СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии.Кейс-технология как способ интерактивного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс – методом. Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся  полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Примеры кейс - заданий

 

1. При изучении творчества В. Г. Короленко в 5 классе. ( «Дети подземелья»)

- Вспомните и расскажите, как Вася познакомился с Валеком и Марусей.

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в дружбу?

(диалог Валека и Васи, глава 4)

- Почему Валек не бросился в драку? А почему Вася не начинает драки?

- Что было бы, если б драка все же состоялась? К каким бы последствиям это бы привело? Не забывайте еще и о третьем участнике ситуации – Марусе!

Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

 

2. При изучении рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»

-Можно ли А. И. Солженицына назвать прообразом своего героя-рассказчика? Обоснуйте свой ответ.

Учащийся, работая с текстом-биографией и текстом произведения, должен привести обосновать свое мнение и сделать вывод.

 

3. При изучении «Повести о разорении Рязани Батыем» (эпизод «Подвиг Евпатия Коловрата»)

- Представьте, что каждый из вас – летописец. Вам удалось пережить страшную трагедию Русской земли, разорение и уничтожение Рязани. Вы, летописец, должны оставить какие-либо важные сведения об этом злодеянии для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали?

4. При изучении поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

В конце поэмы читаем:

Мать – земля моя родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что - не знаю,

Только ты прости меня!

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет Теркин твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад…

 

Что ж ты, брат, Василий Теркин ,

Плачешь вроде?

-Виноват…

 

- Что бы вы ответили плачущему Теркину?

 

 

 

 

5. При изучении драмы А. Н. Островского «Бесприданница».

- Определите основную причину развязки событий. Это результат рокового стечения обстоятельств или закономерный финал?

- Предложите свой вариант выхода из подобной ситуации (Лариса – свидетельница того, что ее разыгрывают в орлянку).

6. На уроке сопоставления стихотворения А. С. Пушкина «Сожженное письмо» и стихотворения А. Вознесенского «Е. W.»

- Как вы понимаете эти слова: «Не удался пасьянс»?

-Как бы вы объяснили имена собственные в стихотворении А. Вознесенского?

Результат решения кейс - заданий может быть представлен также в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

 

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии.Кейс-технология как способ интерактивного обучения»

ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кейс-технология как способ интерактивного обучения   © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна
  • ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
  • КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кейс-технология как способ интерактивного обучения

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Кейс - технология  в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией

Кейс - технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий

Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией

Задачи учителя  мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности  организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы  реализовать свои способности и интересы © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Задачи учителя

мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности

организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы

реализовать свои способности и интересы

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Кейс-технология (case-study) синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Кейс-технология (case-study)

синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Суть метода использование в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Суть метода

использование в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Цель технологии помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Цель технологии

помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Задачи метода максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Задачи метода

максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

 Метод кейс-технологии    завоевывает позитивное отношение  со стороны учащихся  способствует взрослению  формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе  выступает как образ мышления педагога, его особая парадигма

Метод кейс-технологии

завоевывает позитивное отношение

со стороны учащихся

способствует взрослению

формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе

выступает как образ мышления педагога, его особая парадигма

 Классификация кейсов по содержанию и организации представленного в них материала   Кейсы,   обучающие решению проблем и принятию  решений Кейсы,   иллюстрирующие проблему и её решение  Кейсы,   обучающие анализу и оценке © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Классификация кейсов по содержанию и организации представленного в них материала

Кейсы,

обучающие решению

проблем и принятию

решений

Кейсы,

иллюстрирующие проблему и её решение

Кейсы,

обучающие анализу

и оценке

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

 Классификация кейсов   практические кейсы      метод ситуативного анализа научно-исследова-тельские кейсы метод инцидента © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Классификация кейсов

практические кейсы

метод ситуативного

анализа

научно-исследова-тельские кейсы

метод инцидента

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

 Метод инцидента   Учащиеся получают краткое сообщение о случае, где они должны собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Метод инцидента

Учащиеся получают краткое сообщение о случае, где они

должны собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

 Метод ситуативного анализа   Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности . © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Метод ситуативного анализа

Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности .

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

 Метод деловой переписки   Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения. © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Метод деловой переписки

Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Кейс со структурированными вопросами «Мертвые» кейсы Кейс – практическая  задача Классификация  кейс-технологии «Живые»  кейсы Кейс – иллюстрация Проблемные кейсы Кейс – изложение Проектные кейсы Кейсы по субъекту представления  информации о ситуации Кейсы по источнику  информации

Кейс со

структурированными

вопросами

«Мертвые» кейсы

Кейс –

практическая

задача

Классификация

кейс-технологии

«Живые»

кейсы

Кейс –

иллюстрация

Проблемные

кейсы

Кейс – изложение

Проектные

кейсы

Кейсы

по субъекту представления

информации о ситуации

Кейсы

по источнику

информации

 Технологические особенности метода   представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии; выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и взаимный обмен информацией; погружает группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями; интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых; является специфической разновидностью проектной технологии, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса; концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха».

Технологические особенности метода

  • представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии;
  • выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и взаимный обмен информацией;
  • погружает группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями;
  • интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
  • является специфической разновидностью проектной технологии, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса;
  • концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха».
 Стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом   Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом

  • Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации.
  • В определенных условиях учитель будет сам давать ответ.
  • Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Этапы работы Подготовительный этап: формулируется задание определяются вопросы © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Этапы работы

Подготовительный этап:

формулируется задание

определяются вопросы

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Этапы работы ознакомление с сюжетом Этап решения кейсов проблематизация формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников презентация решения рефлексия хода решения кейса

Этапы работы

ознакомление с сюжетом

Этап решения кейсов

проблематизация

формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок

выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос

проверка гипотез на основе информации сюжета и других

доступных источников

презентация решения

рефлексия хода решения кейса

Актуальные потребности подростков •  самопознание; •  самооценка; • самоопределение; • самовоспитание; •  психологическая и эмоциональная независимость; •  достижение определенного социального статуса; •  стремление к самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом. © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Актуальные потребности подростков

• самопознание;

• самооценка;

• самоопределение;

• самовоспитание;

• психологическая и эмоциональная независимость;

• достижение определенного социального статуса;

• стремление к самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Кейс-метод С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Кейс-метод

С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

 Метод кейс-технологии развивает   аналитические навыки практические навыки творческие навыки коммуникативные навыки социальные навыки навыки самоанализа © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Метод кейс-технологии развивает

аналитические навыки

практические навыки

творческие навыки

коммуникативные навыки

социальные навыки

навыки самоанализа

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

  Применение кейс-метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе    добывать знания самостоятельно работать в группах слушать собеседников аргументировать свою точку зрения развивать навыки ведения дискуссии © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Применение кейс-метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе

добывать знания самостоятельно

работать в группах

слушать собеседников

аргументировать свою точку зрения

развивать навыки ведения дискуссии

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Структура типичного кейса для школы   Ролевая игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?». Проектный метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи. Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?». © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Структура типичного кейса для школы

  • Ролевая игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?».
  • Проектный метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи.
  • Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Кейс этнокультурной направленности Для того что бы лучше понять как составить кейс, мы нарушим последовательность структуры кейса. 1. Случай Ученик 5 класса не смог вспомнить имен своих бабушек и дедушек, так как кроме как «бабушка» и «дедушка» их не называл. Эта проблема очень обеспокоила учителя, т.к. ребенку будет сложно выполнить задание для внеклассного мероприятия. Это может огорчить и расстроить ученика, и он будет испытывать дискомфорт. Из личной беседы стало ясно то, что в семье мальчика не уделяется должного внимания и уважения к родным людям старшего поколения. © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Кейс этнокультурной направленности

  • Для того что бы лучше понять как составить кейс, мы нарушим последовательность структуры кейса.
  • 1. Случай
  • Ученик 5 класса не смог вспомнить имен своих бабушек и дедушек, так как кроме как «бабушка» и «дедушка» их не называл. Эта проблема очень обеспокоила учителя, т.к. ребенку будет сложно выполнить задание для внеклассного мероприятия. Это может огорчить и расстроить ученика, и он будет испытывать дискомфорт. Из личной беседы стало ясно то, что в семье мальчика не уделяется должного внимания и уважения к родным людям старшего поколения.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

2. Решения   Беседа о важности и необходимости знаний своих корней. Провести конкурс рисунков «Моя семья».  Выпустить стенгазету «Я горжусь...».  Устроить праздник. Дальнейшая работа в данном направлении - это исследовательская работа на тему: «Моя родословная». © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

2. Решения

  • Беседа о важности и необходимости знаний своих корней.
  • Провести конкурс рисунков «Моя семья».
  • Выпустить стенгазету «Я горжусь...».
  • Устроить праздник.
  • Дальнейшая работа в данном направлении - это исследовательская работа на тему: «Моя родословная».

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

  Дальнейшая работа в данном направлении - это исследовательская работа на тему:  «Моя родословная».   3. Контекст С целью углубления в последующую проблему, можно использовать фото с изображением пожилых людей, семейное фото (межнациональные семьи), где четко прослеживается связь поколений с упором на необходимость и важность таких связей. © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Дальнейшая работа в данном направлении - это исследовательская работа на тему: «Моя родословная».

  • 3. Контекст
  • С целью углубления в последующую проблему, можно использовать фото с изображением пожилых людей, семейное фото (межнациональные семьи), где четко прослеживается связь поколений с упором на необходимость и важность таких связей.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

4. Факты   - Частная проблема Мудрые японцы говорили: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». По результатам анкетирования выяснилось, что проблема ученика 5 класса не единична, а принимает масштабный характер. © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

4. Факты

  • - Частная проблема
  • Мудрые японцы говорили: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». По результатам анкетирования выяснилось, что проблема ученика 5 класса не единична, а принимает масштабный характер.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Общественная проблема.   Вырастая, дети порой забывают о своих престарелых родителях, обрекая их на одиночество, а подчас и на мучения. В Конституции РУз и в семейном кодексе прописаны права и обязанности по отношению к нетрудоспособным родителям. Те, кто их не соблюдают, нарушают законы государства. ( Можно привести примеры уважения к старшему поколению в разных конфессиях: в исламе, в буддизме, в православии. Уделить внимание тому, на чем основаны эти взаимоотношения.)

Общественная проблема.

  • Вырастая, дети порой забывают о своих престарелых родителях, обрекая их на одиночество, а подчас и на мучения. В Конституции РУз и в семейном кодексе прописаны права и обязанности по отношению к нетрудоспособным родителям. Те, кто их не соблюдают, нарушают законы государства. ( Можно привести примеры уважения к старшему поколению в разных конфессиях: в исламе, в буддизме, в православии. Уделить внимание тому, на чем основаны эти взаимоотношения.)
5. Название    К своим истокам.

5. Название

  • К своим истокам.
          ВЫВОД   Кейс-технология как способ интерактивного обучения способствует повышению качества подготовки обучающихся за счет того, что в освоении знаний активно участвуют мыслительные процессы, стимулированные необходимостью совершать непосредственные действия. Используя теоретические знания, обучающиеся могут проанализировать и оценить явления, необходимые в профессиональной деятельности.   © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

ВЫВОД Кейс-технология как способ интерактивного обучения способствует повышению качества подготовки обучающихся за счет того, что в освоении знаний активно участвуют мыслительные процессы, стимулированные необходимостью совершать непосредственные действия. Используя теоретические знания, обучающиеся могут проанализировать и оценить явления, необходимые в профессиональной деятельности.

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

 Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам.  Питер Экман © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам.

Питер Экман

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Об авторе ГИЗАТУЛИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА учитель русского языка и литературы, тьютор Стаж работы 30 лет © 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна

Об авторе

ГИЗАТУЛИНА

ОЛЬГА

ИВАНОВНА

учитель русского языка и литературы, тьютор

Стаж работы 30 лет

© 2017 , Гизатулина Ольга Ивановна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!