результаты, не обеспечено необходимыми средствами  реализации, диагностики и оценки. Текст стандартов изложен в достаточно общей форме  таким образом, что непонятно, как его реализовывать. Отсутствует проработанная  инновационно-внедренческая составляющая стандартов. Большинству педагогов-практиков  неясно, как реализовывать новые требования и обучать своим предметам с помощью средств,  большинство из которых имеет психологическую основу» [6, 31-38]. 

Реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок.  Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя  организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя  вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.  

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью  которых можно реализовать новые требования. 

Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать  урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной  деятельности любого педагога.  

Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда  интересно, но все знакомо, привычно, и традиционно. 

Так может и не стоит ничего менять? 

Чтобы ответ на этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками  стихотворения: 

Хоть выйди ты не в белый свет, 

А в поле за околицей, – 

Пока идешь за кем-то вслед, 

Дорога не запомнится. 

Зато, куда б ты ни попал 

И по какой распутице, 

Дорога та, что сам искал, 

Вовек не позабудется. 

(Н.Рыленков) 

Эти строки как нельзя лучше отображают заложенный в ГОС подход к организации  учебного процесса.

Как же построить современный урок, основой которого, является системно деятельностный подход? 

Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и  развитие универсальных учебных действий (УУД). 

Рассматривая сущность системно-деятельностного подхода, Т. И. Фисенко [4]  подчеркивает его основную идею, состоящую в том, что новые знания не даются в  готовом виде: обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной  исследовательской деятельности. Задача педагога при введении нового материала  заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.  Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами  додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых  условиях. 

Критерии эффективности современного урока:  

– Обучение через открытие 

– Развитие личности 

– Способность ученика проектировать предстоящую деятельность 

– Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, и  что чувствовал ученик при этом. 

– Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода:

I этап. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Проверка домашнего задания 

IV этап. Постановка учебной задачи  

V этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

VI этап. Релаксация 

VII этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

VIII этап. Оценивание (Самоанализ и самоконтроль) 

IX этап. Рефлексия. Итог урока 

Я провела опрос учителей нашей школы, задав им вопрос: Современный урок. Какой он? Вот какие ответы я получила от наших учителей:  

Современный урок – это урок технологичный, соответствующий современным  возможностям обучения, востребован во времени, должен быть интересен и учителю и  ученикам, развивающий, имеющий практическую значимость, познавательный,  ориентирован на будущее, актуальный, действенный, урок, на котором педагог работает  вместе с учеником, сотрудничает, направляет детей, помогает, учит добывать учеников  знания, создает условия для саморазвития.

Это урок, насыщенный многообразием  учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление.  

Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое  творчество, свой методический почерк. 

Как проектировать такой современный урок?  

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ГОС 

Первое

– четко определить и сформулировать для себя тему урока; 

– определить место темы в учебном курсе; 

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; – обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в  дальнейшем. 

Второе.  

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую  установку урока – зачем он вообще нужен?

 Третье.  

1. Спланировать учебный материал  

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:  

– узнавание нового материала;  

– воспроизведение;  

– применение знаний в новой ситуации;  

– применение знаний в незнакомой ситуации;  

– творческий подход к знаниям.  

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».  

4. Составить три набора заданий, направленные на: воспроизведение осмысление и  закрепление материала учеником. 

Четвертое. 

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать  ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия  формируются на каждом этапе урока.  

При правильной организации УУД учащихся на уроке формируются уже 

на этапе объявления темы урока

Познавательные, Общеучебные,  Коммуникативные учебные действия

на этапе сообщения целей и задач

Регулятивные, Коммуникативные

на этапе планирования учащимися способов достижения намеченной цели

Регулятивные; 

на этапе практической деятельности учащихся

Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные; 

на этапе оценивание учащихся и рефлексии

Регулятивные, Коммуникативные;

на этапе домашнего задания

Регулятивные, Коммуникативные.

Пятое. 

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет  удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить,  когда все забудут.  

Шестое.  

Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала  имеет следующие этапы:  

мотивационно-целевой;  

процессуальный;  

рефлексивно-оценочный  

Седьмое.  

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися.  Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: 

что контролировать;  

как контролировать;  

как использовать результаты контроля  

Восьмое.  

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися  образовательных продуктов. При этом домашнее задание должно предоставлять  возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения  задания и представления результатов.  

Девятое.  

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый  материал остался на доске в виде опорного конспекта. 

Итак, 

Современный Урок направлен  

на формирование и развитие УУД, 

на достижение личностных результатов; 

урок строится в рамках системно-деятельностного подхода; 

развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебные задачи;

проектировать пути их реализации; 

контролировать и оценивать свои достижения. 

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что полученные  умения необходимы ему и на других предметах, и в жизни! 

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / /  Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22. 

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении:  Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. 

3. Краевский В. В., Полонский В. М. [ред.]. Педагогическая наука и ее методология в контексте  современности : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001. 

4. Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL:  http://www.allbest.ru.  

5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/  6. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы  психологии. 1995. № 2. С. 31–38. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!