СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок-основа эффективного и качественного образования

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Современный урок- основа эффективного и качественного образования"

Просмотр содержимого документа
«Современный урок-основа эффективного и качественного образования»

Современный урок - это основа эффективного и качественного образования.

''Учитель живет до тех пор, пока учится;

как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель''

К.Д. Ушинский.

В обществе всегда была востребована сильная, креативная и талантливая личность. И в современном мире – мире компьютерных технологий с каждым годом возрастает необходимость в таких людях. Современное общество требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя, требует новых педагогов – новаторов традиций, которые непрерывно стремятся к совершенствованию, требует новой системы образования. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача современной школы дать ребёнку возможность не только получить готовые знания, но и помочь построить научную картину мира, научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, делать научные открытия, самостоятельно добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, умеющую делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в рамках современного урока учитель способен решить данные задачи. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Но в настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени. Многие считают, что при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Ведь не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Компьютеризация общества, инновационные технологии требуют новых форм уроков, развития дидактики и конкретных методик. Проводя уроки – исследования с использованием компьютерных моделей мультимедийных пособий по всеобщей истории и истории России, я убедилась в том, что эти модели легко вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Эти модели отличаются адаптивностью, многообразием режимов работы, форм диалога и методических приемов, качественной графикой с элементами мультипликации, развитой системой накопления и анализа результатов обучения, возможностью изменения сценариев обучения и баз знаний, в которых практически не используются прямые вопросы-ответы, а преобладают задания, предполагающие активные действия учащихся. Это позволяет реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению истории.

В наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов или проектная деятельность, который занимает ведущее место среди современных методов обучения. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

В своей педагогической деятельности я применяю метод проектов в малых формах на отдельных уроках и во внеурочной деятельности, что позволяет использовать различные формы проектной деятельности: индивидуальную, групповую, коллективную. Урок – это не только учебная ситуация, но и благодаря методу проектов, "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Этой задаче я на своих уроках уделяю достаточно времени, продумываю чередование видов работ, типов заданий. Результатом моей педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности. Проводя уроки с применением учебных проектов, я пришла к выводу, что данный метод достаточно успешно сочетается с традиционной системой предметного классно-урочного обучения, дополняет ее, позволяет отрабатывать межпредметные связи и вместе с этим работает на повышение качества образования. По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований ребята высказывают следующее о проектной деятельности:

  • младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда «становятся лучшими друзьями»;

  • 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;

  • 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап;

  • По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности;

Исходя из всего выше написанного, в этом учебном году мною был проведен небольшой эксперимент на параллели 6-х классов по предмету региональная история (история Костромы и Костромского края). В экспериментальном классе процесс обучения строился с использованием метода проектов, в остальных классах процесс обучения был выстроен по традиционной системе. Начиная работу над проектом, учащиеся отвечали на вопросы анкеты:

1.Название проекта

2.Что я хочу сделать?

3.Чему я хочу научиться?

4. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? 5.Кому я хочу помочь?

На основании своих ответов учащиеся составляли план учебного проекта по следующей схеме: класс, тема проекта, название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список группы. Результатом работы шестиклассников стал проект «Древние города земли Костромской», который имел следующие цели:

  • Педагогическая - формирование различных компетенций у учащихся и готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

  • Практическая:

  • систематизировать сведения об истории городов Костромской области, определить их место в контексте истории русского государства;

  • выявить, как события истории русского государства повлияли на развитие городов Костромской области;

  • расширить и углубить знания по истории родного края.

Исходя из целей были сформированы задачи проекта:

Педагогические:

  • поиск материалов в информационном поле;

  • анализ данных из различных информационных источников и установление причинно-следственных связей;

  • скомпилировать факты и иллюстрации для создания мультимедийных презентаций по истории городов Костромской области, преобразовав их в дальнейшем в проект;

  • формирование навыков коллективной работы и партнерского общения.

Практические

  • какие города Костромской области возникли одновременно с Костромой;

  • восстановить историю создания и развития данных городов (с момента возникновения до XVI века);

  • выявить схожие и отличительные черты в истории городов Костромской области;

  • провести сравнительную аналогию с крупными городами русского государства.

По окончании работы над проектом учащиеся подводили итоги и отвечали на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» ребята чаще всего давали следующие ответы:

  • анализировать собственные действия;

  • достигать поставленной цели;

  • презентовать результаты своего труда;

  • распределять правильно время;

  • доделывать все до конца;

  • рассматривать тему с разных точек зрения.

Все это естественно многое дает учащимся, участвующим в проектной деятельности. Это и активизация мыслительной деятельности, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. В течение года ребята учились работать над проблемой, получали навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учились применять знания. Проектная деятельность давала ученикам возможность сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения. Таким образом, можно сделать вывод, что эксперимент удался, а метод проектов дал положительные результаты. В экспериментальном 6 «Б» классе повысился процент качества знаний, по сравнению с прошлым годом, а так же среди остальных 6-х классов.

класс

% качества знаний за 2009 уч.год

% качества знаний за 2010 уч.год

6 «А»

46

46

6 «Б»

51

55

6 «В»

43

42

Обработка результатов анкетирования показалала, что повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

На начальном этапе организации проекта с учащимися проводилось диагностическое исследование, позволяющее выявить уровень сформированности исследовательских умений и навыков. Для этого была проведена анкета, направленная на выявление самооценки владения учащимися указанными умениями (Приложение №1). По результатам диагностики выявился круг учащихся имеющих различную степень мотивации к исследовательской деятельности и различный творческий потенциал. В начале проекта из 28 анкетируемых ребят 24 хотели бы заниматься различного рода исследованиями, но лишь 20 человек оценили свои способности как дающие им возможность организовать и довести до конца какое либо исследование. И только 13 человек показали такой уровень сформированности умений, который позволил бы им провести исследование практически без вмешательства учителя.


По окончании проекта было вновь проведено анкетирование, которое показало интересные результаты. Почти все учащиеся были замотивированы на исследовательскую деятельность и уверены в успешности этой деятельности, владение умениями и навыками учебно-исследовательской деятельности так же незначительно повысилось.


Таким образом, проведённая диагностика подтверждает, что учебно-исследовательская деятельность является значимой для учащихся, но уровень владения навыками этой деятельности у них низкий. Это позволило определить цели и задачи по реализации данного направления учебной деятельности на следующий год.

Но далеко не все учащиеся были вовлечены в данный процесс, но анкетирование было проведено и в остальных 6-х классах. Полученные результаты оказались намного ниже по всем показателям, это и понятно, так как на традиционном уроке отводится недостаточно времени на развитие умений и навыков исследовательской деятельности и работа по формированию учебно-исследовательских умений и навыков в данных классах была неактуальна.

В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Метод проектов как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний, готовность к их применению. Современный урок позволяет успешно и безболезненно для ребят вводить компетенции в нормативную и практическую составляющую образования, позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Поэтому не нужно бояться творить, исследовать и учиться вместе с ребятами.

Список литературы:

1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288с.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288с.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288с.

4. Макарова Л.Н., Шаршов А. А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96с.

5. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина; Науч.- исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1991.-160 с.

6.Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2006. – 80 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!