СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок биологии в школе-интернате для детей с нарушением зрения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение учащихся с нарушением зрения биологии  очень сложный и многогранный процесс. В связи с трудностями визуального восприятия учебной информации с помощью зрения и для формирования правильных представлений о биологических объектах и явлениях возникает необходимость вводить в учебный процесс школьников коррекционно-педагогическую работу по преодолению отклонений в их развитии, включающую специальные приемы и методы обучения, частные предметные методики.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок биологии в школе-интернате для детей с нарушением зрения»

Современный урок биологии

в школе-интернате для детей с нарушением зрения


Обучение учащихся с нарушением зрения биологии очень сложный и многогранный процесс. В связи с трудностями визуального восприятия учебной информации с помощью зрения и для формирования правильных представлений о биологических объектах и явлениях возникает необходимость вводить в учебный процесс школьников коррекционно-педагогическую работу по преодолению отклонений в их развитии, включающую специальные приемы и методы обучения, частные предметные методики.

На современном этапе в центр внимания всего учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процессов ставится конкретная личность ребенка со всем многообразием её свойств и качеств, с учетом особенностей его развития, познавательной и эмоциональной сфер деятельности. Задача на любом уроке – преодоление недостатков в развитии ребенка. Для этого на своих уроках проводилась работа с детьми по следующим направлениям:

1. Коррекция психического развития (формирование умений по цветоразличению, фиксации взгляда, прослеживающимся функциям: агрегатное состояние, запах, цвет, свойства веществ, размеры природных тел) При этом обогащается сенсорный опыт (различия в цвете моделей атомов отдельных элементов, объемность всех компонентов), совершенствуется мелкая моторика.

2. Коррекция физического развития.

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), микро- и макроориентировки глазодвигательной мускулатуры. Тренировка аккомодации (определение изучаемого вещества (материала) на различном удалении).

Зрительная гимнастика, проводимая после продолжительной работы с помощью зрительного анализатора, кроме вышесказанного в нее включаются глазодвигательные упражнения.

На уроках биологии зрительная гимнастика также может иметь предметную направленность и приводится с использованием, например, коллекции листьев. Детям представляют листья различных растений и задают вопросы: «Какого цвета листья в правой стороне стенда, в левой, внизу, вверху?», «Каково расстояние до них ?», « Какая у них форма ?», «Сколько листьев перед вами ?», «Какое растение имеет подобные листья?» и др.

При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение:

а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики;

б) быстрое, веселое – для физической разминки.

3. Средства коррекции и коррекционная направленность дидактического материала.

  • обязательное наличие очков, линз, бифокалов;

  • очков для видения вдаль и вблизи;

  • использование средств наглядности в соответствии с требованиями для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных зрительных диагнозов учащихся.

Для изучения предметов использование объектов с учетом полисенсорности восприятия, с вовлечением в работу сохранных анализаторов: слухового, осязательного (крупные и мелкие предметы), обонятельного (запах).

4. Формирование сенсорного опыта.

Осуществляется при исследовании веществ, живых организмов, объектов неживой природы, материалов – определение по их характерным признакам с помощью осязания (констатируя величину, форму, характер поверхности, твердость, пластичность и т. д.), с помощью обоняния определяется запах, определение цвета при помощи зрительного анализатора, с использованием средств коррекции (очков, линз, микроскопов). Предлагается также чувственное определение факторов внешней среды, влияющих на развитие живых организмов – тепло, влажность, характер почвы, взаимодействие живых организмов друг с другом, их взаимовлияние; выделение и поглощение энергии во время реакций. Таким образом, полисенсорность восприятия помогает учащимся сформировать адекватное представление о химических формулах простых и сложных веществ, о пространственном строении молекул, о различных классах неорганических и органических соединений и их свойствах, животных, семействах растений.

5. Коррекционная направленность методов обучения.

Словесный, наглядный, практический – основные используемые методы, но в условиях специальной школы, имеют свою особенность. В словесном методе необходима образность подачи материала, конкретизация, строгая логическая последовательность. Рассказ должен быть красочным, с привлечением дополнительного материала, доступным. Важное значение имеет последовательность подачи дидактического материала. Коррекционная направленность в этом случае заключается в использовании следующей последовательности: от натурального объекта к модели , далее к рисунку и к обобщенной схеме, на которой четко, контрастно, в увеличенном цветовом исполнении показываются изучаемое вещество, биологический или химический объект.

Для достижения поставленных задач используются следующие приемы и формы работы:

  1. Использование оптических способов коррекции в соответствии с зрительным диагнозом, индивидуально-дифференцированный подход к дозированию учебного материала.

  2. Использование контрастных фоновых экранов при демонстрации объектов, явлений. Использование карточек, демонстрационного материала на контрастной основе.

  3. Использование натуральных объектов, объемных моделей, моделей-конструкторов.

  4. Работа с карточками-путеводителями, применение алгоритма при выполнении лабораторных работ.

  5. Проведение коррекционно-динамических пауз: пальчиковая и зрительная гимнастика, предметно-коррекционная пауза.

  6. Обучение по системе Брайля.

  7. Формирование сенсорного опыта - использование сохранных анализаторов.

  8. Развитие мелкой моторики - использование мелких операций с объектами: работа с моделями-конструкторами, лепка, работа с карточками.

  9. Развитие микро- и макроориентирования глазодвигательной мускулатуры

  10. Формирование умений по цветоразличению и фиксации взгляда.

  11. Тренировка аккомодации: определение изучаемого объекта на различном удалении.

  12. Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования предметов, объектов: от натурального объекта – к модели, рисунку, схеме.

Например: этапы работы (тема «Строение клетки»): объемная модель клетки – рисунок с обозначениями – обобщенная схема, отражающая строение – выполнение практического задания .

  1. Активизация самостоятельной и творческой деятельности: работа в парах, малых группах.

  2. Приемы ассоциативного запоминания: методика «запоминаем на пальцах», ролевые игры.



Современный урок биологии невозможен без активизации самостоятельной и творческой деятельности учеников. Приведу примеры фрагментов уроков биологии с использованием коррекционных приемов и приемов активизации учебной деятельности воспитанников.

7-е классы

Урок «Внутреннее строение листа»: во время проверки усвоения знаний для активизации умственной и речевой деятельности применяется следующий прием:

Составьте предложения, используя такие ключевые слова, словосочетания или продолжите фразу: лист – боковая часть… кожица … устьица … основная ткань расположена … основная ткань листа делится на… столбчатые клетки… губчатые клетки … жилки – это…

Урок «Функции листа. Фотосинтез. Дыхание и испарение воды»: во время проверки усвоения знаний после знакомства с основными функциями листа предлагается игровой момент. Суть игры «Повтори и продолжи» заключается в том, что во время ответа учащиеся повторяют сказанное и добавляют свое. Если первый учащийся сказал: «Фотосинтез», то второй говорит «Фотосинтез, столбчатая ткань», третий «Фотосинтез, столбчатая ткань, свет», четвертый «Фотосинтез, столбчатая ткань, свет, вода, углекислый газ» и т.д. В игре, как правило принимают участие все дети. Эти игровые моменты развивают не только мышление, но и память.

8- е классы

Урок «Пресноводные простейшие (эвглена зеленая, инфузория-туфелька)». Использую старый, но верный прием – составление плана ответа. Это задание дается как домашнее для подготовки к следующему уроку – лабораторной работы по этой теме.

Например:

Эвглена зеленая

  1. Внешний вид:

А) форма тела; Б) органы передвижения

2. Приспособленность к среде обитания:

А) вакуоли; Б) фотосинтезирующие органы; В) ядро; Г) циста

3. Тип питания:

А) автотрофный; Б) гетеротрофный

4. Размножение:

А) бесполое; Б) половое

Используя такой план, учащиеся (даже с начальным уровнем знаний) отвечают последовательно, не пропускаю важных моментов, используют биологическую терминологию.

9-е классы

Урок «Сосудистая система. Движение крови по сосудам». Для развития познавательной активности к теме урока свой рассказ учитель сопровождает видеофрагментами, используя аудио-видео пособие по дисциплине «Биология человека», что повышает запоминание учебного материала, активизирует мышление учащихся. В качестве закрепления материала учащиеся выполняют практическую работу. Учителем предоставляются инструктивные карточки.

Урок «Кровообращение. Органы кровообращения. Строение и функции сердца». Для развития познавательной активности к теме урока свой рассказ учитель сопровождает видеофрагментами, используя аудио-видео пособие по дисциплине «Биология человека», что повышает запоминание учебного материала, активизирует мышление учащихся. При этом используется составление схемы-конспекта в рабочей тетради.

Например: Схема строения сердца

Правая часть

Полая вена

(венозная кровь)

Клапан

Правое предсердие

Трехстворчатый клапан

Правый желудочек

Полулунный клапан

Легочная артерия

(венозная кровь)

Строение левой части строения сердца предлагается составить учащимся самостоятельно, по аналогии строения правой, с учетом прослушанного материала. При этом используются рисунки, материал учебника в качестве наглядного и дидактического материала.

10 –е классы

Урок «Строение глаза». При изучении строения глаза используется визуальный метод. Помимо использования макета строения глаза, сравнения его с рисунком в учебнике, используются видеофрагменты аудио-видео пособия по дисциплине «Биология человека», при этом новый материал учащиеся фиксируют в тетради в виде опорного конспекта в виде таблицы. Этот подход способствует формированию у детей навыков самоуправления своей познавательной деятельностью, помогает освоить алгоритм действий в процессе объединения полученной из учебника информации, а также определять и осознавать существенное: особенности строения, приспособление к условиям существования.

Кроме того, на уроках (на этапах актуализации и закрепления) используются такие диктанты как:

  1. фразеологический диктант

Например:

Закончить предложения.

  1. Оболочка глаза, выполняющая защитную функцию …

  2. Передняя часть склеры, преломляющая свет …

  3. Двояковыпуклая линза глаза …

  1. выборочный диктант

Учитель читает утверждение. Если учащийся согласен с этим утверждением, он отвечает «да», а если не согласен – «нет»

Например:

  1. Оболочка глаза, содержащая фоторецепторы – сетчатка

  2. Ресницы обеспечивают отведение пота со лба

  3. Анализатор состоит из двух частей: рецептора и анализирующего участка коры головного мозга.


Урок «Оптическая система глаза. Аккомодация. Нарушение зрения». В качестве домашнего задания работа с дополнительной литературой – подготовить сообщение о собственном заболевании органа зрения.

Методы активного обучения могут быть использованы на разных этапах обучения: первичного овладения знаниями, их закрепления и усовершенствования, формирования умений и навыков. Так, например, на этапе первичного усвоения знаний для активизации учеников используется проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, самостоятельная работа с книгой по учебной программе. Для усовершенствования и систематизации знаний и формирования умений используются такие методы как решение ситуативных задач и их анализ, ролевые игры. Кроме того, чтобы активизировать познавательную деятельность детей и направить ее на решение существующей проблемы, в ней должно быть кое-что известно, заданы определенные отравные данные для обдумывания, для творческого поиска. Таким элементом является создание поисковой ситуации, которая стимулирует интерес учащихся и стремление к познавательному поиску. Например, использование познавательных заданий.

Так же необходимо усилить самостоятельную работу по составлению воспитанниками презентаций, проектов. Проводить работу на уроках по работе с биологическими терминами. Учителю для усиления визуального метода применять компьютерные технологии (презентации).

Таким образом, главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку через свои уроки активно познавать окружающую действительность и создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!