- ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
- КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кейс-технология как способ интерактивного обучения
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Кейс - технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией
Задачи учителя
мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности
организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы
реализовать свои способности и интересы
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Кейс-технология (case-study)
синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Суть метода
использование в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Цель технологии
помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Задачи метода
максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Метод кейс-технологии
завоевывает позитивное отношение
со стороны учащихся
способствует взрослению
формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе
выступает как образ мышления педагога, его особая парадигма
Классификация кейсов по содержанию и организации представленного в них материала
Кейсы,
обучающие решению
проблем и принятию
решений
Кейсы,
иллюстрирующие проблему и её решение
Кейсы,
обучающие анализу
и оценке
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Классификация кейсов
практические кейсы
метод ситуативного
анализа
научно-исследова-тельские кейсы
метод инцидента
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Метод инцидента
Учащиеся получают краткое сообщение о случае, где они
должны собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Метод ситуативного анализа
Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности .
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Метод деловой переписки
Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Кейс со
структурированными
вопросами
«Мертвые» кейсы
Кейс –
практическая
задача
Классификация
кейс-технологии
«Живые»
кейсы
Кейс –
иллюстрация
Проблемные
кейсы
Кейс – изложение
Проектные
кейсы
Кейсы
по субъекту представления
информации о ситуации
Кейсы
по источнику
информации
Технологические особенности метода
- представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии;
- выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и взаимный обмен информацией;
- погружает группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями;
- интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
- является специфической разновидностью проектной технологии, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса;
- концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха».
Стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом
- Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации.
- В определенных условиях учитель будет сам давать ответ.
- Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Этапы работы
Подготовительный этап:
формулируется задание
определяются вопросы
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Этапы работы
ознакомление с сюжетом
Этап решения кейсов
проблематизация
формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок
выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос
проверка гипотез на основе информации сюжета и других
доступных источников
презентация решения
рефлексия хода решения кейса
Актуальные потребности подростков
• самопознание;
• самооценка;
• самоопределение;
• самовоспитание;
• психологическая и эмоциональная независимость;
• достижение определенного социального статуса;
• стремление к самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Кейс-метод
С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Метод кейс-технологии развивает
аналитические навыки
практические навыки
творческие навыки
коммуникативные навыки
социальные навыки
навыки самоанализа
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Применение кейс-метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе
добывать знания самостоятельно
работать в группах
слушать собеседников
аргументировать свою точку зрения
развивать навыки ведения дискуссии
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Структура типичного кейса для школы
- Ролевая игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?».
- Проектный метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи.
- Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Кейс этнокультурной направленности
- Для того что бы лучше понять как составить кейс, мы нарушим последовательность структуры кейса.
- 1. Случай
- Ученик 5 класса не смог вспомнить имен своих бабушек и дедушек, так как кроме как «бабушка» и «дедушка» их не называл. Эта проблема очень обеспокоила учителя, т.к. ребенку будет сложно выполнить задание для внеклассного мероприятия. Это может огорчить и расстроить ученика, и он будет испытывать дискомфорт. Из личной беседы стало ясно то, что в семье мальчика не уделяется должного внимания и уважения к родным людям старшего поколения.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
2. Решения
- Беседа о важности и необходимости знаний своих корней.
- Провести конкурс рисунков «Моя семья».
- Выпустить стенгазету «Я горжусь...».
- Устроить праздник.
- Дальнейшая работа в данном направлении - это исследовательская работа на тему: «Моя родословная».
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Дальнейшая работа в данном направлении - это исследовательская работа на тему: «Моя родословная».
- 3. Контекст
- С целью углубления в последующую проблему, можно использовать фото с изображением пожилых людей, семейное фото (межнациональные семьи), где четко прослеживается связь поколений с упором на необходимость и важность таких связей.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
4. Факты
- - Частная проблема
- Мудрые японцы говорили: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». По результатам анкетирования выяснилось, что проблема ученика 5 класса не единична, а принимает масштабный характер.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Общественная проблема.
- Вырастая, дети порой забывают о своих престарелых родителях, обрекая их на одиночество, а подчас и на мучения. В Конституции РУз и в семейном кодексе прописаны права и обязанности по отношению к нетрудоспособным родителям. Те, кто их не соблюдают, нарушают законы государства. ( Можно привести примеры уважения к старшему поколению в разных конфессиях: в исламе, в буддизме, в православии. Уделить внимание тому, на чем основаны эти взаимоотношения.)
5. Название
ВЫВОД Кейс-технология как способ интерактивного обучения способствует повышению качества подготовки обучающихся за счет того, что в освоении знаний активно участвуют мыслительные процессы, стимулированные необходимостью совершать непосредственные действия. Используя теоретические знания, обучающиеся могут проанализировать и оценить явления, необходимые в профессиональной деятельности.
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам.
Питер Экман
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
Об авторе
ГИЗАТУЛИНА
ОЛЬГА
ИВАНОВНА
учитель русского языка и литературы, тьютор
Стаж работы 30 лет
© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна