Современные педагогические технологии на уроках географии
Школа сегодня – это информационно-образовательная среда, главной задачей которой является обеспечение высокого качества образования. Достичь этой цели невозможно без формирования устойчивого интереса к предмету. Каким же образом привлечь современного ученика к изучению географии?
Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках технологий.
Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) является необходимостью, прежде всего в силу того, что современные школьники не мыслят свою жизнь без компьютера. На уроках географии я использую несколько направлений ИКТ:
Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках географии:
Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).
Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).
И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).
При использовании различных электронных материалов, возникла необходимость создания собственной версии – презентации, где появилась возможность комбинировать разные источники информации.
Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят в создание презентации учащиеся. Поэтому организую этот процесс в форме проектной деятельности.
2Проектная технология - Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Основу проекта составляют
-Проблема
-Проектирование(планирование)
-Поиск информации
-Продукт
-Презентация
Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.
3. технологии критического мышления ее главной целью является обучение ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем. Выделяется три основных этапа развития критического мышления
Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.( «Покопаемся в памяти», «Ассоциация», «Ключевые слова», «Перепутанные логические цепочки»)
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. ( «Дневник», «Верные и неверные утверждения», «Пометки на полях», «Бортовой журнал» «Таблица тонких и толстых вопросов», «Кольцо Венна», «Перекрестная дискуссия», «Верите ли вы, что…»)
Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. ( « Кластер», «Синквейн», « Эссе», «Составить сказку, схему»)
Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
Применяю также игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Последние позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ЕГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса.
В течении года наблюдался рост мотивации к обучению. Проявлялось в увеличении активности детей при ответах на уроках, участие в конкурсах, повышение интереса к обучению. Кроме того становилось все меньше желающих прогулять урок и как следствие повышение положительных оценок.
В новом учебном году планирую использование данных педагогических технологий для достижения лучших результатов.
Литература
1. Ступникова А.Д. и др., «Справочник учителя географии», Волгоград: Учитель, 2012.
2. Чернявская А.П., «Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века», Н.Новгород, 2001.
течении 2010 – 2011 учебного года я апробировала такие
При проблемном обучении:
У учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов.