Автор: Попова Елена Николаевна, учитель английского языка МБОУ Маргаритовской СОШ Азовского района Ростовской области
"Современный урок английского языка с учетом требований ФГОС"
(план – конспект)
Образовательная ситуация по теме: «Скоро, скоро Рождество!» (6 класс)
Цели: знакомство с английским праздником и традициями, которые с ним связаны; изучение взаимосвязи культур на примере обычаев, связанных с празднованием Рождества; определение общего культурного первосмысла этих двух традиций; создание у учащихся осмысленных предпосылок для написания посланий Санта Клаусу в канун Рождества, а также Деду Морозу.
Ход занятия. Оформление доски: «CHRISTMAS IN THE AIR!» - на доске прикреплен полосатый красно-белый пакет, напоминающий традиционный английский чулок с рождественскими подарками. Создаётся проблемная ситуация и мотивация на её решение. Урок начинается с известной рождественской песенки, на экране картинки: письмо Деду Морозу, дети за столом пишут письма с фразой «Dear Santa…», подарки, детские игрушки. Учитель просит учащихся посмотреть на экран и выполнить задания , 1 слайд - назвать предметы, охарактеризовать действия, 2 слайд - повторить новые слова и выражения за диктором; подумать о возможной теме урока.
1. Образовательная напряженность.
Учащимся предлагается 1- прослушать мини-рассказы о Рождестве, письмах Санта Клаусу, подарках (аудирование); 2- соотнести рассказы с картинками. Учащиеся комментируют действия, изображённые на картинках (речевая разминка: мини-монологи).
2. Уточнение образовательного объекта .
Учитель знакомит детей с английской легендой о рождественских подарках и просит учащихся высказать свои предположения о теме урока.
Уч-ся отвечают: «Рождество, письма Санта Клаусу, новогодние подарки».
3. Конкретизация задания.
Учащимся представляется девочка Рози из Лондона (заранее подготовленная девочка), которая в ролевой игре предлагает ознакомиться со своим письмом (типичным письмом английских детей) Санта Клаусу. Учащиеся формулируют свои вопросы о подарках Рози.
Начинается оживлённый разговор (полилог) между одноклассниками c применением клише, «What do you want from Santa?”, “I want … from Santa”, “What do you promise?”, “I promise …” («Какой подарок ты хочешь получить от Санта Клауса?» - «Я хочу получить…»; «Какое ты даёшь обещание Санта Клаусу?» - «Я обещаю…»), а также вопросов - ответов «собственного изобретения».
Учащиеся пользуются активной лексикой, а также используют новую лексику, находя её в словаре.
В ходе обсуждения подарков Рози и её друзей ребята загораются идеей тоже написать письма Санта Клаусу.
Конкретизация задания приводит учащихся к необходимости лично решать образовательную ситуацию.
4. Решение ситуации.
Учащиеся пишут письма Санта Клаусу, обращая внимание не только на содержание, но и на структуру письма, схема которого создаётся учащимися на доске перед работой (повторение пройденного материала). Индивидуальная письменная работа продолжается примерно 15 -20 минут.
Менее подготовленные учащиеся выполняют задание по шаблону методом подстановки.
Дополнительное задание для всех учащихся: оформить письмо рисунком желаемых подарков и подписать их названия.
Ребята, справившиеся с заданием быстро, получают креативное задание:
а) - оформить красочно большой общий конверт для писем, б) - зайти в Интернет и найти адрес Санта Клауса, в) - подписать конверт «кому» и «от кого».
5. Демонстрация образовательной продукции.
Образовательные продукты, письма, имеют два вида: внешний - красочно оформленные тексты и внутренний - усвоенная лексика, грамматические конструкции, структура письма, которые применены учащимися во время работы.
Учитель предлагает продемонстрировать свои работы. Ученики выходят к доске и размещают письма на магнитной доске вокруг красочного, правильно подписанного конверта.
Учитель предлагает нескольким учащимся с разным уровнем успеваемости представить (прочитать) свои работы, а остальным внимательно слушать (аудирование). Учащиеся задают вопросы, анализируют, высказывают своё мнение (диалоги - обсуждение).
Примерное обсуждение:
1. С.: «Ты даёшь Санте три обещания: делать зарядку, научиться плавать, заниматься в спортивной секции. Почему так много?»
М.: «Я хочу стать здоровым и выносливым парнем».
С.: «Классно! Я тоже буду заниматься в спортивной секции».
2. Л.: «Ты просишь у Санты два подарка, но это не скромно!»
К.: «Один подарок для меня, а другой для моей маленькой сестры».
Л.: «В другой раз напиши об этом в письме».
3. А.: «Ты просишь в подарок настоящий телескоп, а для чего?
Д.: «Я хочу наблюдать за небом и открыть новую звезду!»
А.: «Какая твоя будущая профессия?»
Д.: «Я хочу быть астрономом».
А.: «Астроном – это интересно!» и т.д.
Во время обсуждения учащиеся прибегают к помощи словаря, а в крайнем случае – подсказке учителя.
Обозначенные позиции вызывают отношение учеников к чужим продуктам, а также формируются критерии их оценки.
6. Систематизация полученной продукции
На данном занятии зачитываются только три письма. После обсуждения гостья из Лондона Рози складывает все письма ребят, и своё в том числе, в конверт, чтобы отправить Санта Клаусу. В это время учащиеся копируют схему письма в тетради, а также записывают правильное оформление адресных строк на конверте. Это будет необходимо для правильного выполнения домашнего задания «Письмо Деду Морозу»
7. Работа с культурно-историческими аналогами
Демонстрируется слайд-шоу. Учитель зачитывает легенду о нашем Санта Клаусе, т.е. Дедушке Морозе, о том, как дети из России пишут ему письма. Ученики слушают, с интересом сопоставляют и сравнивают, отмечают внешние и поведенческие сходства и различия. Также сравнивают и содержание просьб в письмах. Обучающиеся знают не только свой вариант, но и варианты одноклассников, а также культурный аналог. Во время обсуждения (вопросо-ответная работа) выясняется множество сходств. Это рождает у учеников версии о существовании единых культурологических первооснов, что является результатом образовательной ситуации. На этом этапе работы дети сами определили домашнее задание: «Давайте напишем письма нашему Деду Морозу!»
8. Рефлексия
Цель рефлексии - осознание учениками своей культурологической деятельности, использованных и усвоенных способов, полученных результатов, возникших трудностей и проблем. Вопросы учителя: Что каждый делал сегодня на занятиях? Что было главным? Каковы основные результаты? Чему научились?
Ученики кратко формулируют свои ответы. Называют то, что они делали самостоятельно: составляли текст письма, придумывали вопросы и ответы, добывали необходимый материал в словарях и Интернете, сами подводят итог проделанной работы.
В конце урока девочка Рози предлагает разобрать из подарочного рождественского пакета именные поздравительные открытки, которые напоминают большие конфеты.
Открытки являются продуктом проектной деятельности учащихся 5 класса по теме: «Поздравительная открытка другу» и оформляются заранее.
Я постаралась разработать содержание образовательной ситуации на основе компетентностного подхода. Присутствуют ключевые компетенции:
коммуникативная – учащиеся умеют передавать свою информацию другим, задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе, применяя клише;
учебно-познавательная - ребята учились добывать информацию в своей предметной области, используя языковую догадку, словари, Интернет;
общекультурная - учились культуре коммуникации устной и письменной при взаимодействии с людьми. Формирование компетенций происходит в процессе выполнения заданий, носящих личностно - деятельностный характер, результат – личностно и социально значимый продукт. В процессе разработки данного продукта, формируются компетенции, освоение которых можно измерить – степень самостоятельности, осознанности, готовности применить их в реальной жизни.
Благодарю за внимание!